УДК 159.922.7+616.8-053.2
ББК 56.12+57.33+88.8
Н91
Ньокиктьен, Чарльз.
Н91
Детская поведенческая неврология. В 2 т. Т. 2 / Чарльз Ньокиктьен ; пер. с англ. Д. В. Ермолаева, Н. Н. Заваденко,
М. А. Островской ; под ред. Н. Н. Заваденко. — 5-е изд., эл. — 1 файл pdf : 337 с. — Москва : Теревинф, 2024. —
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 12". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0694-1
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской
поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их
неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии
и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их
оценки.
Во II томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с
функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным
педагогам, логопедам, реабилитологам.
УДК 159.922.7+616.8-053.2
ББК 56.12+57.33+88.8
Электронное издание на основе печатного издания: Детская поведенческая неврология. В 2 т. Т. 2 / Чарльз Ньокиктьен ; пер.
с англ. Д. В. Ермолаева, Н. Н. Заваденко, М. А. Островской ; под ред. Н. Н. Заваденко. — 2-е изд. — Москва : Теревинф, 2018. —
336 c. — ISBN 978-5-4212-0484-8. — Текст : непосредственный.
дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические
расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном
развитии.
Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0694-1
© All chapters, including figures, in all languages except Russian,
Suyi Publications, Amsterdam, 2009
© «Теревинф», перевод, оформление, 2015
Стр.5
содержание
7 введение
9 предисловие к русскому изданию
11 развитие и расстройства зрительной и слуховой памяти
Развитие внимания и памяти ........................................................ 13
Что такое память? ..........................................................................19
Расстройства памяти .....................................................................28
Неврологические основы расстройств памяти .............................34
Развитие осознания времени и временного согласования .......... 41
Нарушения восприятия длительности
и представлений о времени ..................................................... 57
61 расстройства внимания: клинические формы и лечение
Введение и история изучения .......................................................62
Психофизиологические и нейропсихологические модели
дефицита внимания и ГРДВ .....................................................64
Систематика, этиология и патогенез ГРДВ ................................. 69
Дифференциальный диагноз при ГРДВ ........................................78
Психиатрические аспекты ГРДВ ...................................................84
Психофармакологическое лечение .............................................. 89
Обследование ребенка с дефицитом внимания ...........................94
97 систематика и лечение нарушений развития языка и речи
Введение в терминологию, относящуюся к речи и языку ........... 99
Концепция дисфазии развития и терминология ........................100
Варианты дисфазии развития ..................................................... 105
Синдромы нарушения развития речи,
атипичные для дисфазии развития ........................................106
Нарушения развития артикуляции .............................................109
Клиническая структура дисфазии развития ................................ 111
Нейробиологические основы: кратко о патогенезе и этиологии ...115
Направление к специалисту,
неврологический анамнез и диагноз ..................................... 123
Лечение дисфазии развития ........................................................ 129
Резюме ..........................................................................................131
134 спектр дислексических и дискалькулических расстройств
Спектр дислексических расстройств ........................................... 134
Нейропсихологические основы процесса обучения чтению
и подтипы дислексии .............................................................. 139
Нарушения правописания ........................................................... 147
Этиология дислексии................................................................... 150
5
Стр.6
Нейропсихиатрическое обследование .........................................155
Лечение дислексий .......................................................................157
Дискалькулии ..............................................................................160
166 аутизм: спектр расстройств социальных контактов
Основные сведения о развитии контактов в норме ................... 167
Аутизм как расстройство физического
и социального контакта ......................................................... 168
Патофизиологическое объяснение
основных симптомов детского аутизма .................................169
Предикторы и ранняя диагностика аутизма .............................. 183
Аутизм: клинический спектр расстройств социального контакта ..186
Причины аутизма ........................................................................190
Морфофункциональные
и нейрохимические изменения при аутизме ........................199
Клиническое и дополнительные исследования ..........................204
Лечение и прогноз при аутизме ..................................................207
209 особые нейропсихиатрические синдромы –
поведенческие фенотипы
Введение ...................................................................................... 210
Cиндромы, обусловленные аномалиями аутосом ...................... 214
Х-сцепленные наследственные синдромы .................................. 223
Синдромы, связанные с анеуплоидией половых хромосом .......228
Генетические синдромы, не сцепленные с X-хромосомой ......... 234
Ненаследственные синдромы с дисморфиями ...........................240
244 нейропсихиатрические нарушения
Нейропсихиатрические симптомы ............................................. 245
Расстройства настроения ............................................................265
Психотические расстройства ......................................................266
Неврологическое обследование в детской психиатрии
и обращения к детскому неврологу .......................................270
272 отставание и регресс в психомоторном развитии
Терминология и основные понятия ............................................ 273
Статические энцефалопатии .......................................................276
Регресс в развитии ....................................................................... 277
Что входит в задачи детского невролога? ................................... 287
289 глоссарий
295 библиография
6
Стр.7