УДК 338.23:334.722(1-773)
ББК 65.7
А65
Дипак Лал (председатель), Д. Арментано, С. Бернс, Дж. Бест, Т. Беттел,
Т. Вудс, О. Герземанн, Дж. Дорн, Л. Котликофф, М. ван Кревельд,
Р. Кубедду, Б. Линдси, Э. Льюс, Т. Палмер, Я. Романчук,
В. Смит, Х. Уэрта де Сото, Дж. Финнис, Дж. Хиггс, Э. де Ясаи
Учредитель: В. Завадников
Редакционный совет серии:
Редколлегия: М. Денисова, Н. Измайлова, И. Комарова,
А. Куряев, А. Матешук, А. Якимчук
Р. Варданяна, П. Горелова, О. Олефиренко, А. Якимчука, А. Яковлева
Издание подготовлено при поддержке:
Перевод с английского:
глава 1 — ИРИСЭН
главы 2—9 — Е. Артемовой
А65
Андерсон, Роберт.
Просто не стой на пути. Как государство может помочь бизнесу в
бедных странах / Р. Андерсон ; пер. с англ. ИРИСЭН, Е. Артемовой.
— 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 381 с. — Москва ; Челябинск :
Социум, 2020. — (Экономика). — Систем. требования: Adobe Reader
XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-91603-583-4
Единственный способ ликвидировать бедность — это экономический рост,
а лучший двигатель экономического роста — частный сектор. Автор противопоставляет
провалам рынка провалы государства. Отдельные главы посвящены
экономическому росту; роли крупных компаний; приватизации; банкам,
банковскому регулированию, процедурам банкротства; конкуренции. В Заключении
автор описывает историю рыночных реформ 80-х годов в Новой
Зеландии, где он участвовал в разработке программы приватизации.
Некоторое время в 1991 г. автор был консультантом Госкомимущества
России.
УДК 338.23:334.722(1-773)
ББК 65.7
Электронное издание на основе печатного издания: Просто не стой на пути. Как
государство может помочь бизнесу в бедных странах / Р. Андерсон ; пер. с англ.
ИРИСЭН, Е. Артемовой. — Москва : ИРИСЭН ; Мысль, 2012. — (Экономика). —
379 с. — ISBN 978-5-91066-054-4 (ИРИСЭН), 978-5-244-01164-7
(«Мысль»). — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-91603-583-4
© 2004 by the Cato Institute
© АНО «ИРИСЭН»,2012
Стр.5
Содержание
От издателя
Глава 1. ПРОВАЛы РыНКА ПРОТИВ
ПРОВАЛОВ ГОСУДАРСТВА
Коррупция и некомпетентность государственного аппарата
Как развивать частный сектор
Во‑первых, не навреди
Важность конкуренции
Погоня за рентой в частном секторе
Профсоюзы
Жажда государственного вмешательства
Социализм Неру
Латинская Америка
«Азиатские тигры»
9
11
12
Экономическая власть — власть политическая
Неверные советы экспертов
Провалы рынка
Глава 2. ЭКОНОМИчЕСКИй РОСТ: ЕДИНСТВЕННый
СПОСОБ БОРьБы С БЕДНОСТью
Цели развития тысячелетия
Решит ли проблему увеличение объемов помощи?
Индия
Проблема целевой помощи бедным
Доходит ли помощь до бедных?
Лучше ли всем быть одинаково бедными?
Поможет ли бедным экономический рост?
14
15
17
18
20
22
23
26
27
29
31
33
37
37
Так ли плохо помогать богатому населению бедных стран?
Экономический рост привел к сокращению бедности в мире
Глава 3. БОЛьшОй БИЗНЕС: ГЕРОй ИЛИ ЗЛОДЕй?
Просто семейный бизнес
широкое определение понятия
«корпоративное управление»
Типы компаний в зависимости от структуры собственности
Кому принадлежат крупные компании?
Традиционное определение понятия
«корпоративное управление»
39
43
48
49
51
53
55
56
59
59
63
66
72
74
5
Стр.6
Содержание
Условия ведения бизнеса
Инвестиционный климат
Причины азиатского кризиса
76
79
80
Стоит ли делать ставку на развитие компаний
с широким кругом акционеров?
Эмпирические данные об эффективности
деятельности компаний
Корпоративное управление в СшА
Слабые стороны компаний с широким кругом акционеров
Развитие фондового рынка: хвост виляет собакой
Защита прав акционеров
87
91
93
94
Так ли хороши малые и средние предприятия?
Структура собственности компании
должна изменяться эволюционным путем
Стандарты корпоративной социальной ответственности
Механизмы негосударственного принуждения
к соблюдению стандартов корпоративной
социальной ответственности
Механизмы государственного принуждения
к соблюдению стандартов корпоративной
социальной ответственности
Проблема не в крупных компаниях
Глава 4. ПРИВАТИЗАЦИЯ: ПРОСТО ПРОДАйТЕ
Цели приватизации
Методы приватизации
Образец передовой практики проведения приватизации
Получение государством максимального дохода от сделки
Неценовые критерии
Критерии, касающиеся методов
управления предприятием
Стратегические компании
широкое владение акциями
Развитие фондового рынка
102
108
110
114
115
119
121
126
129
133
137
140
143
144
Ограничения для иностранных инвесторов
Покупка с использованием заемного капитала
Приватизация в два транша
Выкуп компании менеджментом и трудовым коллективом
Эмпирические свидетельства
Приватизация новых инфраструктурных мощностей
Исключение, подтверждающее правило
Заключение
Глава 5. БАНКИ: БЕЗ НИХ ЛУчшЕ
Теоретическая модель
Принцип «финансовой пирамиды»
6
147
148
151
155
156
158
162
164
166
168
174
177
179
180
182
Стр.7
Содержание
Ликвиден, но не платежеспособен
Моральный риск
Кредитование государственных предприятий
Реструктуризация банков и предприятий
Кредитование частного сектора
Мозамбик
чем частный банк лучше государственного?
СшА
чили
Банковские кризисы
Ущерб от деятельности банков, работающих
по принципу финансовых пирамид
Забалансовое финансирование
185
187
188
190
193
195
197
202
204
205
Должен ли МВФ регулировать деятельность
банковского сектора
Влияние деятельности банков на экономический рост
Государство должно выйти из банковского сектора
Глава 6. РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА:
ВКЛАДчИК, БУДь БДИТЕЛЕН!
Два типа регулирования
Современный опыт регулирования
банковской деятельности
Регулирование рынка ценных бумаг
207
209
212
214
215
217
218
Контроль за соблюдением норм регулирования
Система страхования вкладов
Системные риски
Плохие банки хуже полного отсутствия банков
Не стоит преувеличивать значение банков
Заключение
Оптимальное решение: раскрытие банками информации
Новая Зеландия
220
221
223
224
230
234
237
241
243
249
Глава 7. БАНКРОТСТВО: БыСТРАЯ
И БЕЗОГОВОРОчНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ
Необходимость проведения реорганизации компаний
Реструктурировать или ликвидировать?
Кому решать?
Привлечение экспертов к подготовке
плана реструктуризации
Акционеры и кредиторы: партнерские отношения
Оптимальный вариант — мировое соглашение
о реструктуризации
Нужны частные банки
Обеспеченные кредиты
251
253
254
256
258
261
263
Координация, коллективные действия и уклонение
266
267
269
7
Стр.8
Содержание
Подготовленная реструктуризация
и навязанная реструктуризация
Реструктуризация по решению государства
Посредники по реструктуризации
Воздействие на финансовые рынки
Опыт богатых стран
Опыт бедных стран
Созидательное разрушение
Глава 8. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ: ВРЕД
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕшАТЕЛьСТВА
Измерение уровня конкуренции
Влияние на экономический рост
Мировой опыт
Государственные монополии
Конкуренция со стороны зарубежных производителей
Борьба с демпингом
Входные барьеры, создаваемые государством
Клановый капитализм
273
275
277
279
281
284
288
291
293
295
296
301
305
308
311
316
Барьеры для конкуренции, создаваемые частным сектором 317
Так ли необходимы антимонопольные
органы и законодательство?
Когда действия частного бизнеса можно считать
антиконкурентными?
Политика по защите конкуренции
должна быть узконаправленной
Выводы
Глава 9. ЗАКЛючЕНИЕ. ПРИМЕР НОВОй ЗЕЛАНДИИ
Расстановка приоритетов
Новая Зеландия
Важность экономического роста
Приватизация
Банковский сектор
Законодательство о банкротстве
Политика в области конкуренции
Увенчались ли успехом реформы в Новой Зеландии?
Два финальных примера
Причина бедности — слабое государство
Указатель
319
323
Инструментализация антимонопольных органов
325
328
330
333
335
337
339
341
345
348
351
354
355
359
361
Стр.9