МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РУКОВОДСТВО
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по специальности 31.05.01 Лечебное дело
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2018
Стр.1
УДК 378.016:615 (075.8)
ББК 5я73
Р 851
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского госуниверситета
Р е ц е н з е н т ы
С. М. Николаев
д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр.
Лаборатории экспериментальной фармакологии
ИОЭБ СО РАН
В. П. Саганов
д-р мед. наук, доц., зав. кафедрой госпитальной хирургии
Медицинского института БГУ
Р 851 Руководство к проведению практических занятий по факультетской
терапии: учебное пособие / сост. Э. Г. Найданова. —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. —
104 с. ISBN: 978-5-9793-1220-0
В пособии в каждой теме представлены цель, план занятия, вопросы,
рассматриваемые на занятии, контрольные вопросы для подготовки к опросу,
тесты текущего контроля, клинические задачи. Решение клинических
задач требует от обучающегося достаточно высокого уровня знаний, практических
умений, что повышает мотивацию к изучению данной дисциплины.
Пособие
составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины
и будет способствовать лучшему усвоению теоретических знаний и практических
навыков, систематизации знаний и формированию клинического
мышления при проведении практических занятий по факультетской терапии.
Предназначено для обучающихся лечебного факультета медицинских
вузов.
УДК 378.016:615 (075.8)
ББК 5я73
ISBN: 978-5-9793-1220-0
© Бурятский госуниверситет, 2018
Стр.2
Список сокращений
АГ — артериальная гипертензия
АД — артериальное давление
АЛТ — аланинаминотрансфераза
АСТ — аспартатаминотрансфераза
БА — бронхиальная астма
БХАК — биохимический анализ крови
ГБ — гипертоническая болезнь
ГГТП — гаммаглютамилтрансфераза
ГМЛЖ — гипертрофия миокарда левого желудочка
ДАД — диастолическое артериальное давление
ЖКТ — желудочно-кишечный тракт
ИММЛЖ — индекс массы миокарда левого желудочка
ИЭ — инфекционный эндокардит
КДР — конечный диастолический размер
КСР — конечный систолический размер
ЛПВП — липопротеиды высокой плотности
ЛПНП — липопротеиды низкой плотности
ОАМ — общий анализ мочи
ОАК — общий анализ крови
ОВД — общий вариант диеты
ОРЛ — острая ревматическая лихорадка
ОСН — острая сердечная недостаточность
ОФВ1 — объем форсированного выдоха за 1 секунду
ОХС — общий холестерин
РФХ — респираторные фторхинолоны
САД — систолическое артериальное давление
СД — систолическое давление
СКФ — скорость клубочковой фильтрации
СРБ — С-реактивный белок
ТА — трансаминазы
ТЗСЛЖ — толщина задней стенки левого желудочка
ТМЖП — толщина межжелудочковой перегородки
ТТ ЭхоКГ — транторакальная ЭхоКГ
УЗИ — ультразвуковое исследование
УЗДГ — ультразвуковая допплерография
ФЖЕЛ — форсированная жизненная емкость легких
ФВ — фракция выброса
ФГДС — фиброэзофагогастродуоденоскопия
ФКС — фиброколоноскопия
ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь легких
ХРБС — хроническая ревматическая болезнь сердца
ХСН — хроническая сердечная недостаточность
ЧДД — число дыхательных движений
ЧП Эхо КГ — чреспищеводная ЭхоКГ
ЧСС — число сердечных сокращений
ЩФ — щелочная фосфатаза
NT-proBNP — мозговой натрийуретический пептид
3
Стр.3
Предисловие
Настоящее учебное пособие для дисциплины «Факультетская
терапия» по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело подготовлено
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования. «Факультетская
терапия» относится к обязательным дисциплинам базовой
части Блока 1 в структуре программы специалитета ООП. Изучение
дисциплины направлено на формирование общепрофессиональных
и профессиональных компетенций:
готовность к ведению медицинской документации (ОПК-6);
готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его
анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных,
патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания
состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания
(ПК-5);
способность к определению у пациента основных патологических
состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических
форм в соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-6);
способность к определению тактики ведения пациентов с различными
нозологическими формами (ПК-8);
готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных
острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,
не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих
экстренной медицинской помощи (ПК-10);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
основные виды медицинской документации стационарного
этапа оказания медицинской помощи пациенту;
порядок сбора жалоб, данных анамнеза, алгоритм объективного
осмотра при наиболее часто встречающихся заболеваниях внутренних
органов;
лабораторные, инструментальные и иные методы диагностики
наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов;
основные нозологические формы терапевтических заболеваний
внутренних органов в соответствии с Международной статистиче4
Стр.4
ской классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем,
диагностические критерии изучаемых заболеваний, принципы формулировки
диагноза;
нозологические формы наиболее часто встречающихся заболеваний
внутренних органов и тактику ведения пациентов с данными
патологическими синдромами и заболеваниями;
клинические проявления и методы оказания медицинской помощи
при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении
хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни
пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.
уметь:
оформлять основные разделы учебной истории болезни — данные
опроса и осмотра терапевтического пациента, формулировать
диагноз, составлять план обследования и лечения с учетом полученных
клинических данных;
определять статус пациента, собрать анамнез, провести опрос
пациента и/или его родственников и физикальное обследование пациента;
назначать основные лабораторные и инструментальные методы
диагностики с целью установления факта наличия или отсутствия
заболевания при наиболее часто встречающихся заболеваниях
внутренних органов;
выявлять объективные признаки основных патологических состояний,
симптомов, синдромов наиболее часто встречающихся заболеваний,
нозологических форм;
определять объем основных и дополнительных исследований с
целью уточнения диагноза;
формулировать клинический диагноз в соответствии с Международной
статистической классификацией болезней и проблем, связанных
со здоровьем;
определять показания к выбранным методам немедикаментозных
и медикаментозных воздействий, обосновать выбранную тактику
ведения конкретного больного при различных патологических
синдромах и нозологических формах наиболее часто встречающихся
заболеваний внутренних органов;
проводить диагностику и оказать медицинскую помощь при
внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических
заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и
не требующих экстренной медицинской помощи.
5
Стр.5
владеть:
навыками самостоятельного написания учебной истории болезни
терапевтического больного;
навыками общеклинического обследования;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных
и иных методов исследования с целью установления факта наличия
или отсутствия заболевания;
навыками выявления объективных признаков основных патологических
состояний, симптомов заболеваний, нозологических
форм с целью постановки развернутого клинического диагноза;
алгоритмом постановки предварительного диагноза;
навыками определения тактики ведения пациентов с различными
нозологическими формами патологии внутренних органов;
навыками оказания медицинской помощи при внезапных острых
заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,
не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих
экстренной медицинской помощи.
При проведении практических занятий по факультетской терапии
использование данного пособия, составленного в соответствии
с рабочей программой дисциплины, будет способствовать лучшему
усвоению теоретических знаний и практических навыков, систематизации
знаний и формированию клинического мышления.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
I. Заболевания органов дыхания
Тема 1. Пневмония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Тема 2. Нагноительные заболевания легких, плевры . . . . . . . . . . . . 11
Тема 3. Хронические бронхиты. Хроническая обструктивная болезнь
легких (ХОБЛ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Тема 4. Бронхиальная астма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
II. Ревматология, кардиология
Тема 5. Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ). Хроническая
ревматическая болезнь сердца (ХРБС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тема 6. Пороки сердца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 7. Инфекционный эндокардит (ИЭ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
37
Тема 8. Гипертоническая болезнь (ГБ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Тема 9. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) . . . . . . 45
Тема 10. ИБС: инфаркт миокарда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Тема 11. Нарушения ритма и проводимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Тема 12. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН). Острая
сердечная недостаточность (ОСН) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
III. Заболевания почек
Тема 13. Острый и хронический гломерулонефрит . . . . . . . . . . . . . 63
IV. Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)
Тема 14. Хронические гастриты. Язвенная болезнь желудка
и двенадцатиперстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Тема 15. Хронический энтерит и колит. Неспецифический язвенный
колит (НЯК), болезнь Крона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Тема 16. Хронический гепатит, цирроз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Тема 17. Хронический панкреатит, холецистит, дискинезия желчевыводящих
путей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
V. Заболевания крови
Тема 18. Железодефицитная анемия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
96
Тема 19. Хронические лейкозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
103
Стр.103