Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 7, 2019 год
Серия
«Научно-теоретические и методические основы
социального обслуживания»
ЦВЕТКОВА
НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Монография
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364.046.6 + 364.048.6
ББК 65.272
Цветкова Н. А. Социально-психологические технологии работы с женщинами
в системе социального обслуживания: монография // Профессиональная
библиотека работника социальной службы. — 2019. — № 7. — 256 с.
В числе категорий получателей услуг организаций социального обслуживания
одно из ведущих мест занимают женщины, представляющие
те группы населения Российской Федерации, которые оказались
наиболее уязвимыми перед лицом резких социальных, политических,
экономических изменений в стране и чаще других попадают в трудную
жизненную ситуацию.
Имеет место рост числа обращений российских женщин к психологам
социальных служб, требования к компетентности которых должны
включать специфические знания о социально-психологической работе
с клиентами этой гендерной группы.
Монография профессора Н. А. Цветковой содержит концепцию социально-психологической
работы с женщинами в системе социального
обслуживания и её технологическое оснащение, что позволяет обеспечить
совершенствование деятельности психологов социальных служб
в условиях дефицита отечественного опыта технологизации социальнопсихологической
помощи клиентам женского пола, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации.
Автор предлагает внедрить в систему социального обслуживания
развивающую модель инвариантной социально-психологической технологии
(РМИТ), т. е. технологизировать процесс оказания индивидуальной
социально-психологической помощи женщинам, работу с диадами
и женскими группами.
В монографии представлены теоретико-методологические основы
технологизации социально-психологической работы с женщинами в системе
социального обслуживания, раскрыты содержание феномена социально-психологической
работы, сущность социально-психологической
технологии, показаны основные направления, закономерности и принципы
технологизации социально-психологической работы с клиентами
женско го пола, определены условия ее эффективности.
© ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2019
© Цветкова Н. А. 2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 7, 2019
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 7 (119), 2019 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Объединенная редакция изданий
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 7, 2019
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................. 6
Глава 1. Теоретико-методологические основы социальнопсихологической
работы с женщинами
1.1. Феномен личности и её социализация в современной
социальной психологии .................................................................. 16
1.2. Историко-критический анализ исследований социальнопсихологических
свойств и особенностей социализации
женщин ............................................................................................ 30
1.3. Содержание и психосоциогенез типичных социальнопсихологических
проблем современных российских женщин —
клиентов психолога в системе социального обслуживания .......... 51
Выводы по I главе ............................................................................ 69
Глава 2. Технологизация социально-психологической работы
с женщинами в системе социального обслуживания:
теоретико-методологические аспекты
2.1. Содержание феномена социально-психологической работы
и проблемы её организации в системе социального
обслуживания .................................................................................. 70
2.2. Сущность, содержание и классификация социальнопсихологических
технологий .......................................................... 84
2.3. Современные научные подходы к социальнопсихологической
работе с клиентами в трудной жизненной
ситуации .......................................................................................... 99
2.4. Концепции и методы социально-психологической помощи
женщинам в трудной жизненной ситуации ................................. 116
2.5. Основные направления технологизации социальнопсихологической
работы с женщинами в трудной жизненной
ситуации ........................................................................................ 133
Выводы по II главе ........................................................................ 150
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 7, 2019
4
Стр.5
Глава 3. Авторская концепция социально-психологической работы
с женщинами в системе социального обслуживания
и её технологическое обеспечение
3.1. Концепция социально-психологической работы
с женщинами в системе социального обслуживания .................. 152
3.2. Обоснование развивающей модели инвариантной
социально-психологической технологии работы с женщинами
в трудной жизненной ситуации .................................................... 171
3.3. Описание модели: технология первичного приёма,
технология индивидуальной работы, технология работы
с диадами (женщина +), технология работы проблемноориентированных
групп ................................................................ 178
3.4. Технология документирования. Критерии, показатели
и уровни эффективности авторской развивающей модели ........ 218
Выводы по III главе ....................................................................... 223
Выводы и методические рекомендации .......................................... 225
Заключение ..................................................................................... 227
Литература ..................................................................................... 230
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 7, 2019
5
Стр.6