В. С. Потаев
ЭКОНОМИКА
ОРГАНИЗАЦИИ
(ПРЕДПРИЯТИЯ)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бурятский государственный университет
В. С. Потаев
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
(ПРЕДПРИЯТИЯ)
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по направлению подготовки 38.03.01 Экономика
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 334.7(075.8)
ББК 65.291я73
П 64
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
В. Г. Беломестнова, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономики, организации и управления
производством, Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления;
А. М. Балханов, кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой управления персоналом, Бурятский
государственный университет
Потаев В. С.
П 64 Экономика организации (предприятия): учебное пособие.
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2017. — 212 с. ISBN 978-5-9793-1111-1
Учебное пособие подготовлено для изучения дисциплины
«Экономика организации (предприятия)». Оно соответствует
разработанной автором рабочей программе по изучению данной
дисциплины и предназначено для студентов по направлению
38.03.01 Экономика.
Книга также адресована студентам вузов других направлений
обучения, изучающим экономику предприятий, организацию
предпринимательской деятельности, руководителям и
специалистам и всем интересующимся экономикой организации
(предприятия).
УДК 334.7(075.8)
ББК 65.291я73
ISBN 978-5-9793-1111-1
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................... 4
I. Общая характеристика предприятий и предпринимательской деятельности
Глава
1. Предмет и задачи науки «Экономика организации
(предприятия)».................................................................... 8
Глава 2. Предприниматель — главный субъект деятельности
предприятий........................................................................ 19
Глава 3. Продукт, товар, услуги и виды деятельности предприятий................................................................................
31
Глава 4. Организационно-правовые формы предприятий и
организаций........................................................................ 42
Глава 5. Организация производства и производственного процесса
на предприятиях....................................................... 53
II. Ресурсы производственно-хозяйственной деятельности предприятий
Глава 6. Информационное обеспечение предприятий и предпринимательской
деятельности..................................... 67
Глава 7. Земельные ресурсы предприятий и организация их
эффективного использования.......................................... 77
Глава 8. Основные средства предприятий и организация их
эффективного использования.......................................... 86
Глава 9. Оборотные средства предприятий и их эффективное
использование..................................................................... 95
Глава 10. Трудовые ресурсы и производительность труда на
предприятиях....................................................................... 103
Глава 11. Предпринимательская идея и специализация предприятий..................................................................................
113
III. Организационно-экономический механизм управления на предприятиях
Глава 12. Основы управления предприятием и производственной
деятельностью.............................................................. 122
Глава 13. Риск и выбор стратегии в предпринимательской деятельности..............................................................................
134
Глава 14. Прогнозирование и планирование деятельности
предприятий......................................................................... 145
Глава 15. Инвестиционная деятельность предприятий................. 158
Глава 16. Внутрифирменное предпринимательство на предприятиях......................................................................................
169
Глава 17. Формы партнерских связей в предпринимательской
деятельности......................................................................... 178
Глава 18. Оценка эффективности деятельности предприятий.... 187
Словарь терминов............................................................... 200
Стр.5
Введение
Согласно образовательной программе высшего образования,
принятой в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет»,
целью подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика»,
по профилям подготовки «Экономика предприятий и организаций»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и «Математические
методы в экономике» является подготовка выпускника,
способного успешно выполнять профессиональные обязанности в
сфере экономики предприятий и организаций на основе освоения
им в процессе обучения перечня общекультурных и профессиональных
компетенций.
Бакалавр должен обладать общекультурными, общепрофессиональными
и профессиональными компетенциями, которые позволят
ему: ориентироваться в современных научных концепциях, информационных
и коммуникативных технологиях; грамотно ставить и
решать исследовательские и практические задачи.
Область профессиональной деятельности выпускников программ
бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр» включает:
экономические, финансовые, маркетинговые, производственноэкономические
и аналитические службы организаций различных
отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и
страховые учреждения, органы государственной и муниципальной
власти, академические и ведомственные научно-исследовательские
организации, образовательные организации системы высшего образования,
среднего профессионального образования, среднего общего
образования, дополнительного образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ
бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»
являются: поведение хозяйствующих агентов, их затраты и
результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные
потоки, производственные процессы.
Виды профессиональной деятельности выпускника: расчетноэкономическая,
аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая,
педагогическая.
Дисциплина «Экономика организации» входит в блок дисциплин
вариативного профессионального цикла.
4
Стр.6
Теоретической и практической основой дисциплины «Экономика
организации» являются дисциплины:
1. Экономическая теория.
2. История экономических учений.
3. Менеджмент.
Целью освоения дисциплины «Экономика организации» является
изучение студентами теоретических основ функционирования
предприятия как первичного звена экономики и формирование
них практических навыков анализа, планирования, организации
осуществления предпринимательской деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
• понимать организационно-экономические основы организаций
(предприятий) и предпринимательской деятельности;
• понимать роль и значение производственных ресурсов для
предприятия, определять и предлагать меры по повышению эффективности
их использования;
• понимать и использовать организационно-экономический механизм
эффективного управления организациями (предприятиями).
Выпускник программы бакалавриата после освоения дисциплины
«Экономика организации (предприятия)» должен обладать следующими
компетенциями:
ПК-1 — способностью собрать и проанализировать исходные
данные, необходимые для расчета экономических и социальноэкономических
показателей хозяйствующих субъектов.
Знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
-
состав и структуру земель, основных и оборотных средств,
трудовых ресурсов, методы оценки эффективности их использования;
-
показатели экономической эффективности деятельности организаций
(предприятий) и методы их анализа.
Уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
-
определять эффективность использования земельных, материальных
и трудовых ресурсов организации (предприятия);
5
К
Стр.7
- анализировать первичные документы по экономической деятельности
организации.
Владеть:
- навыками определения показателей экономической эффективности
деятельности предприятия;
- навыками выполнения необходимых расчетов, связанных с выбором
наиболее эффективных мероприятий, проектов.
ПК-2 — способностью на основе типовых методик и действующей
нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические
показатели, характеризующие деятельность
хозяйствующих субъектов.
Знать:
- виды и формы организации предпринимательской деятельности;
-
особенности организации производства и производственной
деятельности;
- информационные ресурсы организаций, нормативно-правовую
базу деятельности предприятий;
- способы расчета экономических и социально-экономических
показателей, характеризующих деятельность предприятий.
Уметь:
- определять место и значение организации (предприятия) в социально-экономическом
развитии региона, отрасли;
- пользоваться методами расчета экономических и социальноэкономических
показателей, характеризующих деятельность предприятий.
Владеть:
-
навыками определения показателей экономической и социально-экономической
эффективности хозяйствующих субъектов;
- первичными навыками расчетов разработки прогнозов и планов
развития организации (предприятия.
ДПК — организовывать управление малыми инновационными
предприятиями.
Знать:
- основы организации индивидуальных и коллективных малых
предприятий,
- особенности внутрифирменного предпринимательства, интрапренерства
на крупных предприятиях,
6
Стр.8
- производственный процесс, функции и методы управления организациями
и предприятиями.
Уметь:
- генерировать предпринимательские идеи, делать выбор и
обоснование,
- создавать и поддерживать партнерские связи в предпринимательской
деятельности.
Владеть:
- методами оценки и управления предпринимательскими рисками
и вырабатывать стратегию предприятия.
Компетенции, сформированные в результате освоения дисциплины
«Экономика организации (предприятия)», необходимы для
освоения следующих дисциплин учебного плана:
1. Бизнес-планирование.
2. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
3. Стратегический менеджмент.
4. Инновационный менеджмент.
5. Преддипломная практика.
Учебное пособие состоит из трех разделов: Раздел 1. Общая характеристика
предприятий и предпринимательской деятельности.
Раздел 2. Ресурсы производственно-хозяйственной деятельности
предприятий. Раздел 3. Организационно-экономический механизм
управления на предприятиях.
7
Стр.9