Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024
Финконтроль

Финконтроль №3 2021 (738,60 руб.)

0   0
Страниц89
ID720128
АннотацияЕжеквартальное издание, предназначенное для финансовых контролеров бюджетной сферы всех уровней, а также для сотрудников проверяемых организаций. Журнал освещает новеллы законодательства в сфере контроля, представляет методологию контрольной деятельности, поднимает актуальные вопросы ее осуществления, рассказывает о лучшем опыте. В каждом номере журнала вы найдете: информацию о законодательных изменениях в сфере финансового контроля и госзакупок с комментариями ведущих экспертов; анализ актуальных проблем; ответы на возникающие у читателей вопросы; методологию контрольной деятельности; опыт контрольных подразделений.
Финконтроль .— 2021 .— №3 .— 89 с. — URL: https://rucont.ru/efd/720128 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Финконтроль_№3_2021.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Финконтроль_№3_2021.pdf
ЕИС освобождает контролеров от рутины, но не от принятия решений А. Т. Катамадзе Е. А. Беликова Представить государственные закупки без единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) уже нельзя, как нельзя и представить без ЕИС контроль в сфере закупок. О том, как ЕИС влияет на развитие внутреннего государственного финансового контроля и как помогает контролерам в их работе, мы поговорили с заместителем руководителя Федерального казначейства Анной Теймуразовной Катамадзе и начальником Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Еленой Александровной Беликовой. — Анна Теймуразовна, первый вопрос вам. Какую роль, на ваш взгляд, играет ЕИС для внутреннего государственного финансового контроля? Какие преимущества она дает контролерам? Анна Теймуразовна: ЕИС — это система, где ведется полный документооборот по закупкам всей Российской Федерации. Закупочный процесс государственных, муниципальных заказчиков, квазигосударственных заказчиков (работающих в правовом поле Закона № 223-ФЗ) осуществляется в ЕИС. Соответственно, система, даже сама по себе без каких-то специальных и дополнительных контрольных функций, является для контролеров уникальным источником информации обо всех юридически значимых действиях в сфере закупок. 1 2 Наличие такого единого ресурса позволяет фактически все камеральные проверки проводить в формате, условно говоря, аналитики. Если раньше для проведения проверки в сфере закупок надо было запрашивать огромное количество документов, то сейчас контролер просто заходит в систему, находит нужную закупку, открывает по ней все необходимые ему документы и работает. Это первое преимущество. Второе: ЕИС — это источник не только первичной информации, но и обработанных аналитических данных. У нас есть отдельная подсистема ЕИС — «Мониторинг закупок», которая позволяет формировать большое количество аналитических отчетов. Это может быть как агрегированный отчет в целом об экономической ситуации в сфере государственных закупок, так и срез по определенным параметрам: что закупают больше всего, количество несостоявшихся закупок, количество нарушений по отраслям, анализ рисков и цен, выявление ценовых аномалий по конкретным товарам и т. д. Возможности подсистемы ЕИС «Мониторинг закупок» использует регулятор контрактной системы — Минфин России для подготовки отчетов, которые подлежат официальной публикации. Казначейство России как владелец, как оператор системы, используя подсистему ЕИС «Мониторинг закупок», готовит отчеты по запросам Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, правоохранительных органов и т. д. Третье: наличие функционала, предназначенного непосредственно для контрольных органов. Система предусматривает различные виды контролей. Так называемый финансовый контроль, осуществляемый федеральными, региональными, муниципальными контролерами: контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, нецелевым использованием бюджетных средств и т. д. Да, сегодня на 90 процентов этот контроль автоматизирован, но в определенных случаях требуется человеческое участие. Например, речь идет о закупках заказчиков, счета которых открыты не в Федеральном казначействе. В этом случае региональный финансовый контролер подтверждает, что те закупки, которые размещают такие заказчики, соответствуют целям, лимитам, кодам бюджетной классификации. 3
Стр.2
— В последний год Казначейство России активно развивает модуль ЕИС «Риск-мониторинг», расскажите поподробнее о нем. Анна Теймуразовна: Модуль «Риск-мониторинг» ЕИС введен в промышленную эксплуатацию и работает в пилотном режиме. В этом модуле мы сформировали алгоритмы, которые позволяют оцифровать профиль риска заказчиков и закупок. То есть мы можем проанализировать каждую закупку по рискоемким критериям и составить рейтинг. У каждого критерия есть вес, соответствующий уровню потенциальной опасности для исполнения контракта. Рейтинг позволит вывести в первую десятку закупки, в которых система через наши алгоритмы обнаружила большее число нарушений. Это избавляет контрольные органы от необходимости анализировать все существующие закупки и ходить на бесполезные проверки. Заказчикам тоже спокойнее, так как они избавлены от ненужных контрольных мероприятий и, соответственно, от лишних действий, трудозатрат и нервозной обстановки, связанных с проверкой. Мы фактически автоматизировали часть контрольной функции и создали такой функционал, который позволит нашим контролерам видеть потенциал для нарушений, отработать его с заказчиком и тем самым предотвращать эти самые нарушения. Наша миссия — перевести контрольную деятельность из формата «бить по хвостам» в формат предупреждающего контроля. Это не везде возможно, но там, где это реально, мы хотим внедрить. Потенциал для этого у модуля «Риск-мониторинг» ЕИС есть. Елена Александровна: Я хочу добавить, что в ЕИС сегодня накопилось уже достаточно много информации, которая позволяет нам осуществлять, так скажем, умный контроль. Проводить удаленно проверки, ориентируясь на конкретные точечные вещи, которые являются для нас признаком или риском нарушений. У нас появилось много инструментов, которые позволят контролерам максимально уйти в тень и видеть всю деятельность заказчиков через аналитическую систему. Тем самым мы хотим облегчить жизнь и заказчикам, и контролерам. — Кому сейчас доступен модуль «Риск-мониторинг»? Анна Теймуразовна: Модуль, работающий в пилотном режиме, доступен всем управлениям Федерального казначейства, которые осуществляют контрольную деятельность в рамках внутреннего государственного финансового контроля. Стоит подчеркнуть, что использование данного инструмента у нас закреплено в ведомственных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Казначейства России, которые приняты в развитие соответствующих федеральных стандартов. Также доступ есть у Счетной палаты Российской Федерации, осуществляющей внешний государственной финансовый контроль. — В перспективе вы планируете сделать пользователями модуля региональных и муниципальных финансовых контролеров? Анна Теймуразовна: Сегодня все чаще звучат предложения о целесообразности передачи полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на региональный уровень. В некоторых регионах уже осуществляется такой централизованный контроль. Поэтому региональным контролерам мы планируем обеспечить доступ к модулю «Риск-мониторинг» ЕИС — такая задача перед нами стоит, в том числе с точки зрения нормативного правового регулирования. — Опции ЕИС в большей степени предназначены сегодня для определения объектов контроля или для предпроверочного анализа? Елена Александровна: И для первого, и для второго. Контролеры с помощью модуля «Риск-мониторинг» ЕИС определяют объект контроля и с помощью него же проводят предпроверочный анализ. К тому же имеющийся функционал и объем данных позволяют максимально предотвращать нарушения. Например, контролер, увидев в профиле рисков заказчика, что последний находится в шаге от нарушения — пропустил, допустим, срок закрытия одного из этапов контракта, — может сигнализировать заказчику о том, что в ЕИС не внесены необходимые сведения, касающиеся закрытия этапа. На практике встречаются самые разные ситуации. Бывает, что действительно сроки нарушены, а бывает, что сотрудник просто в текучке дел забыл внести сведения в ЕИС. Согласитесь, это два разных случая и приводить их к одному знаменателю было бы неправильно. — Елена Александровна, а какие отчеты, необходимые контролерам, могут формироваться сегодня в системе? И какими вы бы посоветовали пользоваться?
Стр.3
Елена Александровна: Сегодня контролеры в ЕИС могут сформировать любые отчеты в зависимости от задачи и потребности. Когда мы только начинали прорабатывать вопрос о создании модуля «Риск-мониторинг» ЕИС , мы исходили из достаточно простого набора инструментов и критериев. В ЕИС была возможность формировать отчеты по отраслям, по цене контракта. Например, можно было сделать отчет по наиболее бюджетоемким контрактам, по контрактам, предусматривающим авансы, этапность. То есть был такой элементарный набор отчетов, который сегодня доступен каждому контролеру. По мере развития контрактной системы пришло понимание о расширенном и более глубоком функционале. Так появились отчеты для анализа закупочного процесса, возможность совмещать несколько отчетов: по уровню заказчиков, по годам, по направлениям расходов, а также по совершенно разным показателям. Теперь мы запустили модуль «Риск-мониторинг» ЕИС, который в большей степени ориентирован на запросы контролеров. В «Риск-мониторинге» предусмотрен жесткий алгоритм, который заточен на конкретные финансовые риски и конкретные финансовые нарушения. Там есть также общая аналитическая информация, в том числе по отраслям, ценовым аномалиям или по закономерностям, которые формируются в той или иной отрасли. Все это в целом дает нам как контролерам понимание, на какую отрасль или на какой национальный проект, заказчика, а может быть, в целом субъект Российской Федерации стоит обратить внимание. — Как часто контролеры пользуются системой? Есть такая статистика? Анна Теймуразовна: Если говорить о государственном финансовом контроле, то в день осуществляется порядка десяти тысяч операций (отчеты, запросы). Это среднепиковое значение. В период планирования контрольной деятельности мы фиксируем до 40 тысяч операций в день. С января текущего года активно проводим обучение работе в модуле «Риск-мониторинг» ЕИС. Регулярно проводим наши внутренние вебинары, в связи с чем востребованность данного модуля будет расти. Кроме того, мы постоянно расширяем его функционал. Надо понимать, что оптимизационный Закон № 360-ФЗ внес существенные изменения в Закон № 44-ФЗ. Многие предложения в закон Казначейство России формулировало совместно с Минфином России. Мы сделали большой акцент на цифровизации стадии исполнения контрактов. Мы как орган, контролирующий данный этап закупок, заинтересованы, чтобы все этапы закупки были четко взаимоувязаны, в том числе с платежами. Одна из основных наших задач — достичь прослеживаемости каждого товара не только на этапе торгов и контрактации, но и на этапе постановки его на бухгалтерский учет заказчиком. Нам нужно добиться, чтобы у поставщика и заказчика отображалась единообразная стоимость товара. Мы хотим понимать, как реально строится ценообразование, а для этого нужно связать многие звенья: приемку результатов исполнения контракта со стартом закупки, когда формировалась НМЦК, финансовые расчеты между заказчиком и поставщиком. Когда свяжем все эти звенья в одну цепочку, мы сможем решить сложную задачу ценообразования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Конечно, есть нюансы и определенные трудности, например в строительстве, где мы не можем все четко выстроить. Тем не менее, внедрив новые механизмы, особенно электронное актирование, мы делаем прозрачным этап приемки. Теперь весь аудиторский след приемки результатов исполнения контракта будет в ЕИС. Мы всегда можем понять: вовремя ли оплатил заказчик, в полном объеме или частично, какая претензионная работа велась. И эта информация будет всегда в структурированном виде. Благодаря всем этим новациям качество данных ЕИС значительно возрастет, что не может не повлиять радикальным образом на функционал модуля «Рискмониторинг» ЕИС. — Как вы считаете, когда-нибудь ЕИС сможет полностью заменить контролера? Анна Теймуразовна: Содержание деятельности контролеров, конечно же, будет меняться и уже меняется. Если раньше контролер половину своего времени тратил на поиск информации, то сейчас эту половину он должен потратить на ее осмысление и выводы. Это своего рода вызов для кадрового потенциала отрасли, потому что одно дело — отчитываться за сбор информации, а другое — отчитываться за то, какие выводы ты сделал. Сегодня все усложняется, объем документации растет, контрактация становится более сложным процессом. Автоматизация — это жизненная необходимость, позволяющая и заказчикам и контролерам не потонуть в объеме регулирования, документов, информации. Поэтому думать, что мы подошли к моменту, когда система сама может все решить, не стоит. Работа финансового контролера в нашем понимании — это не только финансовый, но и экономический аудит в сфере закупок. Контролеры не просто бухгалтерские проводки проверяют,
Стр.4
но и вникают в экономическую суть закупки, была ли соблюдена конкуренция, в вопросы ценообразования и прочее. Благодаря автоматизации мы хотим освободить контролеров от рутинной работы и дать им возможность развивать свое мышление так, чтобы стать настоящими, полноценными экономическими аудиторами контрактной системы. Мы, со своей стороны, делаем так, чтобы у людей появлялась возможность использовать время на саморазвитие и профессиональный рост. Подготовила О. В. Изутова Читайте на сайте: ЕИС освобождает контролеров от рутины, но не от принятия решений http://runcontrol.ru/online/article/429045/
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст