П З Д А Н І К П І К С Т О Е аспрострапенное въ объем курса среднеучебныхъ заведеній. <...> і Гра іеоа и Коип. у Пречпстевскихъ воротъ, въ дом* М т я в о в о а . <...>
2007098238
Издавая Руководство ко Всеобщей иеторіи въ распространенноиъ объем ; т. е. въ объем курса средне^чебныхъ заізсденій, авторъ считаетъ додгомъ оговориться, что прп распространеніи своеіі книги онъ им лъ в ъ виду прежде всего н-е програмыу того или другаго учебнаго заведевія, а совокупность требованій научвыхъ п педагогпческихъ. <...> Содержаніе и направденіе среднеучебнаго курса, т. е. того курса, который составдяетъ принадлежность т. ваз. общаго образованія, должно быть по преимуществу Фактическое: оыъ долженъ сообщить гвачительный запасъ Фактовъ изъ жизни . историческихъ народовъ; при 'чешъ рядомъ съ исторіей подитической (въ т сномъ сыысл ) необходимо отвести видное м сто главвьшъ чертамъ изъ быта и образованности. <...> Требов^нія педагогическія или учебвыя отвосятся преимуществев" во къ издоженію: искусная группировка ФЯКТОВЪ, ясность и сжатость расказа, рельеФлость описавій, трв»^
u
вость сужденій Ст. е. воздержаніе отъ увлеченій при характеристик лицъ и событій), соотв тствіе частей и н которая законченность ц лаго — потъ т достоинства, къ достиженію воторыхъ долженъ стремиться составитель историческаго руководства. <...> . И э ъ Кавказскаго покол ніа на поприщ нсторической д ятельностн выступаютъ пр пмущественно дв главныя семьи народовъ: Индоевропейская (индусы, зенды, греко-латпны^ кельты, германцы <...>
Руководство_ко_всеобщей_истории__Сост._Д._Иловайский_Древний_мир.pdf
It* • a**7*^
4РЕ8НЯЛ
И C T O P K>^1
£
9ШЗ
ft' I*•
*р*і
'< #
Стр.1
& s~.
| 1
Составил ъ
Д. И ЛОВ АЙ СК1Й.
ПЗДАНІ К ПІКСТОЕ
аспрострапенное въ объем курса среднеучебныхъ
заведеній.
МОСКВА.
Твпогрті.і Гра іеоа и Коип. у Пречпстевскихъ воротъ, въ дом* Мтявовоа.
1867.
Стр.2
Издавая Руководство ко Всеобщей иеторіи въ распространенноиъ
объем ; т. е. въ объем курса средне^чебныхъ
заізсденій, авторъ считаетъ додгомъ оговориться,
что прп распространеніи своеіі книги онъ им лъ
въ виду прежде всего н-е програмыу того или другаго
учебнаго заведевія, а совокупность требованій научвыхъ
п педагогпческихъ. Содержаніе и направденіе среднеучебнаго
курса, т. е. того курса, который составдяетъ
принадлежность т. ваз. общаго образованія, должно
быть по преимуществу Фактическое: оыъ долженъ сообщить
гвачительный запасъ Фактовъ изъ жизни . историческихъ
народовъ; при 'чешъ рядомъ съ исторіей подитической
(въ т сномъ сыысл ) необходимо отвести
видное м сто главвьшъ чертамъ изъ быта и образованности.
Указывая по возможности на смыслъ, ваутренцюю
связь и преемство ФЯКТОВЪ, руководство должво
приближатьея къ тому уроввю, на которомъ находится
совремеввая исгорическая наука. Требов^нія
педагогическія или учебвыя отвосятся преимуществев"
во къ издоженію: искусная группировка ФЯКТОВЪ, ясность
и сжатость расказа, рельеФлость описавій, трв»^
Стр.4
u
вость сужденій Ст. е. воздержаніе отъ увлеченій при
характеристик лицъ и событій), соотв тствіе частей
и н которая законченность ц лаго — потъ т достоинства,
къ достиженію воторыхъ долженъ стремиться
составитель историческаго руководства.
Отпосптельно самаго соасраіанія, при передач древпей исторіи ми иожемъ
почти иеотступать отъ Зішадныхъ образцовъ; во л:и е, въ средцей и
повоЙ исторіи, составитель русскаго руководства обязппъ принииать въ
расчетъ т стороііы, воторып им ютъ бол е іми ыспі.о блізьпі отношеніа
къ русской ааціи. Отвода гдавпое и сто латипогсриапскинъ пародаиъ
воваго иіра, онъ однако должепъ наблюдать въ отношеніи къ иияъ
вновоиію, чтобы сообщнть по возможпости обстоііте.іыіый обзоръ
исторіи Византіи, ип вшсй бодьшое вліяпіе ва русскую цивилизацію,
а также исторіи родственвыхъ оаиъ славянскихъ плежевъ, въ
особенности Поляковъ; вообщс сос дніе съ Россіей пароды требуютъ
отъ вего зиачительнаго вииманія. Вс эти отд лы (особсани славянсвій)
обыквовеппо въ ииостраіпіыхъ учебвикахъ едва существуютъ;
вавбол е распристравснвыя у васъ, п исцкія руководства при изложеиіи>исторіи
воваго иіра отводятъ Гсрмавіи несоразм рво большое и -
сто сраввительао съ другими отд лами; что совершепво естсствепно,
потому что эти руководства приспособлевы къ требованіяиъ п мецнаго,
(преимуществепно протестантскаго) общества.
Саиап передача учебныхъ предиетовъ и.м етъ свои отличительныа
черты у важдой ваціи; чсрты эти ве всегда уловимы при поверхпостнонъ
взгляд ; во, чтобы уб диться въ нихъ, стоіітъ только попристальв
е сравпить, паприм ръ, учебную литературу вЪмецкую съ фраацузской.
Въ исторіи различіе это т мъ сильв е, что ова ве припадлежнтъ
к ь ваукамъ точпымъ иди математическииъ и везд отражаетъ ва себ
уистііеиііый свладъ и характеръ изв ствой ваціи.
Авторъ вм лъ въ виду, что Всеобщая исторія, также
какъ и Русекая, въ среднеучебныхъ заведеніяхъ
должна проходиться первоначально въ совращеиномъ
вид , доступномъ младшему возрасту; аоэтоыу при
Стр.5