УДК 37.018.1-056.29+[616.831-009.11:616-83]
ББК 74.90+57.33+56.12
Ф60
Помимо ведущего автора, Нэнси Р. Финни, в работе над этой книгой принимали участие: Мартин Бакс (Клиника «Челси энд Вестминстер»,
Лондон) — доктор медицины, дипломированный консультант-педиатр, консультант по педиатрии; Джек Бавин — бакалавр медицины, бакалавр
наук, дипломированный консультант по психиатрии, ортопед, бывший ведущий консультант по психиатрии Клиники «Левесден», Клиники
«Чаринг-Кросс», Клиники «Хаммерсмит» и Управления здравоохранения графства Глостершир; Мэри Гарднер (Клиника «Чаринг-Кросс»,
Лондон) — бакалавр наук, дипломированный педагог, дипломированный психолог, почетный детский психолог; Хелен А. Мюллер (Цюрих,
Швейцария) — логопед, специалист по коммуникации; Мэриан Браун (Бобат-центр для детей с церебральным параличом, Лондон) — бакалавр
медицины (детский логопед), дипломированный консультант по логопедии и коммуникации; Дайана Торнтон (Лондон) — ассистент медицины,
дипломированный музыкальный терапевт.
В книге использованы иллюстрации ко второму изданию, выполненные Маргарет Инкпен (Эдмонтон, Канада), а также дополнительные
иллюстрации к третьему изданию, подготовленные Кэролайн Пантер — главным детским психотерапевтом Клиники «Северный Мидлсекс»,
Лондон.
Финни Н. Р.
Ф60
Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие [Электронный ресурс] : книга для родителей / Нэнси
Р. Финни ; под ред. Е. В. Клочковой ; [пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской]. — 8-е изд. (эл.). — Электрон.
текстовые дан. (1 файл pdf : 336 с.). — М. : Теревинф, 2019. — (Особый ребенок). — Систем. требования: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 12".
ISBN 978-5-4212-0538-8
Эта книга – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. В ней описаны нарушения и
обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказывается о том, как родители в тесном партнерском взаимодействии
со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении
обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических
поз и движений. В центре ее внимания – личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом
общества. Издание адресовано родителям и другим членам семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом, а также
специалистам, занимающимся помощью таким детям.
УДК 37.018.1-056.29+[616.831-009.11:616-83
ББК 74.90+57.33+56.12
Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие
[Текст] : книга для родителей / Нэнси Р. Финни ; под ред. Е. В. Клочковой ; [пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской]. — 7-е изд. —
М. : Теревинф, 2018. — 336 с. — (Особый ребенок). — ISBN 978-5-4212-0471-8.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских
прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 0-7506-0579-0 (англ.)
ISBN 978-5-4212-0538-8
© Теревинф, 2005
Стр.5
Оглавление
Об этой книге (А. Л. Битова) ......................................................................................................................
Предисловие редактора перевода (Е. В. Клочкова) ...................................................................................
5
7
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................. 13
Часть I. ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Глава 1. ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ .......................... 18
Обмен информацией ............................................................................................................................ 19
Оценка двигательных возможностей младенца с церебральным параличом ................................... 20
Типичный день вашего младенца ....................................................................................................... 20
Повседневная жизнь младенца ............................................................................................................ 21
Определение приоритетов и обсуждение целей ................................................................................. 22
Использование видеозаписей как способ общения ........................................................................... 22
Двустороннее общение и общая программа поддержки ребенка ..................................................... 23
Глава 2. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (МАРТИН БАКС) ...................................................... 24
Что такое церебральный паралич? ...................................................................................................... 24
Формы церебрального паралича ......................................................................................................... 25
Причины возникновения церебрального паралича ........................................................................... 26
Как часто встречается церебральный паралич? ................................................................................. 27
Распознавание и диагностика церебрального паралича .................................................................... 27
Другие проблемы .................................................................................................................................. 28
Лечение двигательных нарушений ...................................................................................................... 33
Нормальное развитие ........................................................................................................................... 35
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ
СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ (ДЖЕК БЭВИН) ..................................................................... 37
Примите ребенка таким, какой он есть ............................................................................................. 37
Привыкайте к новой жизни ................................................................................................................ 38
Стыд, растерянность, социальная изоляция ...................................................................................... 39
Стр.328
328
Принимайте помощь ............................................................................................................................ 40
Конечная цель — социальная адаптация ........................................................................................... 40
Мама — учитель ................................................................................................................................... 42
Несколько практических советов ........................................................................................................ 44
Помогайте именно сейчас ................................................................................................................... 45
Дисциплина .......................................................................................................................................... 46
Другие нарушения поведения ............................................................................................................. 49
Чрезмерная привязанность .................................................................................................................. 51
Братья и сестры .................................................................................................................................... 52
Социальное поведение ......................................................................................................................... 53
Заключение ........................................................................................................................................... 53
Глава 4. ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА (МЭРИ ГАРДНЕР) ............................................................ 54
Задавайте правильные вопросы ........................................................................................................... 54
Как ребенок учится .............................................................................................................................. 55
Как учится ребенок с тяжелым церебральным параличом? ............................................................. 56
Как оценить способность к обучению? .............................................................................................. 56
Как поддерживать у ребенка интерес к обучению ............................................................................ 58
Обучение ребенка с «дополнительными» нарушениями ................................................................... 59
Детский сад и школа ............................................................................................................................ 59
Альтернативные способы коммуникации ........................................................................................... 62
Обучение в коллективе ........................................................................................................................ 63
Доступность образования .................................................................................................................... 64
Дисгармония в отношениях ................................................................................................................. 65
Распределение обязанностей ............................................................................................................... 66
Часть II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Глава 5. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ .......................................................................................... 68
Движение .............................................................................................................................................. 68
Ребенок с церебральным параличом ................................................................................................... 70
Рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы) ........................................................................ 71
Нормальный постуральный мышечный тонус ................................................................................... 71
Постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы) .................................................................... 72
Нормальная и абнормальная (нарушенная) последовательность движений:
основные отличия ................................................................................................................................ 73
Сесть из положения лежа на спине .................................................................................................... 73
Сесть из положения лежа на животе .................................................................................................. 74
Поворот со спины на живот ................................................................................................................ 75
Стр.329
329
Движения, которые при детском церебральном параличе возможны,
но выполняются неправильно ............................................................................................................. 76
«Мостик» и ползание на спине головой вперед ................................................................................ 77
Ползание ............................................................................................................................................... 78
Ребенок стоит, переступает и ходит ................................................................................................... 79
Нормальное сенсомоторное развитие: ранние стадии ...................................................................... 83
Сенсомоторное развитие ребенка в 4 месяца
(контроль за положением головы и ориентация тела по средней линии) ....................................... 83
Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев
(одинаковая активность сгибателей и разгибателей) ......................................................................... 85
Глава 6. ПРИЕМЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ................ 87
Специальные приемы .......................................................................................................................... 88
Чего не следует делать и почему ......................................................................................................... 98
Присаживание младенца из положения лежа на спине .................................................................... 98
Подпрыгивание на полу ....................................................................................................................... 99
Брыкание .............................................................................................................................................. 101
Заключение .......................................................................................................................................... 102
Глава 7. МЕЛКАЯ МОТОРИКА .................................................................................................. 103
Зрение и слух ....................................................................................................................................... 103
Ранние стадии развития мелкой моторики ....................................................................................... 107
Хватательные движения ...................................................................................................................... 110
Целенаправленные действия — малыш дотягивается до игрушки
и бьет по ней рукой ............................................................................................................................ 113
Заключение .......................................................................................................................................... 119
Глава 8. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ......................................................... 121
Приспособления, которые обеспечивают прочную и безопасную опору ....................................... 121
Наклонные стендеры и стояки ........................................................................................................... 124
Приспособления для игры, тренировки координации движений и равновесия ............................ 127
Простые приспособления для младенцев и детей младшего возраста ............................................ 129
Часть III. СОЧЕТАНИЕ ТЕРАПИИ И ЗАНЯТИЙ
Глава 9. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ ........................................................................... 132
Как ребенок учится? ........................................................................................................................... 133
Заключение .......................................................................................................................................... 137
Стр.330
330
Глава 10. РЕЧЬ (ХЕЛЕН А. МЮЛЛЕР) ..................................................................................... 138
Основные этапы развития речи ......................................................................................................... 138
Речевое развитие ребенка с церебральным параличом .................................................................... 139
Личное взаимодействие ...................................................................................................................... 143
Глава 11. КОММУНИКАЦИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (МЭРИАН БРАУН) .................................................................... 145
Развитие навыков коммуникации ...................................................................................................... 145
Дополнительные способы коммуникации ......................................................................................... 146
Технические средства коммуникации — кто выигрывает? .............................................................. 147
Другие области применения технических средств ............................................................................ 149
Мотивация ........................................................................................................................................... 149
С чего начать ....................................................................................................................................... 150
Задачи родителей ................................................................................................................................. 151
Глава 12. МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ДИАНА ТОРНТОН) ........................... 153
Музыка ................................................................................................................................................. 153
Музыкальная терапия ......................................................................................................................... 154
Глава 13. ИГРА .............................................................................................................................. 156
Он изучает, что может и чего не может делать с игрушками
и другими предметами ........................................................................................................................ 156
Ребенок с церебральным параличом .................................................................................................. 157
Ребенок с тяжелой формой церебрального паралича ....................................................................... 158
Ребенок с церебральным параличом средней тяжести ..................................................................... 159
Игра и развитие крупной моторики .................................................................................................. 160
От игр к действиям ............................................................................................................................. 161
Выбор игрушек .................................................................................................................................... 161
Библиотеки игрушек ........................................................................................................................... 165
Простые игры с обычными предметами ........................................................................................... 166
«Можно» и «нельзя» в играх ............................................................................................................... 167
Ролевые игры ....................................................................................................................................... 168
Изучение формы ................................................................................................................................. 168
Изучение цвета .................................................................................................................................... 170
Часть IV. РЕБЕНОК И ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 14. СОН ............................................................................................................................... 188
Кровать ................................................................................................................................................. 188
Распространенные проблемы и практические советы ...................................................................... 190
Стр.331
331
Занятия и игры, которые помогут маленькому ребенку
привыкнуть к новой позе для сна ...................................................................................................... 193
Самостоятельная игра ......................................................................................................................... 194
Чтобы быть полностью самостоятельным ......................................................................................... 195
Глава 15. ТУАЛЕТ ......................................................................................................................... 197
Одежда .................................................................................................................................................. 198
Начало формирования контроля ........................................................................................................ 199
Произвольный контроль ..................................................................................................................... 201
Обучение самостоятельности .............................................................................................................. 201
Специальные приспособления для туалета ....................................................................................... 202
Самостоятельность .............................................................................................................................. 203
Глава 16. КУПАНИЕ .................................................................................................................... 205
Некоторые проблемы и возможные решения ................................................................................... 206
Как выбрать ванночку ......................................................................................................................... 206
Выбор сиденья для ванны .................................................................................................................. 209
Маленький ребенок ............................................................................................................................. 209
Ребенок старшего возраста ................................................................................................................. 210
Как предупредить возникновение проблем со спиной у родителей ............................................... 212
Время купания — учебная ситуация .................................................................................................. 212
Обучение самостоятельности .............................................................................................................. 213
Глава 17. ОДЕВАНИЕ .................................................................................................................. 216
Как одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом ......................................................... 217
Как помогать ребенку при одевании ................................................................................................. 217
Общие проблемы и пути их решения ................................................................................................ 221
Одежда .................................................................................................................................................. 230
Удобная одежда для ребенка с церебральным параличом ............................................................... 231
Глава 18. КОРМЛЕНИЕ (ХЕЛЕН А. МЮЛЛЕР) ...................................................................... 236
Кормление ребенка раннего возраста ................................................................................................ 236
Кормление ребенка с церебральным параличом .............................................................................. 237
Первые шаги к самостоятельному приему пищи ............................................................................. 244
Уход за зубами ..................................................................................................................................... 248
Глава 19. КАК НОСИТЬ РЕБЕНКА ............................................................................................ 251
Как поднимать и носить ребенка ...................................................................................................... 251
Младенец или маленький ребенок с умеренно повышенным тонусом
мышцразгибателей ............................................................................................................................. 253
Стр.332
332
Ребенок более старшего возраста с резко повышенным тонусом разгибателей ............................ 254
Маленький ребенок с повышенным тонусом мышцсгибателей .................................................... 256
Маленький ребенок с низким постуральным мышечным тонусом
и/или меняющимся тонусом и непроизвольными движениями ..................................................... 257
Приспособления, предназначенные для того, чтобы носить ребенка ............................................ 259
Заключение .......................................................................................................................................... 259
Глава 20. СТУЛЬЧИКИ, КОЛЯСКИ И КРЕСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ ................................ 261
Некоторые общие рекомендации ....................................................................................................... 262
Стульчики ............................................................................................................................................ 263
Самодельные стулья ............................................................................................................................ 270
Вкладки для сидений .......................................................................................................................... 272
Стулья для детей постарше, которые могут сидеть без дополнительной опоры ............................ 273
Коляски ................................................................................................................................................ 274
Детское автомобильное кресло ........................................................................................................... 277
Глава 21. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ........................................ 278
Часть V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Глава 22. ЛЕЧЕНИЕ КОНТРАКТУР И ДЕФОРМАЦИЙ ........................................................ 286
Основа контрактур и деформаций ..................................................................................................... 286
Ортопедические приспособления (ортопедические аппараты и корсеты) ...................................... 289
Хирургическое лечение деформаций ................................................................................................. 290
Другие методы лечения ....................................................................................................................... 291
Заключение .......................................................................................................................................... 292
Глава 23. РЕБЕНОК В БОЛЬНИЦЕ .......................................................................................... 293
Глава 24. ДОСУГ ........................................................................................................................... 295
Часть VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I. ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ ......................................... 300
Приложение II. РАННИЕ СТАДИИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ:
КРАТКИЙ ОБЗОР ........................................................................................................................ 309
Стр.333
333
Приложение III. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ................................................................................... 316
Приложение IV. ФИРМЫ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ .................................. 322
Приложение V. АДРЕСА. КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ............................................................. 324
Стр.334