УДК 611
ББК 28.707
М74
С е р и я о с н о в а н а в 2013 г.
М74
Мозг: чердак, лабиринт или опора для шляпы? /
под ред. К. Таккер ; пер. с англ. О. Б. Латановой.—
2-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2024.—
243 с.—(Universum).—Систем. требования: Adobe Reader XI ;
экран 10".—Загл. с титул. экрана.—Текст : электронный.
ISBN 978-5-93208-759-6
В книге собраны ответы специалистов на многочисленные вопросы
о мозге, заданные читателями на страницах журнала Scientific American
MIND. Вы узнаете почему внешняя поверхность мозга имеет складки
и почему левая половина мозга управляет правой стороной тела
и наоборот. Эксперты объяснят, как возникают идеи и озарения,
как формируются и усваиваются разные представления, как влияют
на память возраст и употребление алкоголя, что на самом деле
происходит в мозге при дежавю. Родителям будет интересно узнать,
что происходит с мозгом во время беременности, испытывают ли
послеродовую депрессию новоиспеченные отцы, и наследуются ли
умственные способности. Может ли стресс принести пользу, можем
ли мы управлять своими сновидениями? Книга приоткрывает тайны
поведения и психики человека, объясняет, как физическая активность
влияет на мозг и как наши органы чувств воспринимают мир вокруг нас.
Будет понятно и интересно всем, кто задавался подобными
вопросами, но не смог найти на них ответа.
УДК 611
ББК 28.707
Деривативное издание на основе печатного аналога: Мозг: чердак, лабиринт
или опора для шляпы? / под ред. К. Таккер ; пер. с англ.
О. Б. Латановой.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—240 с. : ил.—
(Universum).—ISBN 978-5-00101-242-9.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав,
правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков
или выплаты компенсации
ISBN 978-5-93208-759-6
Впервые опубликовано на английском языке под названием:
© 2017 Scientific American, a division of Springer Nature America, Inc.
Впервые опубликовано на английском языке под названием:
Ask the Brains, Part 2: 62 Answers to Common Questions on the Mind,
Edition 1.
Ask the Brains, Part 1: 55 Mysteries of the Mind, Edition 1.
© 2017 Scientific American, a division of Springer Nature America, Inc.
Настоящее издание включает два издания в одном томе:
Ask the Brains, Part 1: 55 Mysteries of the Mind Edition 1, 2017 и Ask
the Brains, Part 2: 62 Answers to Common Questions on the Mind
Edition 1, 2017 Настоящее издание переведено и опубликовано
по лицензии Springer Nature American Inc. Springer Nature American
Inc. не несет ответственности за точность перевода.
© Лаборатория знаний, 2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТАЙН МОЗГА . . . . . . . . . . 5
Узнай себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Карин Таккер
Раздел 1. Форма и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Почему внешняя поверхность мозга имеет складки? . . . . . 9
Клаус К. Хильгетаг и Хелен Барбас
Почему правая часть мозга управляет левой стороной
тела и наоборот? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Марк А. В. Эндрюс
Какие есть различия в строении мозга у животных
с самосознанием и других позвоночных? . . . . . . . . . . . . . . 13
Роберт О. Дункан
Почему мозг не чувствует боли? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Марк А. В. Эндрюс
Когда половина мозга лучше, чем целый мозг? . . . . . . . 15
Чарльз Чой
Какую роль играют коннектомы в нашем сознании? . . . . 18
Александр Форнито
Почему мы ощущаем «обморожение мозга», когда едим
холодное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Марк А. В. Эндрюс
Раздел 2. Мышление, идеи и представления . . . . . . . . . . . . . . . 22
Что такое идея? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Ричард Дж. Хайер
Озарение всегда правильное? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Рони Якобсон
Почему невозможно прекратить думать и сделать
разум абсолютно чистым? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Барри Гордон
Можно ли думать две мысли одновременно? . . . . . . . . . . . 26
Барри Л. Бейерстайн
Можно ли научиться думать более рационально? . . . . . . . 27
Дэниел Уиллингем
Можно ли использовать наш мозг более эффективно? . . . 29
Барри Гордон
Что происходит в мозге, когда мы испытываем
когнитивный диссонанс? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Кайзе Изума
Содержание
233
Стр.234
Есть ли различия между мозгом атеиста и мозгом
верующего человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Эндрю Ньюберг
Почему люди верят не научным доводам, а чьему-то
мнению? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Кит Е. Станович
Каковы причины предубеждения против иммигрантов
и как его побороть? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Стивен Ньюберг и Софи Бушвик
Как уверенность в своих знаниях влияет на способы
применения этих знаний? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Сузанна Мартинез-Конде
Искусство убеждения зависит от пола или внешности
человека? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Розанна Е. Гуадагно
Что такое «химический мозг»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Грехам Дж. МакДугалл мл.
Раздел 3. Умственные способности и обучение . . . . . . . . . . . . . 46
Каковы лучшие и худшие способы подготовки
к экзамену? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Дэниел Уиллингем
Как шум влияет на концентрацию нашего внимания? . . . 49
Марк А. В. Эндрюс
Делает ли умнее маленьких детей классическая
музыка? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Никхил Сваминатан
Влияет ли размер мозга на умственные способности? . . . 53
Кайт Сукел
Наследуются ли умственные способности? . . . . . . . . . . . . . 56
Роберт Пломин
Правда ли, что левши умнее, чем правши? . . . . . . . . . . . . 58
Крис МакМанус
Раздел 4. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Где и как сохраняются воспоминания? . . . . . . . . . . . . . . . 60
Майкл Рагг
Какой объем памяти у человеческого мозга? . . . . . . . . . . . 61
Пол Ребер
Почему у Кима Пика увеличена память? . . . . . . . . . . . . . . 62
Дженнин Стаматакис
Почему дети забывают события, произошедшие
с ними до 3–4 лет? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Пол Ребер
234
Содержание
Учитель может помочь ученикам развивать их мозг? . . . 46
Дэниел Уиллингем
Стр.235
Когда у детей начинает работать долговременная
память? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Дима Амсо
Почему большинство людей могут запомнить цвет,
но только некоторые запоминают высоту звука? . . . . . . . 66
Роберт О. Дункан
Как мы можем «видеть» воспоминания? . . . . . . . . . . . . . 68
Джейми Ворд
Сон после еды влияет на формирование воспоминаний? . . 69
Манфред Холлшмид и Сузанна Диекельманн
Почему с возрастом память на имена ухудшается? . . . . . 70
Пол Ребер
Почему невозможно исправить воспоминание? . . . . . . . . 71
Гордон Х. Бауэр
Существует ли фотографическая память? . . . . . . . . . . . . . . 73
Барри Гордон
Существует ли степень опьянения, при которой
не будешь помнить своих действий? . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Чарльз Ф. Зорумски
Раздел 5. Дежавю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Что такое дежавю? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Джеймс М. Лампинен
Что происходит в мозге при дежавю? . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Пол Ребер
Можно ли объяснить явление дежавю с помощью
нейронов решетки коры головного мозга? . . . . . . . . . . . . . 80
Эдвард И. Мосер
Раздел 6. Мышление и физическая активность . . . . . . . . . . . . 82
Почему после физических упражнений мы хорошо
себя чувствуем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Дженнин Стаматакис
Почему мне лучше думается во время ходьбы или
тренировки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Джастин Родес
Как физическая активность улучшает умственную
деятельность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Дэвид Р. Якобс
Почему мне проще выполнять сложные упражнения
во время тренировки под музыку? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Марк А. В. Эндрюс
Раздел 7. Наши чувства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Почему скрип ногтя по классной доске так сильно
раздражает? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Джон МакДермотт
Содержание
235
Стр.236
Почему иногда услышанная песня долго крутится
в голове? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Андрэа Халперн
Почему люди слышат, как двигаются их глазные
яблоки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Ларри Гринмейер
Почему мы долго помним запахи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Дональд Уилсон
Почему иногда два вкуса, которые нравятся, при
совместном употреблении имеют неприятный привкус? . . . 99
Тим Джейкоб
Часть II. ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАГАДОК РАЗУМА . . . 101
Все в голове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Карин Таккер
Раздел 1. Эволюция мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Как мозг человека развивался в процессе эволюции? . . . 106
Джон Хокс
Почему в последние тысячелетия наблюдается
уменьшение размеров мозга? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Кристофер Стрингер
Какую роль играет месть в эволюции? . . . . . . . . . . . . . . . 109
Майкл Маккало и Кэтрин Хармон
Раздел 2. Психология и психическое здоровье . . . . . . . . . . . . 115
Может ли стресс быть чем-то полезен? . . . . . . . . . . . . . . 115
Энн С. Мастен
Люди с синдромом Аспергера отличаются
от остальных? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Саймон Барон-Коэн
Почему мы находим утешение в обсуждении своих
проблем с окружающими? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Дина Миллер
Раскрытие секретов приводит к улучшению
психического состояния? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Джеймс У. Пеннбейкер
Весенняя лихорадка — реальный феномен? . . . . . . . . . . 122
Кристи Николсон
Почему у профессиональных спортсменов развивается
мандраж в стрессовых ситуациях? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Юрген Бекманн
Раздел 3. Поведение и личностные особенности . . . . . . . . . . 128
Злыми людей делают гены? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Даниэль Ламетти
236
Содержание
Стр.237
Можно ли стать социопатом после черепно-мозговой
травмы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Дженнин Стаматакис
Некоторые дети более склонны к нарциссизму,
чем другие. Это так? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Аарон Л. Пинкус
Что более свойственно людям — действовать сообща
или самостоятельно? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Ариэль Кнафо
Кризис среднего возраста существует? . . . . . . . . . . . . . . . 134
Дэвид Алмейда
Помогает ли гипноз в борьбе с дурными
зависимостями и лишним весом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Грант Бенхэм и Майкл Р. Нэш
Что заставляет людей совершать насильственные
действия и убийства? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Марко Якобони и Ларри Гринемайер
Личность человека меняется после инсульта? . . . . . . . . . 140
Джон Стоун
Почему мы зеваем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Марк А. В. Эндрюс
Почему нам очень хочется «съесть» кого-то
очень милого? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Гвен Дьюар
Раздел 4. Чувства и эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Окситоцин — гормон любви? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Гэри Стикс
Какими физиологическими изменениями можно
объяснить фазу медового месяца в отношениях? . . . . . . 147
Гэри У. Левандовски мл.
Как мозг реагирует на разрыв романтических
отношений? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Сяомэн (Мона) Сюй
Когда человек расстроен, что вызывает боль в груди? . . . 149
Роберт Эмери и Джим Коан
Почему мы плачем? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Ориана Арагон
Почему нам смешно, когда кто-то падает? . . . . . . . . . . . . 153
Уильям Ф. Фрай
Почему мы используем мимику для выражения
наших эмоций? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Марк А. В. Эндрюс
Что происходит в мозге во время панической атаки? . . . 155
Пол Ли
Содержание
237
Стр.238
Склонность испытывать страх и беспокойство
обусловлена нашими генами? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Уильям Р. Кларк
Почему у нас возникают иррациональные фобии?
Катерина К. Хаунер
Как обезболивающие помогают противодействовать
социальной изоляции? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Дженнин Стаматакис
Как наши мысли влияют на физическое
самочувствие? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Дженнин Стаматакис
Почему игры, подобные судоку, приятны
для нашего ума? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Марк А. В. Эндрюс
Можно ли во взрослом возрасте развить
эмоциональный интеллект? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Джон Д. Майер
Раздел 5. Беременность и мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Какова эволюционная роль у послеродовой
депрессии? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Эдвард Х. Хаген
Послеродовая депрессия бывает у отцов? . . . . . . . . . . . . . 171
Кэтрин Хармон
Есть ли биологические часы у мужчин? . . . . . . . . . . . . . 177
Энн Кассельман
Новорожденный может привязаться
к представителю другого вида как к матери? . . . . . . . . . 179
Рейчел Двоскин
Раздел 6. Сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Что происходит в мозге во время сна? . . . . . . . . . . . . . . 183
Джон Пивер и Брайан Дж. Мюррей
Почему сон развивался в эволюции? . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Кристофер Френч
Что такое паралич сна и насколько это явление
редкое? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Кристофер Френч
Почему некоторые люди ходят во сне? . . . . . . . . . . . . . . 187
Антонио Оливьеро
Если разбудить лунатика, это убьет его? . . . . . . . . . . . . 188
Робин Бойд
238
Содержание
Существует ли такое понятие, как «беременный мозг»? . . 168
Лаура Глинн
. . . . 159
Заразно ли плохое настроение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Гэри У. Левандовски мл.
Стр.239
Режим сна у пожилых людей физиологически
полезен? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Майкл В. Вителло
Улучшает ли дневной сон когнитивную
деятельность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Кимберли Кот
Почему я просыпаюсь от взрывов в моей голове? . . . . . 193
Рэндольф В. Эванс
Раздел 7. Сновидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Меньше спишь — больше видишь снов? . . . . . . . . . . . . . 195
Кристи Николсон
Как мы можем «видеть» с закрытыми глазами
во время сна? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Роберт О. Дункан
Когда у человека появляются сновидения? . . . . . . . . . . 199
Пол Ли
Можем ли мы управлять своими сновидениями? . . . . . 200
Дейрдре Барретт и Джордан Лайт
Какие процессы в мозге позволяют нам запоминать
наши сны? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Дейрдре Барретт
Раздел 8. Друзья наши меньшие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
У собак есть зеркальные нейроны? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Адам Миклоси
Существуют ли интроверты среди
нечеловекообразных обезьян? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Хани Фриман
Могут ли животные узнавать сами себя? . . . . . . . . . . . . . 214
Марк Бекофф
Раздел 9. Разное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Если негативные политические заявления
не нравятся, они работают? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Дональд Грин
Почему после еды происходит спад умственной
деятельности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Пол Ли
Могут ли вакцины предотвратить пагубные
привычки? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Рональд Кристал
Как можно объяснить веру в невероятное? . . . . . . . . . . 220
Норман Н. Холланд
Есть ли у человека доминирующий глаз? . . . . . . . . . . . . 222
Марк А. В. Эндрюс
Содержание
239
Стр.240
Левши физически или психологически более
уязвимы? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Стивен Кристман
Почему мы начинаем чихать, когда смотрим
на солнце? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Карен Шрок
Почему мы с возрастом ощущаем ускорение
времени? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Джеймс М. Бродвей и Бриттни Сандова
Почему говорить проще с жестикуляцией? . . . . . . . . . . 229
Майкл П. Касчак
Имеют ли статины какие-либо неврологические
эффекты? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Беатрис Александра Голомб
Обучение одинаково свободному владению обеими
руками улучшит работу мозга? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
Майкл Корбаллис
240
Содержание
Стр.241