"МИЛЫЙ БАРБАРИС!.."
Письма И. А. Бунина и А. И. Куприна в дневниках Б. А. Лазаревского.
Публикация, подготовка текста, предисловие М. В. Михайловой, комментарии М. В. Михайловой
при участии О. Р. Демидовой
Первая публикация:Журнал "Новый мир", 2006, No 5.
Публикуемые ниже письма извлечены из дневников писателя Бориса Александровича Лазаревского
(1871 -- 1936), хранящихся ныне в фонде Б. А. Лазаревского (96/43) в Литературном архиве Музея
национальной письменности в Праге (Literбarni archive Pamбatniki Nбarodniho Pisemnictvi).
Б. А. Лазаревский начал публиковаться еще в 1894 году и до революции успел выпустить
семитомное собрание сочинений и девять книг рассказов. Эмигрировав в 1920 году, он опубликовал за
рубежом еще пять томов художественных произведений. Но, может быть, самое значительное, что
осталось после него, -- это, по разным подсчетам, около 60 тетрадей дневников, разбросанных в
настоящее время по различным архивам (РГБ, РНБ, РГАЛИ, ИРЛИ). Выдержки из дневников были в свое
время опубликованы: "Записи о Чехове в дневниках Б. А. Лазаревского" -- "Литературное наследство", т.
87; "Из дневника Бориса Лазаревского" -- в сб.: "Диаспора", Париж -- СПб., 2001.
Дневники, которые Лазаревский вел всю жизнь, начиная с 1886 года (почти все тетради с
дореволюционными записями сохранились), интересны не только тем, что в них автор досконально и
подробно записывал события своей довольно насыщенной жизни (он учился на юридических факультетах
Новороссийского и Киевского университетов, работал помощником машиниста депо станции Казатин
Юго-Западной железной дороги, служил в следственном отделе Севастопольского военно-полевого суда,
в годы русско-японской войны был военным прокурором во Владивостоке), разговоры с писателями,
артистами, художниками, но и тем, что он имел обыкновение вклеивать в них полученные письма,
пригласительные билеты, подаренные фотографии, набрасывать шаржи, зарисовывать увиденное (он
недурно рисовал), что делает их и памятником быта ушедшей эпохи.
Особенно этим богаты его дневники эмигрантского периода, из которых, по-видимому,
сохранилась только незначительная часть. Дневники за 1925 и 1928 -- 1929 годы были найдены
советскими поэтами И. И. Гончаренко и Б. А. Слуцким в груде русских книг, награбленных фашистами, в
румынском городе Крайова, а дневники за 1920 -- 1922 годы сохранились в упомянутом выше
Литературном архиве Музея национальной письменности. Настоящая публикация -- только малая часть
тех писем, которые вклеены между страницами дневника (там есть письма И. Д. Сургучева, А. М.
Дроздова, А. Н. Толстого и других). Кроме того, там много записей встреченных Лазаревским в его
странствиях людей (перед тем как очутиться в Париже, он успел побывать и делопроизводителем
управления, занимавшегося ускоренной подготовкой офицеров флота в условиях военного времени, затем
оказался в 1918-м в Киеве, позже в Ростове-на-Дону -- стоял близко к ОСВАГу, потом в Тифлисе и,
наконец, будучи контролером на французском пароходе, курсировавшем между Батумом и Марселем,
получил возможность уехать за границу, сначала в Константинополь, а потом и в Берлин, Париж,
Прагу, опять в Париж).
Публикуемые письма интересны в первую очередь подробно воспроизведенной бытовой стороной
жизни эмиграции (Куприн), раскрытием взаимоотношений писателей с издателями (Куприн, Бунин,
Мережковский), а также друг с другом (Куприн -- Бунин -- Чириков), они дают дополнительную краску в
освещении жизни парижской богемы (Л. Чирикова -- А. М. Дроздов), напоминают нам об авторах почти
забытых (И. Сургучев, Е. Чириков, А. Дроздов).
Литературное дарование Лазаревского обычно оценивается не очень высоко, в нем традиционно
видят не слишком умелого подражателя А. П. Чехова, к которому он относился с нескрываемым
обожанием. Однако высокая оценка суровым и придирчивым Буниным отдельных произведений
Лазаревского, написанных в эмиграции, должна заставить нас более внимательно и благожелательно
отнестись к его наследию (не исключено, что и рассказ Бунина "В Париже" навеян обстоятельствами
смерти писателя). Но то, что высокое мнение должно составиться о его дневниках, которые он сам
считал едва ли не "самым важным" (см.: Автобиография. РГАЛИ, ф. 278, оп. 1, ед. хр. 10, л. 6), что он
сделал, -- несомненно.
Все письма публикуются с указанием тома дневников и страницы вклейки.
Пунктуация приближена к современной.
Стр.1