П. Л. Лавров
Статьи
Встань, человек! / Сост., подготовка текстов, примеч. А. И. Володина, Б. М. Шахматова.-- М.:
"Советская Россия", 1986. (Худож. и публицист. б-ка атеиста).
OCR Бычков М. Н.
Содержание
Религиозные социалисты
Социализм и историческое христианство
Христианский идеал перед судом социализма (В сокращении)
Теоретики сороковых годов в науке о верованиях (В сокращении)
РЕЛИГИОЗНЫЕ СОЦИАЛИСТЫ45
Рассматривая историю умственной жизни человечества, изучая ее в ее проявлениях, мы замечаем,
как это сказал Огюст Конт, троякого рода формы, которые она принимала в своем постепенном развитии,
именно -- формы мысли теологической, метафизической и научной.
Ранее всего мы встречаем форму мысли чисто теологическую, религиозную; форму, в самой своей
сущности заключающую признание известного авторитета, которому поклоняются и верят, противоречие
которому считается преступлением. Здесь пред нами первая слабая попытка человеческой мысли
объяснить существующее, создать ряд формул, вмещающих в себе всю сумму знаний и практических
стремлений, всю систему и человеческих отношений, и человеческой мысли. Знаний у человека было
тогда крайне мало. Стремления его были крайне неясны, большею частью инстинктивны. Тем не менее
уже тогда он чувствовал необходимость знать источник явлений, его окружающих, чтобы овладеть ими в
свою пользу. Уже тогда над большинством страждущих и эксплуатируемых стояло меньшинство,
захватившее себе все наслаждения и выгоды общественной жизни; это меньшинство составляло власть,
эксплуатировало других в свою пользу и начинало в доисторическом обществе тот длинный ряд
священных жреческих каст, военных аристократий и монархий, коммерческих и промышленных
монополистов, который до нашего времени делал из истории каторгу народов, проливал реки и моря
крови и создавал блестящие результаты исторических цивилизаций из страданий большинства
человечества. С первых обществ человеческих начались страдания, начался и протест, сначала
инстинктивный, потом более и более сознательный, против несправедливого строя общества. Именно в
религиозном веровании находило страждущее человечество первого времени единственно-возможную
для него форму мысли, которая заменяла ему недостающее знание и удовлетворяла, хотя бы призрачно,
протесту противу зла, давившего со всех сторон на большинство.
Человек, в этом периоде своего развития, знал, хотя и смутно, лишь себя, т. е. свои желания,
стремления и привычки. Он неизбежно их переносил и вне себя, наполнял видимую природу и невидимый
мир существами, подобными себе, только одаренными знанием и силою, которых недоставало ему,
слабому и невежественному человеку. Прежде всего самые предметы природы стали в воображении
человека живыми существами, к которым обращены были молитвы и заклинания, которые гневались на
человека и посылали ему несчастие или становились его надежными помощниками. Впоследствии над
мертвыми предметами вещества, над бессильным миром видимого и ощутимого вознеслись невидимые
духи, всемогущие боги, представители сил природы все-таки в человеческом виде. По образцу
эксплуататора-патриарха46, тирана-царя, над земными мучителями вознесся фантастический трон
невидимых эксплуататоров, всесильных тиранов, которые могли мучить и наказывать владык земных еще
лучше, чем те истязали подчиненные им племена и народы. Протест против тяготеющей власти был
Стр.1