УДК 94(410)
ББК 63.3(4)я73
К56
Т. В. Ковалевская – литература Великобритании
Ф. А. Вагизова – история Великобритании
Е. В. Семенюк – культура Великобритании
Л. А. Халилова, канд. филол. наук, проф.
М. Э. Конурбаев, д-р филол. наук, проф.
Рецензенты:
К56
Ковалевская, Т. В., Вагизова, Ф. А., Семенюк, Е. В.
История, литература и культура Великобритании [Электронный ресурс] : учебник / Т. В. Ковалевская,
Ф. А. Вагизова, Е. В. Семенюк ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 3-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые
дан. (1 файл pdf : 597 с.). — М. : Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader
XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-7281-2235-7
Учебник охватывает историю, литературу и искусство Великобритании с доисторической эпохи до новейшего
времени. Впервые в рамках одного учебника представлены три аспекта, традиционно изучаемых на разных курсах.
Все три аспекта тесно взаимосвязаны, и подчеркнуть эти взаимосвязи и взаимовлияния призвана система
перекрестных ссылок, используемая в учебнике.
Для студентов гуманитарных специальностей и широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой
Великобритании.
УДК 94(410)
ББК 63.3(4)я73
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: История, литература и культура Великобритании
[Текст] : учебник / Т. В. Ковалевская, Ф. А. Вагизова, Е. В. Семенюк ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 2-е изд., стер. — М. : РГГУ,
2017. — 590 с. — ISBN 978-5-7281-1912-8.
здание лондонской мэрии, собор св. Павла (Лондон), дворец Хэмптон-корт,
англосаксонские украшения, украшение на щит из погребения в Саттон-Ху,
Стоунхендж, Биг-Бен, Альберт-холл (Лондон), башня собора в Или
В оформлении обложки использованы следующие иллюстрации:
страница из Евангелия из Келлза (фрагмент),
На вклейке: Ганс Гольбейн Младший «Портрет дамы с белкой» (фрагмент)
Антонис Ван Дейк «Карл I в трех ракурсах» (фрагмент)
Фрэнсис Бэкон «Голова VII» (фрагмент)
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских
прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7281-2235-7
© Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В., 2012
© Российский государственный гуманитарный университет, 2018
Стр.5
Содержание
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О передаче имен собственных и географических названий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Часть I
С дРевнейшИх вРемен дО ИакОва I
Глава 1
История, литература и искусство древнего периода
Ранняя история Британских островов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
древнее искусство Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Римское владычество в Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Римское искусство на территории Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Завоевание Британии англами, саксами и ютами. Ранние англосаксонские королевства. Гептархия . . . . . . .
христианизация англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
англосаксонское искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
англосаксонские манускрипты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
викинги и их роль в истории англии. Политическая и культурная деятельность короля
альфреда великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
культура скандинавских поселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
англия в X – начале XI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
древнеанглийская литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
англосаксонский эпос. «Беовульф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
древнеанглийская поэзия. «Битва при мэлдоне», «морестранник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
норманнское завоевание, его предыстория и ход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Глава 2
История и искусство XI–XIII вв.
Последствия норманнского завоевания: характер феодального строя в англии
после норманнского завоевания (1066–1154) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
45
Правление вильгельма I Завоевателя (годы правления 1066–1087) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Правление наследников вильгельма I: вильгельм II Руфус (годы правления 1087–1100),
Генрих I (годы правления 1100–1135) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гражданская война между Стефаном и матильдой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные принципы романской архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
580
51
53
55
11
12
13
15
16
17
19
19
21
5
8
Стр.581
английская романика: светское строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
английская романика: церковное строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Изобразительное искусство периода романики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правление Генриха II Плантагенета (годы правления 1154–1189) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Судебные реформы Генриха II и английское общее право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правление Ричарда I Львиное Сердце (годы правления 1189–1199) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
56
57
59
61
65
67
Правление Иоанна Безземельного (годы правления 1199–1216).
великая хартия вольностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Правление Генриха III (годы правления 1216–1272) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3
История, литература и искусство конца XIII – XV в.
Правление Эдуарда I (годы правления 1272–1307) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Законодательная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
81
внешняя политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Завоевание Уэльса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Правление Эдуарда II (годы правления 1307–1327) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Борьба за независимость шотландии: Роберт Брюс, король шотландский
(годы правления 1306–1329) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Правление Эдуарда III (годы правления 1327–1377). начало Столетней войны с Францией . . . . . . . . . . . . . . . 90
Черная смерть и ее социальные последствия. крестьянское восстание 1381 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
95
Правление Ричарда II (годы правления 1377–1399) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
английская литература после норманнского завоевания. английская литература
позднего Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
«Сэр Гавэйн и Зеленый рыцарь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
джеффри Чосер (1340–1400). «кентерберийские рассказы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Правление Генриха IV (годы правления 1399–1413) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правление Генриха V (годы правления 1413–1422) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Правление Генриха VI (годы правления 1422–1461) до войны Роз (до 1453 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
117
династическая война алой и Белой Роз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Правление Эдуарда IV (годы правления 1461–1483). второй этап войны Роз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Ричард III – реальный человек и литературный персонаж (годы правления 1483– 1485) . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Основные принципы готической архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
английская готика: церковное строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
английская готика: светская архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Глава 4
История, литература и искусство тюдоровского периода
Общая характеристика историко-политической ситуации в тюдоровской англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Правление Генриха VII тюдора (годы правления 1485–1509) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Правление Генриха VIII (годы правления 1509–1547) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
архитектура и прикладное искусство тюдоровского периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
творчество Ганса Гольбейна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Религиозно-политический маятник: правление Эдуарда VI и марии I кровавой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
581
73
111
Стр.582
Правление Эдуарда VI (годы правления 1547–1553) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Правление марии I кровавой (годы правления 1553–1558) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Правление елизаветы I (годы правления 1558–1603) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Литература тюдоровской эпохи и начала правления Иакова I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
кристофер марло (1564–1593) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Портретная живопись елизаветинской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Уильям шекспир (1564–1616) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
шекспировский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Сквозной сюжет шекспира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
«Ричард III» (1592–1593) – трагедия вселенской мести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
«Ромео и джульетта» (1591–1596) – возможна ли трагедия случая? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
«трагедия Гамлета, принца датского» (1601) – мне отмщение, и аз воздам? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
«Отелло» (1603–1604) – человек против чистого зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
«макбет» – трагедия судьбы и свободного выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
«король Лир» – от «Гамлета» к анти-«Гамлету» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Завершение сквозного сюжета – «Буря» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Часть 2
От ИакОва I дО нашИх дней
Глава 5
Семнадцатый век
Правление Иакова I (1603–1625) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Лирическая поэзия. краткий очерк истории. Лирика Уильяма шекспира и джона донна . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Перед бурей. Правление карла I (годы правления 1625–1642) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
архитектура: эпоха карла I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Живопись: эпоха карла I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
английская гражданская война. Республика. диктатура Оливера кромвеля (1642–1658) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
английская поэзия XVII в.: краткий обзор. творчество джона мильтона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Реставрация монархии. Правление карла II (1660–1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
архитектура второй половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Изобразительное искусство второй половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Правление Иакова II (годы правления 1685–1688). Славная революция (1688) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Правление вильгельма III Оранского (годы правления 1689–1702) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Литература второй половины XVII – начала XVIII в.: рождение Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Глава 6
восемнадцатый век
Правление королевы анны (1702–1714) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Британия при первых королях из Ганноверской династии (1714–1760) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
дэниэл дефо (1660–1731). «Робинзон крузо» – манифест буржуазного сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
джонатан Свифт (1667–1745). Сатира или утопия, или Игра в цивилизацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
архитектура XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
582
Стр.583
деятельность Уильяма Питта-старшего и Семилетняя война (1756–1763) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Сэмюэл Ричардсон (1689–1761). как вознаградить добродетель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Генри Филдинг (1707–1754). Роман о герое и об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
творчество Уильяма хогарта (1697–1764) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Лоренс Стерн (1713–1768). Роман о романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
архитектура, садово-парковое и прикладное искусство второй половины XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
Личное правление Георга III. американская война за независимость. Реконструкция правительства
под руководством Уильяма Питта-младшего (1763–1792) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Портретная живопись XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Закат эпохи Просвещения. Готический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Предромантическая и романтическая живопись конца XVIII – начала XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
джордж Стаббс (1724–1806) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Уильям Блейк (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
джон Генри Фюссли (1741–1825) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Глава 7
девятнадцатый век
Рубеж веков. великая французская революция и наполеоновские войны (1789–1815). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
джейн Остин (1775–1818): драгоценная простота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
английский романтизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Уильям Блейк (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Сэмюэл тейлор кольридж (1772–1834) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
джон китс (1795–1821) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
джордж Гордон Байрон (1788–1824) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
Перси Биши шелли (1792–1822) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
мэри шелли (1797–1851) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
вальтер Скотт (1771–1832) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
архитектура первой половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Живопись первой половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Индустриальная революция в Британии (1760–1850) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Индустриальная архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Парламентская реформа 1832 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
Политическая жизнь в Британии с 1832 по конец 1840-х годов: чартизм и отмена хлебных законов . . . . . . . . 411
викторианская литература. Реализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Сестры шарлотта Бронте (1816–1855) и Эмили Бронте (1818–1848) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Чарльз диккенс (1812–1870). воспитание чувств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Уильям мейкпис теккерей (1811–1863). время без героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Британия в 50–60-е годы XIX столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
Братство прерафаэлитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
Гладстон и дизраэли. Либералы и консерваторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
королева виктория (годы правления 1837–1901) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Поздневикторианская Британия – время экономического спада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Бытовая культура викторианской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Империализм и англо-бурская война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
Изобразительное искусство второй половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Реалистическая литература конца XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
583
Стр.584
между реализмом и модернизмом: неоромантизм и декаданс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
неоромантизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
декаданс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Стиль модерн в изобразительном и прикладном искусстве и в архитектуре рубежа веков . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
Рождение научной фантастики. Герберт Уэллс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
Глава 8
двадцатый век
Эдвардианская эпоха. Последнее либеральное правительство и новый либерализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
модернизм. вирджиния вулф. джеймс джойс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Британия во время и после Первой мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Литература после Первой мировой войны. Ричард Олдингтон (1892–1962)
и «потерянное поколение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
дэвид Герберт Лоуренс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
Ирландия в XIX–XX вв. – борьба за обретение независимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Британия между двумя мировыми войнами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
Британия во второй мировой войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
антиутопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
Олдос хаксли (1894–1963) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516
джордж Оруэлл (Эрик артур Блэр) (1903–1950) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517
Уильям Голдинг (1911–1993) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
джон Рональд Руэл толкиен (1892–1973). Гуманизм или бесчеловечность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Британская литература второй половины XX в. Ивлин во. Энтони Берджесс. айрис мердок . . . . . . . . . . . . . . 529
Британия второй половины XX – начала XXI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Постмодернизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Постколониальная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
Искусство XX в. архитектура XX в. Прикладное искусство. Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
архитектура хх в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563
том Стоппард. Играем в «Гамлета» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575
Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
584
Стр.585
Contents
Foreword . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
On rendering personal and geographical names . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Part I
FROM THE PREHISTORIC BRITAIN TO JAMES I
Chapter 1
Prehistoric and early medieval history, literature, and art
The early history of the British Isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Prehistoric art in the British Isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
The Roman Rule . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
The Roman art in the British isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
The invasion of the Angles, Saxons and Jutes into Britain. The early Anglo-Saxon kingdoms. The Heptarchy . . . . . .
The Christianisation of England . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Anglo-Saxon art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Anglo-Saxon manuscripts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
12
13
15
16
17
19
19
21
Architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Vikings and their role in English history. Alfred the Great’s political and cultural activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Scandinavian settlers’ art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
England in the 10th and early 11th centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Old English literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
Beowulf, the Anglo-Saxon epic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Old English poetry: The Battle of Maldon, The Seafarer . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
The Norman Conquest: its prehistory and major events . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Chapter 2
History and art of the 11th – 13th centuries
The consequences of the Norman Conquest: the feudal society in England after
the Norman Conquest (1066–1154) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
45
William I the Conqueror (ruled between 1066–1087) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
William I’s heirs: William II Rufus (ruled between 1087–1100), Henry I (ruled between 1100–1135) . . . . . . . . . . . . .
The Civil War between Stephen and Matilda (Maud) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Romanesque architecture: general principle . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Romanesque architecture: residential buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Romanesque architecture: churches, cathedrals, monasteries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
585
51
53
55
56
57
5
8
Стр.586
Romanesque painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Henry II Plantagenet (ruled between 1154–1189) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Henry II’s legal reforms and English common law . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Richard I Coeur de Lion (ruled between 1189–1199). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
59
61
65
67
John Lackland (ruled between 1199–1216). Magna Carta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Henry III (ruled between 1216–1272) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Chapter 3
History, literature, and art of the late 13th – 15th centuries
Edward I (ruled between 1272–1307) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Legal activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
81
Foreign policy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Conquest of Wales . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Edward II (ruled between 1307–1327) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
The Scottish fight for independence: Robert Bruce, the King of Scotland (ruled between 1306–1329) . . . . . . . . . . . . 86
Edward III (ruled between 1327–1377). The beginning of the Hundred Years’ War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
The Black Death and its social aftermath. The Peasants’ Revolt of 1381 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
95
Richard II (ruled between 1377–1399) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
English literature after the Norman Conquest. English literature of the late Middle Ages . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Sir Gawain and the Green Knight . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Geoffrey Chaucer (1340–1400). Canterbury Tales . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Henry IV (ruled between 1399–1413) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Henry V (ruled between 1413–1422) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Henry VI’s reign (ruled between 1422–1461) until the War of the Roses (prior to 1453) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
117
The dynastic Wars of the Red and White Roses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Edward IV’s reign (ruled between 1483–1485) and the second War of the Roses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Richard III: the real man and the literary character . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Gothic architecture: general principles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Gothic architecture in England: churches and cathedrals . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Gothic architecture in England: residential and civic buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Chapter 4
History, literature and art of the Tudor England
The overview of the historical and political situation in the Tudor England . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Henry VII Tudor (ruled between 1485–1509) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Henry VIII (ruled between 1509–1547) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
73
111
151
Architecture and applied art of the Tudor period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Hans Holbein and his art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
The religious and political pendulum: Edward VI and Mary I Bloody . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Edward VI (ruled between 1547–1553) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Mary I Bloody (ruled between 1553–1558) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Elizabeth I (ruled between 1558–1603) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
The Tudor and early Jacobean literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Christopher Marlowe (1564–1593) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
586
Стр.587
Elizabethan portrait painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
William Shakespeare (1564–1616). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
The Shakespeare Question . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Shakespeare's overarching plot . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Richard III (1592–1593): the tragedy of the all-encompassing vengeance . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Romeo and Juliet (1591–1595): could tragedy be accidental? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Hamlet (1601): vengeance is mine? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Othello (1603–1604): the tragedy of unadulterated villainy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Macbeth: the tragedy of fate and free choice . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
King Lear: from Hamlet to anti-Hamlet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
The Tempest: Shakespeare’s overarching plot resolved . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Part 2
FROM JAMES I TO THE PRESENT
Chapter 5
The Seventeenth Century
James I (ruled between 1603–1625) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Lyrical poetry: a brief overview. Lyrical poetry of William Shakespeare and John Donne . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Before the storm: Charles I’s reign (ruled between 1625–1642) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
Carolean architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Carolean painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
The English Civil War. The Republic. Oliver Cromwell’s dictatorship (1642–1658) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
17th century English poetry: a brief overview. John Milton. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
The Restoration. Charles II (ruled between 1660–1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Restoration architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
Restoration art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
James II (ruled between 1685–1688). The Glorious Revolution (1688) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
William III, Prince of Orange (ruled between 1689–1702) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Literature of the late 17th – early 18th century: The birth of Enlightenment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Chapter 6
The Eighteenth Century
Queen Anne’s reign (ruled between 1702–1714) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Britain during the rule of the first Hanoverian kings (1714–1760) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Daniel Defoe (1660–1731). Robinson Crusoe – the bourgeois mindset manifesto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Jonathan Swift (1667–1745). Satire or dystopia, or A game of civilization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Architecture of the early 18th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
William Pitt the Elder and the Seven Years War (1756–1763) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Samuel Richardson (1689–1761). What is the proper reward for virtue? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Henry Fielding (1707–1754). A novel about a hero and about the author . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
William Hogarth and his art (1697–1764) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
587
Стр.588
Laurence Sterne (1713–1768). A novel about a novel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
Architecture, landscaping and applied art of the late 18th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
The personal rule of George III. The American War of Independence. The government reform
under William Pitt the Younger (1763–1792) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
18th-century portrait painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
The twilight of Enlightenment. The Gothic novel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
Pre-Romantic and Romantic painting of the late 18th – early 19th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
George Stubbs (1724–1806)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
William Blake (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
John Henry Fuseli (1741–1825) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
Chapter 7
The Nineteenth Century
At the turn of the centuries. The French Revolution and the Napoleonic Wars (1789–1815) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Jane Austen (1775–1818). Precious austerity. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
English Romanticism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
William Blake (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Samuel Taylor Coleridge (1772–1834) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
John Keats (1795–1821) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
George Gordon Byron (1788–1824) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
Percy Bysshe Shelly (1792–1822) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
Mary Shelley (1797–1851) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Walter Scott (1771–1832) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383
Regency architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
Regency painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Industrial Revolution in Britain (1760–1850) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
Industrial architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
The 1832 Parliamentary Reform Act . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406
The political life in Britain from 1832 to the late 1840s: Chartism and the repeal of Corn Laws . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
Victorian literature; realism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
The Brontë sisters: Charlotte Brontë (1816–1855), Emily Brontë (1818–1848) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
Charles Dickens (1812–1870). Sentimental education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
William Makepeace Thackeray (1811–1863). Time without a hero . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Britain in the 1850-1860s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
The Pre-Raphaelite Brotherhood . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
Gladstone and Disraeli. The Liberals and the Conservatives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Queen Victoria (ruled between 1837–1901) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Late Victorian Britain – the time of an economic recession . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Victorian lifestyle and applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Imperialism and Anglo-Boer War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
Late Victorian painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
Realist literature of the late 19th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
Between realism and modernism: neo-romanticism and decadence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
Neo-romanticism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465
Decadence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Art nouveau at the turn of the centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
588
Стр.589
Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477
Architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478
The birth of science fiction. Herbert Wells . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
Chapter 8
The Twentieth Century
Edwardian Britain. The last Liberal government and Neo-liberalism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
Modernism. Virginia Woolf. James Joyce . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Britain during and after World War I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Post-World War I literature. Richard Aldington (1892–1962) and the “lost generation” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
David Herbert Lawrence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503
Ireland in the 19th and 20th centuries – the fight for independence. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Britain between the two world wars . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
Britain during World War II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
Dystopia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515
Aldous Huxley (1894–1963) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516
George Orwell (Erik Arthur Blair) (1903–1950) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517
William Golding (1911–1973) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519
John Ronald Reuel Tolkien (1892–1973). Humanism or inhumanity? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523
British literature of the late 20th century. Evelyn Waugh. Anthony Burgess. Iris Murdoch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 529
Britain in the late 20th and early 21st centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535
Postmodernism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Postcolonial literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555
20th century art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
20th century architecture. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558
Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563
Tom Stoppard. A game of Hamlet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571
Conclusion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
Bibliography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575
List of illustrations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
589
Стр.590