Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие (1980,00 руб.)

0   0
Первый авторФинни Нэнси Р.
АвторыКлочкова Е. В., Липес Ю. В., Снеговская А. В.
ИздательствоМ.: Теревинф
Страниц336
ID703173
АннотацияЭта книга – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. В ней описаны нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказывается о том, как родители в тесном партнерском взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре ее внимания – личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества.
Кому рекомендованоИздание адресовано родителям и другим членам семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом, а также специалистам, занимающимся помощью таким детям.
ISBN978-5-4212-0538-8
УДК37.018.1-056.29+[616.831-009.11:616-83]
ББК74.90+57.33+56.12
Финни, Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие = Handling the Young Child with Cerebral Palsy at Home : кн. для родителей / ред. Е.В. Клочкова; пер.: Ю.В. Липес, А.В. Снеговская; Н.Р. Финни .— 8-е изд. (эл.) .— Москва : Теревинф, 2019 .— 336 с. : ил. — (Особый ребенок) .— Пер. с англ.; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Теревинф, 2018); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 336 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-4212-0538-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/703173 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ребенок_с_церебральным_параличем.pdf
Стр.5
Стр.328
Стр.329
Стр.330
Стр.331
Стр.332
Стр.333
Стр.334
Ребенок_с_церебральным_параличем.pdf
УДК 37.018.1-056.29+[616.831-009.11:616-83] ББК 74.90+57.33+56.12 Ф60 Помимо ведущего автора, Нэнси Р. Финни, в работе над этой книгой принимали участие: Мартин Бакс (Клиника «Челси энд Вестминстер», Лондон) — доктор медицины, дипломированный консультант-педиатр, консультант по педиатрии; Джек Бавин — бакалавр медицины, бакалавр наук, дипломированный консультант по психиатрии, ортопед, бывший ведущий консультант по психиатрии Клиники «Левесден», Клиники «Чаринг-Кросс», Клиники «Хаммерсмит» и Управления здравоохранения графства Глостершир; Мэри Гарднер (Клиника «Чаринг-Кросс», Лондон) — бакалавр наук, дипломированный педагог, дипломированный психолог, почетный детский психолог; Хелен А. Мюллер (Цюрих, Швейцария) — логопед, специалист по коммуникации; Мэриан Браун (Бобат-центр для детей с церебральным параличом, Лондон) — бакалавр медицины (детский логопед), дипломированный консультант по логопедии и коммуникации; Дайана Торнтон (Лондон) — ассистент медицины, дипломированный музыкальный терапевт. В книге использованы иллюстрации ко второму изданию, выполненные Маргарет Инкпен (Эдмонтон, Канада), а также дополнительные иллюстрации к третьему изданию, подготовленные Кэролайн Пантер — главным детским психотерапевтом Клиники «Северный Мидлсекс», Лондон. Финни Н. Р. Ф60 Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие [Электронный ресурс] : книга для родителей / Нэнси Р. Финни ; под ред. Е. В. Клочковой ; [пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской]. — 8-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 336 с.). — М. : Теревинф, 2019. — (Особый ребенок). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 12". ISBN 978-5-4212-0538-8 Эта книга – одно из лучших западных руководств по оказанию помощи детям с церебральным параличом. В ней описаны нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семьи. Рассказывается о том, как родители в тесном партнерском взаимодействии со специалистами могут успешно преодолевать эти трудности как на специальных занятиях с ребенком, так и при выполнении обычных ежедневных дел. Автор представила продуманную систему рекомендаций, ориентированную на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре ее внимания – личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества. Издание адресовано родителям и другим членам семей, в которых воспитываются дети с церебральным параличом, а также специалистам, занимающимся помощью таким детям. УДК 37.018.1-056.29+[616.831-009.11:616-83 ББК 74.90+57.33+56.12 Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие [Текст] : книга для родителей / Нэнси Р. Финни ; под ред. Е. В. Клочковой ; [пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской]. — 7-е изд. — М. : Теревинф, 2018. — 336 с. — (Особый ребенок). — ISBN 978-5-4212-0471-8. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 0-7506-0579-0 (англ.) ISBN 978-5-4212-0538-8 © Теревинф, 2005
Стр.5
Оглавление Об этой книге (А. Л. Битова) ...................................................................................................................... Предисловие редактора перевода (Е. В. Клочкова) ................................................................................... 5 7 ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................. 13 Часть I. ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Глава 1. ВАЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ .......................... 18 Обмен информацией ............................................................................................................................ 19 Оценка двигательных возможностей младенца с церебральным параличом ................................... 20 Типичный день вашего младенца ....................................................................................................... 20 Повседневная жизнь младенца ............................................................................................................ 21 Определение приоритетов и обсуждение целей ................................................................................. 22 Использование видеозаписей как способ общения ........................................................................... 22 Двустороннее общение и общая программа поддержки ребенка ..................................................... 23 Глава 2. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ С МЕДИЦИНСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (МАРТИН БАКС) ...................................................... 24 Что такое церебральный паралич? ...................................................................................................... 24 Формы церебрального паралича ......................................................................................................... 25 Причины возникновения церебрального паралича ........................................................................... 26 Как часто встречается церебральный паралич? ................................................................................. 27 Распознавание и диагностика церебрального паралича .................................................................... 27 Другие проблемы .................................................................................................................................. 28 Лечение двигательных нарушений ...................................................................................................... 33 Нормальное развитие ........................................................................................................................... 35 Глава 3. ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ (ДЖЕК БЭВИН) ..................................................................... 37 Примите ребенка таким, какой он есть ............................................................................................. 37 Привыкайте к новой жизни ................................................................................................................ 38 Стыд, растерянность, социальная изоляция ...................................................................................... 39
Стр.328
328 Принимайте помощь ............................................................................................................................ 40 Конечная цель — социальная адаптация ........................................................................................... 40 Мама — учитель ................................................................................................................................... 42 Несколько практических советов ........................................................................................................ 44 Помогайте именно сейчас ................................................................................................................... 45 Дисциплина .......................................................................................................................................... 46 Другие нарушения поведения ............................................................................................................. 49 Чрезмерная привязанность .................................................................................................................. 51 Братья и сестры .................................................................................................................................... 52 Социальное поведение ......................................................................................................................... 53 Заключение ........................................................................................................................................... 53 Глава 4. ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА (МЭРИ ГАРДНЕР) ............................................................ 54 Задавайте правильные вопросы ........................................................................................................... 54 Как ребенок учится .............................................................................................................................. 55 Как учится ребенок с тяжелым церебральным параличом? ............................................................. 56 Как оценить способность к обучению? .............................................................................................. 56 Как поддерживать у ребенка интерес к обучению ............................................................................ 58 Обучение ребенка с «дополнительными» нарушениями ................................................................... 59 Детский сад и школа ............................................................................................................................ 59 Альтернативные способы коммуникации ........................................................................................... 62 Обучение в коллективе ........................................................................................................................ 63 Доступность образования .................................................................................................................... 64 Дисгармония в отношениях ................................................................................................................. 65 Распределение обязанностей ............................................................................................................... 66 Часть II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Глава 5. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ .......................................................................................... 68 Движение .............................................................................................................................................. 68 Ребенок с церебральным параличом ................................................................................................... 70 Рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы) ........................................................................ 71 Нормальный постуральный мышечный тонус ................................................................................... 71 Постуральные рефлексы (рефлексы сохранения позы) .................................................................... 72 Нормальная и абнормальная (нарушенная) последовательность движений: основные отличия ................................................................................................................................ 73 Сесть из положения лежа на спине .................................................................................................... 73 Сесть из положения лежа на животе .................................................................................................. 74 Поворот со спины на живот ................................................................................................................ 75
Стр.329
329 Движения, которые при детском церебральном параличе возможны, но выполняются неправильно ............................................................................................................. 76 «Мостик» и ползание на спине головой вперед ................................................................................ 77 Ползание ............................................................................................................................................... 78 Ребенок стоит, переступает и ходит ................................................................................................... 79 Нормальное сенсомоторное развитие: ранние стадии ...................................................................... 83 Сенсомоторное развитие ребенка в 4 месяца (контроль за положением головы и ориентация тела по средней линии) ....................................... 83 Сенсомоторное развитие ребенка 6 месяцев (одинаковая активность сгибателей и разгибателей) ......................................................................... 85 Глава 6. ПРИЕМЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ................ 87 Специальные приемы .......................................................................................................................... 88 Чего не следует делать и почему ......................................................................................................... 98 Присаживание младенца из положения лежа на спине .................................................................... 98 Подпрыгивание на полу ....................................................................................................................... 99 Брыкание .............................................................................................................................................. 101 Заключение .......................................................................................................................................... 102 Глава 7. МЕЛКАЯ МОТОРИКА .................................................................................................. 103 Зрение и слух ....................................................................................................................................... 103 Ранние стадии развития мелкой моторики ....................................................................................... 107 Хватательные движения ...................................................................................................................... 110 Целенаправленные действия — малыш дотягивается до игрушки и бьет по ней рукой ............................................................................................................................ 113 Заключение .......................................................................................................................................... 119 Глава 8. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ......................................................... 121 Приспособления, которые обеспечивают прочную и безопасную опору ....................................... 121 Наклонные стендеры и стояки ........................................................................................................... 124 Приспособления для игры, тренировки координации движений и равновесия ............................ 127 Простые приспособления для младенцев и детей младшего возраста ............................................ 129 Часть III. СОЧЕТАНИЕ ТЕРАПИИ И ЗАНЯТИЙ Глава 9. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ ........................................................................... 132 Как ребенок учится? ........................................................................................................................... 133 Заключение .......................................................................................................................................... 137
Стр.330
330 Глава 10. РЕЧЬ (ХЕЛЕН А. МЮЛЛЕР) ..................................................................................... 138 Основные этапы развития речи ......................................................................................................... 138 Речевое развитие ребенка с церебральным параличом .................................................................... 139 Личное взаимодействие ...................................................................................................................... 143 Глава 11. КОММУНИКАЦИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (МЭРИАН БРАУН) .................................................................... 145 Развитие навыков коммуникации ...................................................................................................... 145 Дополнительные способы коммуникации ......................................................................................... 146 Технические средства коммуникации — кто выигрывает? .............................................................. 147 Другие области применения технических средств ............................................................................ 149 Мотивация ........................................................................................................................................... 149 С чего начать ....................................................................................................................................... 150 Задачи родителей ................................................................................................................................. 151 Глава 12. МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ДИАНА ТОРНТОН) ........................... 153 Музыка ................................................................................................................................................. 153 Музыкальная терапия ......................................................................................................................... 154 Глава 13. ИГРА .............................................................................................................................. 156 Он изучает, что может и чего не может делать с игрушками и другими предметами ........................................................................................................................ 156 Ребенок с церебральным параличом .................................................................................................. 157 Ребенок с тяжелой формой церебрального паралича ....................................................................... 158 Ребенок с церебральным параличом средней тяжести ..................................................................... 159 Игра и развитие крупной моторики .................................................................................................. 160 От игр к действиям ............................................................................................................................. 161 Выбор игрушек .................................................................................................................................... 161 Библиотеки игрушек ........................................................................................................................... 165 Простые игры с обычными предметами ........................................................................................... 166 «Можно» и «нельзя» в играх ............................................................................................................... 167 Ролевые игры ....................................................................................................................................... 168 Изучение формы ................................................................................................................................. 168 Изучение цвета .................................................................................................................................... 170 Часть IV. РЕБЕНОК И ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава 14. СОН ............................................................................................................................... 188 Кровать ................................................................................................................................................. 188 Распространенные проблемы и практические советы ...................................................................... 190
Стр.331
331 Занятия и игры, которые помогут маленькому ребенку привыкнуть к новой позе для сна ...................................................................................................... 193 Самостоятельная игра ......................................................................................................................... 194 Чтобы быть полностью самостоятельным ......................................................................................... 195 Глава 15. ТУАЛЕТ ......................................................................................................................... 197 Одежда .................................................................................................................................................. 198 Начало формирования контроля ........................................................................................................ 199 Произвольный контроль ..................................................................................................................... 201 Обучение самостоятельности .............................................................................................................. 201 Специальные приспособления для туалета ....................................................................................... 202 Самостоятельность .............................................................................................................................. 203 Глава 16. КУПАНИЕ .................................................................................................................... 205 Некоторые проблемы и возможные решения ................................................................................... 206 Как выбрать ванночку ......................................................................................................................... 206 Выбор сиденья для ванны .................................................................................................................. 209 Маленький ребенок ............................................................................................................................. 209 Ребенок старшего возраста ................................................................................................................. 210 Как предупредить возникновение проблем со спиной у родителей ............................................... 212 Время купания — учебная ситуация .................................................................................................. 212 Обучение самостоятельности .............................................................................................................. 213 Глава 17. ОДЕВАНИЕ .................................................................................................................. 216 Как одевать и раздевать ребенка с церебральным параличом ......................................................... 217 Как помогать ребенку при одевании ................................................................................................. 217 Общие проблемы и пути их решения ................................................................................................ 221 Одежда .................................................................................................................................................. 230 Удобная одежда для ребенка с церебральным параличом ............................................................... 231 Глава 18. КОРМЛЕНИЕ (ХЕЛЕН А. МЮЛЛЕР) ...................................................................... 236 Кормление ребенка раннего возраста ................................................................................................ 236 Кормление ребенка с церебральным параличом .............................................................................. 237 Первые шаги к самостоятельному приему пищи ............................................................................. 244 Уход за зубами ..................................................................................................................................... 248 Глава 19. КАК НОСИТЬ РЕБЕНКА ............................................................................................ 251 Как поднимать и носить ребенка ...................................................................................................... 251 Младенец или маленький ребенок с умеренно повышенным тонусом мышцразгибателей ............................................................................................................................. 253
Стр.332
332 Ребенок более старшего возраста с резко повышенным тонусом разгибателей ............................ 254 Маленький ребенок с повышенным тонусом мышцсгибателей .................................................... 256 Маленький ребенок с низким постуральным мышечным тонусом и/или меняющимся тонусом и непроизвольными движениями ..................................................... 257 Приспособления, предназначенные для того, чтобы носить ребенка ............................................ 259 Заключение .......................................................................................................................................... 259 Глава 20. СТУЛЬЧИКИ, КОЛЯСКИ И КРЕСЛА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ ................................ 261 Некоторые общие рекомендации ....................................................................................................... 262 Стульчики ............................................................................................................................................ 263 Самодельные стулья ............................................................................................................................ 270 Вкладки для сидений .......................................................................................................................... 272 Стулья для детей постарше, которые могут сидеть без дополнительной опоры ............................ 273 Коляски ................................................................................................................................................ 274 Детское автомобильное кресло ........................................................................................................... 277 Глава 21. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ........................................ 278 Часть V. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Глава 22. ЛЕЧЕНИЕ КОНТРАКТУР И ДЕФОРМАЦИЙ ........................................................ 286 Основа контрактур и деформаций ..................................................................................................... 286 Ортопедические приспособления (ортопедические аппараты и корсеты) ...................................... 289 Хирургическое лечение деформаций ................................................................................................. 290 Другие методы лечения ....................................................................................................................... 291 Заключение .......................................................................................................................................... 292 Глава 23. РЕБЕНОК В БОЛЬНИЦЕ .......................................................................................... 293 Глава 24. ДОСУГ ........................................................................................................................... 295 Часть VI. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение I. ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ ......................................... 300 Приложение II. РАННИЕ СТАДИИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР ........................................................................................................................ 309
Стр.333
333 Приложение III. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ................................................................................... 316 Приложение IV. ФИРМЫ — ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБОРУДОВАНИЯ .................................. 322 Приложение V. АДРЕСА. КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ............................................................. 324
Стр.334

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.