Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Спецпрактикум. Методы энтомологических исследований (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАксёненко Евгений Васильевич
АвторыБудаева Ирина Александровна, Гапонов Сергей Петрович
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц57
ID702465
АннотацияУчебное пособие представляет собой руководство, которое было бы призвано помочь выработать у обучающихся навыков понимания того, как правильно подобрать ту или иную методику.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов бакалавриата и магистрантов медико - биологического факультета Воронежского государственного университета .
Аксёненко, Е.В. Спецпрактикум. Методы энтомологических исследований / И.А. Будаева, С.П. Гапонов; Е.В. Аксёненко .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2018 .— 57 с. — 57 с. — URL: https://rucont.ru/efd/702465 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Спецпрактикум._Методы_энтомологических_исследований.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е. В. Аксёненко, И. А. Будаева, С. П. Гапонов СПЕЦПРАКТИКУМ. МЕТОДЫ ЭНТОМОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебное пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2018
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................................. 4 Общие принципы работы исследователя ........................................................... 8 Сбор материала и ведение полевых записей....................................................17 Различные направления энтомологических исследований ............................22 Библиографический список ...............................................................................53
Стр.3
ранных насекомых, что не заметил собравшихся вокруг него басмачей. Что делать в этой ситуации было не ясно, поэтому энтомолог продолжил как ни в чем ни бывало раскладывать насекомых по пробиркам. Басмачи продолжали смотреть на это его странное занятие. Кто-то вдруг зашептал «дивона», т.е. сумасшедший, юродивый. Поэтому энтомолога не прирезали, а только забрали у него штаны и рубаху. Энтомологическое оборудование и насекомых не тронули. Вот такая история. Интересный парадокс – почти ни у кого не возникает вопроса, зачем астрономам нужно изучать и классифицировать звезды, а филологам языки. При этом обыватели нередко спрашивают, зачем нужно знать все виды животных, особенно насекомых. Здесь пример того, что у некоторых людей есть непонимание фундаментального значения исследований. А ведь в сущности многие фундаментальные изыскания в результате приводили к значительной экономической пользе. По этому поводу И. М. Кержнер и Б. А. Коротяев (2015) приводят такой пример. В начале XX века было обнаружено, что состав фораминифер в колонках бурения позволяет судить о близости месторождения нефти. И тогда специалисту по фораминиферам Дж. А. Кэшмену из Вашингтонского музея стали присылать образцы проб бурений. И он по составу фораминифер смог прогнозировать, где следует проводить поиски нефти. В результате в районе Мексиканского залива были открыты месторождения нефти стоимостью в миллиарды долларов. Это лишь один пример из множества. А если добавить сюда еще и важное экономическое значение насекомых в сельском и лесном хозяйствах, их медицинское значение, то становится очевидным, что роль насекомых поистине колоссальна. И речь идет лишь об уже известных видах, а сколько еще новых, которые науке не известны. И всех их надо найти, описать, изучить особенности их фенологии, биологии и экологии. 6
Стр.6
Не меньше открытий делается на насекомых как модельных объектах при различных исследованиях. Например, исследования, проведенные на клопах-щитниках, выявили инвазии некоторых видов, которые связаны с регистрируемым в последние десятилетия практически повсеместным и довольно резким изменением климата (Мусолин, 2017). А ведь расширение ареалов одних видов, их вторжение на новые территории, как известно, может привести к исчезновению других видов и т.п. Наряду с новыми технологиями в последнее время происходит возрождение и модернизация классических методик. Так, например, фаунистика, оказавшаяся некоторое время назад в кризисе из-за отсутствия на нее моды у энтомологов, начала успешно из него выходит за счет новых информационных технологий. Этому способствуют возможности современного Интернета и доступность GPS-технологий (в настоящее время эта функция есть во многих смартфонах). Всё это позволяет использовать фаунистические исследования как базу для изучения ареалов насекомых, экологии и т.п. (Орлова-Беньковская, 2012). Всё вышесказанное свидетельствует о важной роли насекомых, актуальности и необходимости их изучения. И одним из важных моментов проведения энтомологических исследований является важность понимания того, как выбрать объект исследования, что делать дальше, как решать возникающие трудности и в итоге подготовить законченное исследование. Именно на эти вопросы мы и попытаемся последовательно ответить в нашем пособии. 7
Стр.7
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ Достоверность проводимых исследований Приступая к любому исследованию, необходимо руководствоваться основным принципом любого исследователя – научной достоверностью. Достоверность, или иначе говоря, научная честность – это очень важный принцип. Можно по-разному относиться к проведению исследований, но никогда нельзя допускать подтасовки или чего-то подобного. Научные исследования – это всегда преемственность. Приступая к исследованиям, мы всегда являемся продолжателями исследований наших предшественников. А через какое-то время уже наши исследования станут отправной точкой для наших последователей. Результаты любого исследования, будь то научная статья, монография или даже только курсовая работа, по прошествии некоторого время обязательно будут кем-то изучены и осмыслены. Наука в этом смысле представляет собой нескончаемую эстафету. И каждый последователь, изучающий результаты вашей работы, одновременно является вашим судьей. Г. М. Длусский и А. П. Букин (1986) приводят показательный пример, характеризующий важность научной честности. Они пишут, что мы часто в жизни бываем снисходительными ко лжи, особенно в тех случаях, когда она никому не вредит. Казалось бы, что такого страшного в том, что человек, например, поймавший рыбу весом в 200 г, рассказывает всем, что она весила полкило. Вроде бы ничего страшного. Но представьте себе ситуацию, что тот же человек привел эти данные в своем научном отчете, курсовой или статье. Через какое-то время другой исследователь, занимающийся этим же объектом на этом же водоеме, прочтет эти данные. Что он подумает? Он решит, что раньше в этом водоеме рыбы были крупнее, так как ему 8
Стр.8
самому они не попадаются больше 200 г. И тогда он начнет искать причины, что же случилось. И потратит много сил и времени на это. А виной всему то, что данные были подтасованы его предшественником. И если поначалу все данные этого его предшественника воспринимались как достоверные, то после уличения в подтасовке уже никакие данные этого автора всерьез восприниматься не будут. Единожды солгавший, кто тебе поверит? Приведем такой пример. В прошлом году один авторитетный научный журнал опубликовал статью одного энтомолога, занимающегося жуками с описанием нового вида. Через некоторое время его коллеги, которые изучили эту публикацию, вдруг выяснили, что это на самом деле плагиат – исследователь заимствовал чужие фотографии, которые изменил в программе «AdobePhotoshop». В результате эта статья получила приписку «Осторожно – научная фальсификация», а её автор был обвинен в фальсификации. И теперь все его многочисленные другие научные статьи по умолчанию лишились достоверности. И чтобы этот автор ни сделал важного до этой статьи-фальсификации или сделает после, все это не будет вызывать доверия. Научный авторитет этого исследователя загублен окончательно. Поэтому, как важно отмечают Г. М. Длусский и А. П. Букин (1986), воспитание научной честности в молодых исследователях нужно начинать с первых шагов. А в коллективе необходимо создать нетерпимое отношение к малейшим проявлениям нечестности в работе! Планирование исследований Научно-исследовательская работа включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет важное значение и требует тщательной проработки. Ранее мы уже писали, что выбор темы научного исследования – это один из важнейших этапов работы (Аксёненко, Гапонов, 2016). 9
Стр.9
Обычно интерес к научным исследованиям начинается с интереса к какому-то конкретному объекту. У кого-то интерес вызывают полужесткокрылые насекомые (Heteroptera), у кого-то двукрылые (Diptera), а кто-то хочет заниматься морфологией подёнок (Ephemeroptera). Насекомых в мире превеликое множество, столь же многогранным может быть интерес к ним. Но при этом очень важно понять, что равно, как интерес начинающего исследователя питают конкретные виды или группы насекомых, в той же степени научные исследования зависимы от постановки научной проблемы, которую предстоит решить. Какой бы отряд насекомых мы ни взяли, в той или иной степени им кто-нибудь обязательно занимался или занимается. Поэтому очень важно, выбрав объект исследований, выбрать и научную проблему, которая еще не была решена научным обществом. Необходимо сформулировать цель и, соответственно, определить ряд задач, которые необходимо разрешить для достижения этой цели. Как отмечают А. Д. Нумеров с соавторами, цель – это точное или перефразированное название работы, а задачи – пункты оглавления работы (Нумеров и др., 2010). Чаще всего обучающийся еще не имеет достаточного опыта, чтобы самостоятельно сформулировать научную проблему, которая бы в итоге встала во главу научного исследования. Поэтому помощь в этом ему может оказать научный руководитель или научный консультант. К выбору научного руководителя следует относиться очень серьезно. По тому, кто у вас научный руководитель, другие исследователи будут формировать о вас первое впечатление. Помните пословицу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты»? Немного перефразированная, она верна и в науке. В любом случае, приступая к исследованию, необходимо точно понимать, что вы хотите в результате узнать. Хорошим примером являются подобные постановочные вопросы, которые приводят Г. М. Длусский и 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.