Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Осознавание через движение: двенадцать практических уроков (300,00 руб.)

0   0
Первый авторФельденкрайз М.
ИздательствоМ.: Ин-т общегуманит. исследований
Страниц223
ID703181
АннотацияМ. Фельденкрайз — доктор физики и психологии, известный во всём мире психотерапевт, а также йог и основатель первой в Европе школы дзюдо. Он работал с Ф. Александером, изучал психоанализ, работы Гурджиева и неврологию. Метод Фенделькрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которыми обладают все маленькие дети. И для этого он использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку, цель которых в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела.
ISBN978-5-94193-900-8
УДК615.8
ББК88.52
Фельденкрайз, М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков = Awareness through Movement: Health Exercises for Personal Growth / М. Фельденкрайз .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : Ин-т общегуманит. исследований, 2016 .— 223 с. : ил. — (Телесно-ориентированная терапия) .— Пер. с англ.; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2016); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 223 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-94193-900-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/703181 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Осознавание_через_движение._Двенадцать_практических_уроков.pdf
Стр.5
Стр.207
Стр.208
Стр.209
Стр.210
Стр.211
Стр.212
Стр.213
Стр.214
Стр.215
Стр.216
Стр.217
Стр.218
Осознавание_через_движение._Двенадцать_практических_уроков.pdf
УДК 615.8 ББК 88.52 М27 М27 Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков [Электронный ресурс] / М. Фельденкрайз ; пер. с англ. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 223 с.). — М. : Инcтитут общегуманитарных исследований, 2016. — (Телесно-ориентированная терапия). — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". ISBN 978-5-94193-900-8 М.Фельденкрайз — доктор физики и психологии, известный во всём мире психотерапевт, а также йог и основатель первой в Европе школы дзюдо. Он работал с Ф.Александером, изучал психоанализ, работы Гурджиева и неврологию. Метод Фенделькрайза предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которыми обладают все маленькие дети. И для этого он использует множество упражнений, меняющихся от урока к уроку, цель которых в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела. УДК 615.8 ББК 88.52 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Осознавание через движение: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайз ; пер. с англ. — М. : Инcтитут общегуманитарных исследований, 2016. – ISBN 5-88230-060-6. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-94193-900-8 © Инcтитут общегуманитар ных исследований, 2016
Стр.5
Содержание М е тод Ф енделы срайза ................................ 5 I . П о н и м а н и е п р и д е й с тв и и ................. 8 П р е д и с л о в и е ............................................................. 8 О б р а з с е б я .................................................................17 Динамика индивидуального действия.................17 Четыре компонента действия................................17 Изменения фиксируются и превращаются в привычки..................................................................... 18 Как формируется образ себя.................................19 Индивидуальное и социальное действие.............19 Контакт с внешним миром.....................................20 Образ себя в двигательной области коры головного мозга.........................................................20 Каждая новая фунция изменяет картину.......... 21 Мышечный образ в моторной части коры головного мозга у каждого человека уникален.....21 Мышечный образ основан на наблюдении........22 Образ себя меньше, чем наши потенциальные способности.................................................................22 Достижение ближайших целей имеет негативный аспект................................................... 23 Образование, как правило, привязано к окружающей обстановке........................................24 Минимального развития человека достаточно для удовлетворения потребностей общества......24
Стр.207
Неполное развитие и удовлетворение достигнутым — это порочный круг..................... 25 Физиологические процессы, препятствующие развитию..................................................................... 25 Человек оценивает себя в соответствии с тем, насколько он ценен для общества.......................26 Оценка ребенка по его достижениям лишает его спонтанности.......................................................27 Самосовершенствование связано с признанием собственной ценности............................................. 28 Действие становится основным средством самосовершенствования.......................................... 28 Трудно изменить привычный способ действий....29 Человек не осознает многие части своего тела....30 Полный образ себя — редкое идеальное состояние..................................................................... 31 Оценка размера различна в различных конечностях................................................................31 Обычные оценки (расстояний и т. п.) далеки от того, что может быть достигнуто.... 32 Человек действует в соответствии со своим субъективным образом........................................... 33 Систематическая работа над образом себя полезнее, чем исправление отдельных действий...34 У р овн и р а з в и т и я ................................................ 35 Первая стадия: естественный способ...................35 Естественная деятельность — общее наследство...................................................................35 Вторая стадия — индивидуальная........................35 Третья стадия — метод или профессионализация............................................... 36 Заученный метод вытесняет естественный........37
Стр.208
Чем проще действие, тем больше оно отстает в развитии.................................... Стадии трудно определить..................... Возможные проблемы третьей стадии. С ч его и к ак н а ч а т ь .......................... ...38 ...38 ...39 ...41 Методы совершенствования человека............... 41 Состояния человеческого бытия..........................41 Компоненты бодрствования.................................. 42 Различение компонентов — абстракция............. 43 Системы совершенствования больше различаются в теории, чем на практике............43 Противопоставление совершенствования процесса и совершенствования качеств............. 44 Ошибки используются при совершенствовании....44 Совершенствование движений — лучший способ самосовершенствования............................ 45 С т р у к т у р а и ф у н к ц и я ................................... 53 Абстракция — исключительно человеческая.черта............................................................................. 53 Индивидуальная часть мозга................................ 53 Внутренние периодические импульсы............... 54 Основы способности к обучению.........................54 Тонкая дифференциация — прерогатива человека.......................................................................55 Индивидуальный опыт и наследственность......56 Понятие противоположностей происходит из ст руктуры................................................................... 57 Обратимые и необратимые явления...................57 Временной промежуток между мыслью и действием — основа осознавания..........................59 Делать — не значит знать.......................................60
Стр.209
Сознание подлаживает действие под намерение...61 Осознавание не является необходимым для человека.......................................................................62 Осознавание — новая стадия эволюции............. 62 Направление прогресса........................................... 63 Осознавание и сознание..........................................64 I I . Д е й с т в и е р а д и п о н и м а н и я ............. 70 Д в е н а д ц а т ь п р а к т и ч е с к и х у р о к о в ......... 70 О бщ и е у к а з а н и я ................................................. 70 Совершенствование способностей.......................70 Способность и сила воли........................................71 Чтобы понять движение, нужно чувствовать, а не напрягаться........................................................72 Обостренное различение........................................73 Сила привычки..........................................................74 Мышление во время действий.............................. 74 Высвобождение теряемой энергии......................75 Дыхательный ритм во время упражнений........76 Скорость движений................................................. 76 Н е с к о л ь к о п р а к т и ч е с к и х с о в е т о в .......... 77 Как выполнять упражнения...................................77 Длительность упражнений.....................................77 Место упражнения....................................................78 Одежда........................................................................ 78 Как выполнять уроки.............................................. 78 У р о к 1: ч т о т а к о е х о р ош а я п о з а ? ..........80 Стоять правильно — не значит стоять прямо.......80 Слово «прямо» не означает «вертикально».........81 «Прямо» — эстетическое представление............ 81 Скелет, мышцы и гравитация.............................. 82
Стр.210
Расслабление: представление, которое часто понимают неправильно...........................................83 Человек не осознает действие мышц, противостоящих силе тяжести............................. 84 Мы не знаем, как стоим..........................................85 Вертикальное положение поддерживается древней частью нервной системы........................85 Связь между инстинктом и намерением...........86 Человеческая способность к обучению замещает инстинкт животных.............................. 86 Человек учится в основном на своем опыте, животные опираются на опыт вида.....................87 Индивидуальный опыт............................................ 88 Человеческая способность приспосабливаться......88 Динамические аспекты позы................................ 89 Автоматическое и сознательное управление.......90 Как искажаются ощущения.................................. 91 Чувствительность при сознательном действии......91 Динамика равновесия............................................. 92 Раскачивание стоя.....................................................93 Движение сидя..........................................................94 Динамическая связь между положением сидя и стоя.................................................................... 94 Оцените ваши ошибки и достижения................ 96 1. Избегайте сознательной мобилизации мышц ног.....................................................................97 2. Избегайте сознательной мобилизации мышц шеи.................................................................. 97 3. Остановите намерение подняться....................98 4. Ритмичные движения колен............................. 98
Стр.211
5. Отделение действия от намерения................ 99 Концешрация на цели может создать лишнее напряжение............................................... 100 Улучшения возникают при отделении цели от средств...................................................... 100 Эффективная сила действует в направлении движения................................................................... 101 Отсутствие выбора делает напряжение привычным................................................................102 Урок 2: что такое хорош ее действие?..Л03 Эффективное действие совершенствует тело и его способности..............................................103 Обратимость — черта сознательного движения................................................................... 103 Хорошие движение легки и легко выполняются.............................................................104 Избегание трудностей — повседневная норма.... 105 Нет предела совершенствованию....................... 106 Использование широких мышц для трудной работы................................................. 108 Силы, действующие под углом к основному направлению, наносят вред..................................108 Формирование способов выполнения идеальных действий.................................................109 У рок 3: н ек оторы е ф ун дам ен тал ьны е свой ства д в иж ен и я ........................................... 110 Ощущение собственного тела..............................110 Скрытая работа мышц......................................... 111 Начинайте каждое движение заново................112 Скоординируйте дыхание и движение..............112 Остановитесь и понаблюдайте.............................112
Стр.212
Медленное и постепенное движение.................113 Исключите ненужные усилия..............................113 Используйте мышцы спины.................................114 Одновременное действие...................................... 114 Ощущение удлинения позвоночника................115 Излишнее усилие укорачивает тело..................116 Что более удобно?...................................................116 Какой глаз открыт шире?..................................... 117 Поработайте над левой стороной....................... 118 Диагональные движения...................................... 118 У р ок 4: д и ф ф е р е н ц и а ц и я ч а с т ей и ф у н к ц и й в ды х а н и и ...................................... 120 Объем груди и дыхание........................................ 120 Увеличение объема нижней части живота..... 121 Колебательное движение диафрагмы...............122 Нормальное дыхание.............................................123 Не существует полностью симметричных позвоночников....................... 123 Почувствуйте середину......................................... 123 Колебательное движение на боку...................... 124 Колебательные движения на спине...................125 Колебательные движения стоя на коленях.... 126 Как колебательные движения влияют на дыхание.....................................................................126 Искривление позвоночника и движение таза..... 127 Расширение спины............................................. 128 У р ок 5: к о о р д и н а ц и я с г и б а т е л ей и ра з г и б а т е л е й ....................................................... 130 Направление напряжения при вращательном движении.....................................130 Движение коленей.................................................131
Стр.213
Движение плечевого пояса направо..................133 Движение коленей и одновременное поднятие головы...................................................... 133 Другое переплетание пальцев..............................134 Изменения в поясничных позвонках.................134 Раскачивание туловища с перекрещенными руками........................................................................ 134 Качающиеся движения при неподвижной голове..........................................................................135 Движение головы и плеч в противоположных направлениях.......................136 У р ок 6: д и ф ф е р е н ц и а ц и я т а зовы х д в и ж е н и й с п ом ощ ью в о о б р аж а ем ы х ч а с о в ........................................................................... 137 Изменение кривизны поясницы......................... 137 Циферблат на теле.................................................138 Отделите дыхание от действия.......................... 139 Циферблат на затылке......................................... 139 Непрерывное движение по циферблату.......... 140 Увеличение дуг........................................................ 141 Целое и части.......................................................... 142 Объективные и субъективные движения......... 142 Внешний и внутренний контакт......................... 143 Продолжение вращений таза..............................144 Что будет происходить на следующих стадиях... 145 У р ок 7: п о л о ж е н и е головы в л и я ет н а с о с т о я н и е м у с к у л а т у ры ...................... 146 Вращение ног направо.......................................... 146 Лицо движется налево, ноги - направо............. 147 Проверка лежа на спине....................................... 148 Лицо и ноги направо..............................................148
Стр.214
Вращение позвоночника и дыхание..................148 Голова неподвижна, колени соединены............149 Размягчите тело...................................................... 149 Изменение в движении головы.......................... 150 Избавляйтесь от старого, когда есть новое..... 150 Сильные вращательные движения....................151 Различия в ощущениях и движениях разных сторон тела................................................................152 Мысленное вспоминание...................................... 153 Осознавание образа себя...................................... 153 У р ок 8: с о в е рш ен с т в о в а н и е о бр а за с е б я ..............................................................................154 Поднягие ступни в направлении головы...........154 Действие без осознавания..................................... 156 Поднягие ступни лежа на спине......................... 157 Дуговое движение головы около пола..............158 Раскачивание туловища из стороны в сторону...Л 58 Перекатывание из положения сидя в положение лежа и обратно на правом боку... 159 Воображаемое повторение.................................. 160 Поднягие ноги из положения сидя, действительное и воображаемое........................160 Вербализация может подменить ощущения и управление................................................................161 Дополните образ себя...........................................162 Нет предела совершенствованию.......................162 Повторите все движение в левую сторону в воображении............................................................ 162 Применение визуализации более эффективно, чем совершенствование посредством действи..............................................163 Рассмотрение себя лучше, чем механическое
Стр.215
повторение.................................................................163 У р ок 9: п р о с т р а н с т в е н ны е о т н ош ен и я к а к с р е д с т в о к о о р д и н а ц и и д е й с т в и я ...................................................................165 Часы напротив лица................................................. 165 Путь ушной мочки....................................................166 Мы можем действовать, не зная, что мы делаем... 166 Перемещайте фокус внимания от мочки уха к носу и обратно...............................................167 Смотрите левым глазом..........................................167 Окрашивание левой половины головы воображаемой кисточкой....................................... 168 Двигайте нос направо, крася левую половину головы..................................................... 168 Перемещение внимания отчасти к части.......... 169 Левая нога встает коленом на пол........................169 Левая нога опирается о пол................................... 170 Гимнастика ради гимнастики ничему не учит......170 Индивидуальные движения становятся обобщенными.................................... 171 У р ок 10: д в и ж е н и я глаз о р г а н и зую т д в и ж е н и е т е л а ....................................................172 Движение направо и налево стоя........................ 172 Координация глаз и плавности движения........ 173 Поворот тела направо сидя....................................173 Поворот туловища налево сидя.............................. 175 Движение глаз увеличивает угол поворота........... 175 Не укорачивайте тело.............................................. 176 Глаза нужны не только для того, чтобы смотреть... 176 Каждый глаз отдельно и оба вместе........................177 Координация глаз приводит к совершенствованию движений туловища........ 177
Стр.216
Поворот направо, взгляд налево.......................... 178 Поворот налево, взгляд направо.............................178 Движение плечевого пояса направо...................... 179 Переход от противоположного движения к однонаправленному и обратно.......................... 179 Движение плечевого пояса налево.......................180 Большее усилие не улучшает действие.................. 180 11аклоняйте голову из стороны в сторону, поворачивая тело направо и налево.......................181 Раскачивание туловища сидя..................................182 Повороты туловища стоя, попеременно поднимая пятки.................................182 У р ок 11: о с о зн а в а н и е ч а с т ей , н а х о ­ д ящ и х ся вн е с о зн а н и я , с п ом ощ ью с р е д с т в , п о д в л а ст ны х с о з н а н и ю ..................................................................1 81 Воображаемый палец надавливает на икру................................................. 184 Шарик катается по ягодицам..................................185 Шарик на тыльной стороне левого предплечья....185 Вернитесь к правой ноге.......................................... 186 От правого бедра до левого плеча и обратно........................................................ 186 От тыльной стороны левой кисти к правой пятке и обратно......................................... 187 От лопатки по позвоночнику, ягодице и бедру до пятки...................................... 187 Шарик катится по желобку...................................187 Согните тело.............................................................188 От левой пятки до правой кисти и обратно........................................................ 188
Стр.217
Шарик на пояснице, раскачивающие движения..................................... 189 От шеи до копчика и обратно................................. 189 С поднятыми ногами................................................190 Правая нога и левая рука подняты.................... 190 Правая рука и левая нога подняты....................190 Проверьте свое воображение.................................190 У р о к 12: м ы ш л е н и е и д ы х а н и е ............192 Поглощение большего количества кислорода означает большую жизненность............................ 192 Структура легких.................................................... 193 Дыхательная система..............................................194 Диафрагма................................................................194 Грудь........................................................................... 195 Координация груди и диафрагмы при нормальном и парадоксальном дыхании.............. 195 Легкое: пассивный орган......................................... 196 Дыхание и поза..........................................................196 Дыхание в районе правого плеча............................ 197 Прохождение воздуха по трахее............................ 198 Прохождение воздуха вниз....................................198 Два правых бронха.................................................198 Средний бронх..........................................................199 Повторите весь процесс...........................................199 Нижняя и средняя части..........................................200 Скольжение правого легкого................................. 200 Параллельное движение на левой стороне..... 201 Дыхание левым легким; голова наклонена вправо........................................ 202 Дыхание правым легким........................................ 202 За клю ч е н и е 204
Стр.218

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.