УДК 376.1056.264(072)
ББК 74.3я81
Н90
Н90
Нуриева, Лариса Геннадьевна.
Развитие речи у аутичных детей : методич. разраб. / Л. Г. Нуриева. —
12-е изд., эл. — 1 файл pdf : 138 с. — Москва : Теревинф, 2024. — (Особый
ребенок). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0746-7
В книге изложена авторская методика, позволяющая развивать как экспрессивную,
так и импрессивную речь у детей с ранним детским аутизмом. Большое внимание
уделяется созданию мотивации к общению. Одна из глав посвящена изложению
методики занятий с малышами от двух до трех лет. Это тот возрастной
период, когда начало целенаправленной работы над речью особенно эффективно.
Методика Л. Г. Нуриевой также с успехом применяется для развития речи у детей
с сенсорной и моторной алалией.
Наглядные материалы, необходимые для занятий, содержатся в отдельном
приложении.
Для логопедов и других специалистов, работающих с особыми детьми; для занятий
с такими детьми дома.
УДК 376.1056.264(072)
ББК 74.3я81
Электронное издание на основе печатного издания: Развитие речи у аутичных детей :
методич. разраб. / Л. Г. Нуриева. — 10-е изд. — Москва : Теревинф, 2017. — 130 с.— (Особый
ребенок). — ISBN 978-5-4212-0423-7. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-4212-0746-7
© «Теревинф», оформление, 2015
Стр.3
Введение
Педагогидефектологи в ходе своей работы нередко встреча
ются с детьми, которые не пользуются активной речью как сред
ством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть
нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы
речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь
видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития
иногда бывает очень высоким, а порой — значительно снижен. В
каждом конкретном случае причину патологического развития
речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный
опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка.
Если же обследование не показывает органических нарушений
речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет види
мых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных про
цессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоци
ональноволевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ран
ний детский аутизм (РДА).
В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают
как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детс
кий аутизм проявляется в разных формах, при различных уров
нях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Се
ребрякова Н. В., 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются
наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким
снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями про
извольной деятельности, целенаправленности, они не испыты
вают потребности в общении с окружающим миром. Современ
ные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная то
мография, ядерномагнитный резонанс и т. д.) позволяют выя
вить имеющиеся морфологические и биохимические изменения,
лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К.,
Питерс Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологи
ей определенных мозговых структур. Так, одной из причин пол
ного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнете
менных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локали
Стр.4
зации очаговой симптоматики нарушается точная пространст
венно организованная деятельность артикуляционного аппара
та, обусловленная нарушением не собственно пространственно
го фактора, а несформированной обратной афферентацией. В
тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только
слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений
языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не
удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми
же органами свободно выполняются любые «непроизвольные»
движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают ис
пачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдель
ные звуки, воспринимаемые как речевые).
Определить нарушение произвольной деятельности артику
ляционного аппарата у ребенка может невропатолог или лого
пед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме
у малыша 3–4 лет могут и сами родители по некоторым достаточ
но выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей
погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает,
запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать
пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жесто
ко кусает близких людей, не делая различий между ними и неоду
шевленными предметами. У него нарушены и другие виды про
извольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить
какимлибо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого
ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом
всетаки появляются первые слова, то они никак не связаны с
ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»),
даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближе
ние матери к малышу.
До 2–2,5 лет может происходить постепенное обогащение ак
тивного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся ок
ружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова),
или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако
все эти слова или короткие фразы не направлены на общение
ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному перио
ду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словар
4
Стр.5
ный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только
ограниченные непроизвольные вокализации (2–3 звука), крики,
исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «ос
колки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные рас
стройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи,
тревога, нарушается формирование сложных двигательных опе
раций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется
мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его,
идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.
Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом
развития следует начинать как можно раньше, так как требуется
очень длительный период систематической работы целой ко
манды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт,
социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправ
ленной работы сформировать развитую коммуникативную речь
у неговорящего ребенка очень трудно.
В этой книге представлены методические разработки, кото
рые могут быть полезны при работе с теми неговорящими деть
ми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью мето
дов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981),
использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосель
ская Н. Е., 1997) и на сеансах холдингтерапии (Либлинг М. М.,
2000).
5
Стр.6