Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Военный энциклопедический лексикон, издаваемый Обществом военных литераторов и, посвященный его императорскому высочеству наследнику цесаревичу великому князю Александру Николаевичу [Т - Феод] (290,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц688
ID70201
Военный энциклопедический лексикон, издаваемый Обществом военных литераторов и, посвященный его императорскому высочеству наследнику цесаревичу великому князю Александру Николаевичу [Т - Феод] .— : [Б.и.], 1857 .— 688 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/70201 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Военный_энциклопедический_лексикон,_издаваемый_Обществом_военных_литераторов_и,_посвященный_его_императорскому_высочеству_наследнику_цесаревичу_великому_князю_Александру_Николаевичу_[Т_-_Феод].pdf
^. т. ^ ^ " . ^^^^щ^<г^
Стр.1
I? B 0 E H H Ы Й .•ШЦПКДОПЕДЯЧЕСКІЙ 9 ИЗДДВДЕМЫИ ОБЩЕСТВОМЪ ВОЕННЫХЪ й ЛИТЕРАТОРОВЪ. ИЗДАНІЕ ВТОРОЕ. ТОИЪ XIII. G АНКТПЕТЕРБУ РГЪ. 1857. г. =У& а9ш
Стр.2
ЮЕННЫЙ ЭНЦИНЛОПЕДІЧЕСКІЙ ЛЕКСІНОНЪ.
Стр.3
В О Е Н Н Ы Й щиыощиткіВ ЛЕКСИКОНЪ ИЗДЛВЖЕЫЫЙ ОБЩЕСТВОИЪ ВОЕННЫХЪ И ЛИТЕРДТОРОВЪ И ПОСІІЯЩЕНІІЫІІ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛНЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИИПКРАТОРУ АЛЁКСАНДРУ НИігОЛіІЁВИЧУ. !1 3 Д Л Н I Е ВТОРОЕ . томъ хш. С. ПЕТЕРБУРГЪ. ВЬ ТИПОГРАФІИ ГЛАВНАГО ШТАБЛ Е Г О II М 11 Е Р А Т О Р С К А Г 6 В Е J И Ч Е С Т Б A ІІО ВОЕННО-УЧЕБНЫМЪ ЗАВЕДЕНІЯМЪ. 1857.
Стр.4
ПЕЧАТАТЬ ІІОЗВОЛЯЕТСЯ ст. т мъ, чтобы по отпечатаніи представлено было въ Ценсурныи комитеть узаконенное число кземпляровъ. С. Петербургъ, 20 октября 1837 года. Ценсоръ В, Бекетове. 2007051544
Стр.5
Военный_энциклопедический_лексикон,_издаваемый_Обществом_военных_литераторов_и,_посвященный_его_императорскому_высочеству_наследнику_цесаревичу_великому_князю_Александру_Николаевичу_[Т_-_Феод]_(1).pdf
ФРА - 339 — выми ружьями. Артиллерійскіи полкъ состоитъ изъ 25 ротъ, одной кадровой и однои заиасиой; въ рот , въ мирное время, 104, а въ воеиное 204 чел. Морскіе артяллеристы вооругкены также вар зными ружьями. По морскому yiqjaii.ieniio Франція разд лена на 5 округовъ. Къ 1-му привадлежатъ денартаменты: Кальвадосскііі, Эрскій, Маншскій^ С верный, Па-де-Кале, Соммскііі, и Нижне-Сенскій , гл. портъ округа Шербургъ. 2 округа гл. портъ Брестъ, департаменты: С вернаго берега, Финистерскій,Илле-Вйленьскій.3-й округь, главвый иортъ Лоріавъ, деиартаменты: Финистерскій, Іілле-Вилевьскій, Нижве-Луарскій и Морбигавскій. 4-ii округъ, главвый нортъ Рош<і>оръ, департаменты; Нижве - Шаравтскій, Дордовскіи, Жирондскій, Лавдскій, Ло-Гароввскійі Нижве-Ііиревейскій и Ваыдейскіи. 5-й округъ, главный портг Тулуза, заключаетъ всю территорію береговъ Средиземваго моріі. Каждый окруіъ управляется морскимь преФектомъ, который состоитъ вь в деніи ыорскаго министерства. Вь каждомъ округ состоятъ дирекціи: построекъ, артиллеріи, морскаго коммнсаріата и дввжевія nopтонъ. Для свабжевія чивами морской службы Фравція им етъ сл дующія заведенія: 44 гидрографическія школы н 3 школы для образованія мастеропъ. Высшія свеціальвыя заведевія суть: морская школа въ Брест , для образовавія воспитаввиковъ и гардемаривовъ, предназвачаемыхъ ва воеввые корабли; артиллерійскія школы въ Тулов и Лоріав ; въ этомъ іюсл двемъ и ивжевервая школа. Въ морскія школы ноступаютъ воспитаввики по экзамеву, а въ ивжевервую таклге и изъ волитехвической віколы. Въ прошломъ стол тіи фравцузскіи ФЛОТЪ былъ мвогочпслевв е настоящаго; въ особеввости но числу ливейвыхъ кораблей, во ио искусству моряковь далеко уступалъ тогдашвему авглійскому Флоту. Еще вь 1795 году во фравцузскомъ ФЛОТ было: 78 линейФРА выхъ кораблей, 101 Фрегатъ и 550 судовъ другихъ ваимевовавій. Въ выв швемъ стол тіи; Лив. кораблей . 46 Фрегатовь. . . 56 1800 г. 1820 г. 1821 г. 1846 г. 56 40 48 36 23 31 Прочихъ судовь 457 892 156 170 Въ 1846 году паровои ФЛОТЪ СОСТОялъ изъ 5 Фрегатовъ въ 2,370 силъ, 10 корветовъ въ 2,300 силъ и в сколькихъ малыхъ судовъ. Въ 1855 году судовъ, совершевво готовыхъ къ оталытію въ море, было: 45 ливейвыхъ кораблей, 51 фрегатъ, 49 корветовъ, 53 авизо, 16 бригопь, 3 шкувы, 4 пловучихъ батареи, 30 кавовирскихъ лодокъ u 32 травспорта—всего 283 судовъ. Сверхъ того въ иортахъ находились еще мвого старыхъ судовъ. Изъ показавваго числа судовъ варовой ФЛОТЪ (большею частію вивтовый) состоялъ изъ: ливеіівыхъ кораблеи 16, Фрегатовъ 20, корветовъ 32 u многихі. другихъ м лкихъ судовь. Въ Крымскую камаавію употреблево было, въ развое время, для плававія по Червому морю: 18 ливейвыхъ кораблей (11 парусвыхъ в 7 вивтовыхъ), 11 фрегатъ (10 пароходовъ и 1 парус), 13 варовыхъ корветовъ, 6 паровыхъ авизо, I ііарусвый травспорть, 3 парусныхъ кавовирскихъ брига, 3 пловучія батареи, 5 бомбардъ (4 винтовыхъ и 1 парусвая) и 15 кановирскихъ лодокъ (7 вивтовыхъ, 8 паруспыхъ). Для перевозки же войскъ и военныхъ вогребвостей употребдялись иреимущестііевно суда купеческія. Кор.абли строятся въ Тулон , РошФор , Лоріав , Брест и Шербург , а въ случа с.кихъ верфяхъ. Ныв вадобвости и ва купечспостроііка варусвыхъ судовь совс мъ прекращева, аарусвыя -удливвяются и перед лываются вь вивтовыя; вовыя же преимуществевво строятся Фрегаты въ 50— 60 пушекъ. За ис.ключевіемъ орудій малаго калнбра , увотребляемыхъ на небольшихъ судахъ, корабли вооружаютсл чугуввыми орудіями. Новое вооружевіе судовъ состоитъ: изъ пу
Стр.1
ФРА — 340 — шекъ 30 фунтовы ь (длинныхъ и короткихъ), 12 фунтовыхъ и бомбичегкихъ въ 27 сентиметровь (150 ФунтоЙЫХЪ), и 22 сеитиметровыхт. (80 фунтовыхъ); гаубицъ 16 сентиметровыхъ (30 Фунтовыхъ); каронадъ 12, 18, 24 и 30 Фунтопыхъ и мортиръ 32 сентиметровыхъ. Канонирскія лодки вооружаются 50 Фунтовыми пуіиками, а пдовучія батареи 50 Фуитовыми бомбическими пушками. Литейные заводы морскаго в домства находятся: въ С. Жерве, Невер и Рюэд ; м дныя орудія вылпваются только въ посл днемъ. Заводы для паровыхъ ыашинъ: на остров Эндр , близь Нанта; въ Брсст , Шербург и Тулон . Кром того, въ посл днюю войну, правительство заказывало орудія и снаряды на частныхъ казаводахъ въ Крезо, близъ Шалона, и въ Ля - ТІТосад , близъ Невера. Для призр нія ув чныхъ воиновъ, а также старыхъ и дишпвшихся на сдужб здоровья солдатъ, существуютъ два инвалидиые дома: ііарижскій инвалидный домъ, въ которомъ налальникъ всегда бываетъ одинъ изъ маршаловъ Франціи и въ которомъ иризр вается до 3,00J инвалидовъ, и, Авиньонское отд леніе вм щающее до 600 инвалидовъ. Военно-судная часть вв рена въ каждой дивизіи ревизіонному сов ту и двумъ военнымъ судамъ. Осужденные на пубдичныя работы нмжніе чивы ссылаются на островъ Олеронъ, a осуждениыс на вошеніе лдра (peine du boulei) отсылаются въ Бель-Иль. Морскіе инвалиды, а равно ихъ вдовы и д ти, получаютъ пенсіоны изъ инвалидныхъ кассъ. Военпый обзоръ. Франція, какъ сухопутная и какъ морская держава, занимаетъ одно изъ первыхъ м стъ между аервоклассвыми государствами Европы. Могущество имперіи заключается въ ея единств , какь въ отношеніи одноплеменности, такъ и въ отыошеніи религіи. Любовь народа къ отечеству и къ сдав Франціи еще боФРА л е увеличиваеть вравствснпую силу Французоиъ. Одиако же эта сила была бы еще значительн е, если бы не быда ослабляема духомъ партій. Изъ предъидущаго статистическаго разбора мы уже вид ли, что Франція им етъ огромныя матеріальныя средства для веденгя войны. Сухопутная армія многочислепна, обучена превосходно п можетъ быть всегда снабжена всякаго рода восвными припасамн на звачителыюе время. Флотъ имііеріи. уступаетъ миогочисленвостію только <і>лоту Великобрнтавіи, но въ отношеніи вооружепія судовъ, дисцип.іииы u мавеврироваиія, какъ говорятъ опытвые Флотскіе ОФііцеры, даже препосходііть эту ііосд двюю дср;каву. Наковецъ, правительство Франціи, вь настоящйе премя , сильвое , хотя не им етъ во всеіі масс варода иолваго сочувствія, одвако наблюдая строго за обществеіівош безопасностію, им етъ ва своеіі сторои вс хъ враговь безнорядка и нереворотовъ , а потому и можетъ расчитывать на ііоддеі)жку ваціи въ важи йшихъ предпріятіяхъ. Для обороны стравы, территорія Фравцііі им етъ весьма удобвую ФИгуру. Ова представляетъ шестиугольвикъ, за цевтръ котораго можво вривять Шерскій девартамевтъ, откуда удобво двигать арши по радіусамъ ко вс мъ сторовамъ шестиугольвикэ. Трн сторовы его омываются морями: съ с вера частію Н мецкаго моря и Ламавіпскимъ каналомъ , сь запада Атлантическимъ океавомъ и сь юга Средиземвымъ моремъ. Три сторовы сухопутной гравицы обращевы: одна, ва с веровостокъ, соприкасается Бельгіи, Нидерлавдаіиъ (Люксамбургъ), Зареіівской Пруссіи и Баваріи; другая, ва востокъ—сперва по Реиву, потомъ по Юрскому хребту и потомъ по ПІвейцарскимъ и Піемовтскимъ Альпамъ до Средиземваго моря. ІІервая сторова не защиіцева никакимп м ствыми вреградами, а потому и усилена звачи- -
Стр.2
ФРА тельііымъ числомъ кр иосте.н; итораи же, саман длшная, везд можетъ быть обороняема, потому что прикрыта частію р кою, частію трудно проходимыыи горами. Третыо сухопутную сторону, обращеннуго иа югъ, составляютъ ііиренеи , иервостепенный хребетъ , им ющій небольшое число проходовъ. ' М стность с веро-восточнаго пограііичиаго пространства, въ С верномъ департамент , у мо[)скііхі> береговь плоская, кь югу холмистая, иерес чсна множествомъ текучихъ водъ и каналовь; къ Эньскому департаменту она возпышается (не превышая одііако нигд 640 футовъ) и снуски и подъемы къ р камъ становятса круче, въ особенности въ деп. Арденнскомх- , гд тявется плоская возвышенность, достигающаа до 1500 футовъ высоты надъ новсрхностыо моря. Дал е, ч мъ бол е на востокъ, т мъ горист е ставовитоі м стность, и денартамеыты Вогезскій п Нижне-Рейнскій наііолнены горами, въ которыхъ движеніе не ио дорогамь весьма затруднительно. Восточная полоі.ина тоіі ііограничноіі полосы, за исключенісмъ Рейнскои доляны, им етъ ыиого л совъ. Если считать Ларижь предметомъ д йствій при движеніи наступагоіцаго съ этой стороны, то нап[)авленіе р къ доставляетъ возможность подвозить съ стные u воснные ирипасы по водянымъ нутямъ, сначала вверхъ нротивъ теченія по ІІІельд , Мозелю м Маасу, а потомъ внизъ ію Уаз съ іірптоксшъ Эною и no Мары . Пародонаселеніе въэтойчасти Фраіщіп весьма т сное, дорогы превосходныя, и даже no проселочыымь могутъ двигаться свободно поііска съ обозами. Въ тактичесісомъ отношенін этотъ край, no перес чеыно:і іі разнообразной м стиости, а равно н потому, что деревни выстроены прочно, больгаею частію іізъ каміія, представляетъ много ііозицій, выгодныхь для обороны; но вс эти прзііціп легко рбходить, по причии множества удобиыхъ дорогъ, ІІО вс мъ направлевіямъ. Если заклют — Ф А. чить это ііространство въ пред лахъ между устьемь Соммы и городами Амьеномъ, Нарнжемъ, Витрп, Нанси и Страсбургомъ, то въ немь находятся сл дующія кр іюсти , въ 1-іі ліініи: Дюнкирхенъ, Бергъ, Лилль (на жел з - нойдорог въ Геитъ),Коиде, Валансьень (на жел зной дороі изъ Врюсселя вь Нарижъ), Ііенуа, Мобежъ, Рокруа; Живе и Шарлсмоігь, лежащія по об имь берегамь Мааса; Мсзьеръ, Ссданъ, Монмеди, Лоигви, Бичъ и Вейсенбургь; во 2-іі лішіи: Гравелинъ, С. Омерь, Дуэ, Камбрэ, Ландреси, Вердеиъ, Мець (на жел зыой дорог въ Мангеіімъ) и Гагенау; вь 3-й линіи: Кале, Аррасъ на л вомъ іі Страсбургъ на правомъ Фланг . Вс эти кр пости требуютъ отд - ленія зиачительнои части армііі дла ихъ заішіты и легко могутъ быть обоіідепы; ііриносить же могутъ особенную пользу, кром приморскихъ.толькобольиіія кр иости: Ли.иь, Мецъ и Страсбургь. Мы уже сказали, что восточиая граница Франціи защиіцена бол е или мен е м стными преградами. Начиная съ с вера, на пространств отъ Лаутербургадо Базеля, Реіінъ составляетъ первую оборонительиую ливію, а за иимъ во внутрь имперіи Вогезскія горы составляютъ вторую. Репнъ, им я ширпны пры Базел 116 сажень, ііри Бризак 93 саж., ири Страсбург 64, и глубины при низкой вод 13 слишкомъ футъ, можетъ задерясать вторі-ающагося непріятеля, т иъ бол е, что р ка эта усилеіш кр постями: Фортъ-Луи, Страсбургомъ, Шлештадтомъ , НейІіризакомъ и вь Вогезахъ лежащею БельФортомь. Самыя Вогезы хотя не остановлтъ иепріятеля, но могутъ доставить Французамъ средства къ сильноіі обороп , по ііріічии л систоіі м - стиости идлинныхъ д фіілей. Впрочемъ эти горы не им ютъ алыйііскаго характера, вериіины ихъ округлеііы, и глубокія, но не крутыя долиііы, выходятъ почти вс на Реинскііі нагорныіі берегъ. По путяагь д йствііі, для неиріятеля
Стр.3
ФРА направляшщагосл на Гіарижъ, — 342 — ііредстоятъ еще переправы чрезз> Мозель и Маасъ; и притомъ, въ случа сильнаго занятія Французами кр постеи на с - верной граииц лежащихъ, гарнизовы ихъ могутъ д йствовать на правый Флангъ и сообщенія непріятеля. Восточная граница, со стороны Швеицаріи, защищева скалистымъ и л систымъ хребтомъ Юры, а за нимъ теченіеыъ р. Саоны. Чрезъ Юрскій хребетъ, только искусствомъ устроенныя дороги удобны для движенія вс хъ родовъ войскъ. Главн йшія изъ нихъ: дв дороги изь Базеля на Базансонъ и изъ Базеля иа Везуль. Эти три дороги суть лучшія для движенія воискъ, по всему этому ііограничному ііространству. Дорога изъ Невшателя на Безансонъ, на которую выходитъ вь Понтарлье другая ведущая изъ Женевы чрезь Орбь. Изъ /Кеневы внутрь Франціи ведуть н сколько хорошихъ дорогь и иредположена одеа жел зная на Дижонъ. Одна только незначительная кр иость Ііонтарлье іірикрываетъ съ этой стороРІЫ границы Франціи, да въ долин Роны иезначительныи Фортъ Леклюзъ. Ср стороны ніемонтскихъ влад ній настуиленіе непріятельской арміи затрудняется чрезвычайно гористою м - стностію и небольшимъ числомъ ироходовъ въ Альпійскихъ горахъ. Проходы эти (см. СардингЯі). Все пограничное пространство между Роною и границею наполнеио также горами, -разд ляющими бассеііны Дюрансы, Изера и верхней Роны а иростирающимися до департ. Устьевъ Роны. Сіиьная кр - пость Ліонъ, расположенная ііри виаденіи Саоны въРону, можетъ служить лревосходиымъ оіюрнымъ пунктомъ для арміи д йствующей въ этой страи . Кр іюсти: Фортъ-Лезешель, Гренобль, Бріансонъ и Мон-доФеиъ защищають выходы изъ пограничныхъ горь, а приморская кр ность Тулонъ эащищаетъ пути, приле кащіе къ берегамъ Средиземнаго моря. Отъ Ліона, до впаденія въ море, р. Рона состаФРА вляетъ превосходную оборонительную, лиыію ііротиву настунающаго непріятеля со стороны Шемонта, которую *opсировать можно неиначе, какъ по взятіи Ліопа. Остальная часть сухопутной границы, т. е. со стороыы Исианіп, прикрыта Ииренейскими горами. Горы эти чрезвычайио суі)оваго характера; обрывнстыя скалы, глубокія ущелья и котлопины; вершины, нокрытыя в чыыми си гами; покатости, поросшія в ковыми л сами—составляютъ важыое преиятствіе и да ке невозможность для движенія войскъ не no дорогамъ; самыя же дороги могутъ быть легко исиорчеиы, или защиідаемы горстію искусиыхь стр лковъ. Вь 1846 году, за исключевіем-ь тропинокъ и ііро здовъ изв стныхъ только однимъ контрабанднстамь, существовали сл дующіе проходы чрезъ Пиренеи. Іізъ ііерпиньяыа большая дорога на Барселону, иеревалъ недалеко отъ Белыарда; оттуда же малая дорога, чрезъ ІІраць-де-мало, вт» Фабасъ; изъ Ііерппньяна же въ Бельверъ, перевалъ при {іюицерд ; между сиыч ііосл дними существуютъ еще дв выочныя. Гізъ Фуа, чрезъ Тараскону, переваль близъ Лесиитале, въ Аидорру, не совс мь удобная; изъ Тарасконы же въ Арко. Изъ Монтрежо вверхъ по Гаронн на Видалье и оттуда въ долпяу Эссеры, малая дорога. іізъ Тарба, чрезъ Люзъ, перевалъ у ііодошвы Мон-Иердю, въ долнну Ары и выочвая на Пье. ІІзъ По, чрезъ Олеронъ на Хаку (Yaca), перевалъ у южыаго Пика. Изь Баііонны, чрезь Фортъ Г-.-Жанъ-пье-де-поръ и проходъ Ропсево, въ ііампелуну; оттудаже, береговая въ Фонтараби и Сенъ-Себастьянъ. Между этими дорогами ведеть црямая чрезъ Ланцъ также на Ііампелуну, но она не во всякое время года проходима. Такимъ образомъ на протяженіи 400 версгъ, Пиренеи проходимы только въ 13 м стахъ, no дорогамъ, изъ коихъ четыре удобны для вькжовъ и четыіте не всегда удобны.
Стр.4
ФРА — 343 Кром чрезвычайно гористои м стности, Пиренейское пограничное пространство еще усилено кр іюстями и Фортами. Въ первой ЛПІІІІІ Форты: С.-Эдьмъ (на Средиземномъ мор ), Бельгардъ и Монъ-Луи на восток и С - Жанъ-пье-де-поръ на заиад . Во 2-й лішііі: Перпиньянъ и Баііонна. Кром того, вс р ки, вытекающія изь Пиренеевъ на с веръ, по выход изъ горъ аринимаютъ направленіе параллельное границ ФРА димъ, что Нарижъ не только есть огромная кр аость, но вм ст и сильвый укр плениыи лагерь, требующій для защиты своей такой арміи, которая п въ пол можетъ быть грозна своею многочисленностію. Въ случа иоііпы оборонительной, даже противу н сколькихъ государствь, Франція, по Фигур своей, им етъ ту и такимъ образомъ состаяляютъ оборояительныя линіи; такъ, р ки Те и Объ, впадающія въ Средиземное море, могутъ служить къ этой ц ли, для л ваго Фланга- Французской арміи, a pp. Адуръ и Гаронна для праваго Фланга, Изъ сего разсмотр нія сухопутныхъ пограничныхъ пространствъ можно вы вести заключеніе, что самое слаб йшее изъ нихъ есть с веровосточное, но за то ближе къ нему лежитъ столица Франціи, Парижъ, средоточіе граікданскихъ и воеяныхъ средствъ имперіи. Парижъ въ настоящее время укр пленъ; укр пленія состоятъ изъ бастіоннированнаго главнаго вала, окружающаго городъ, и, отд льныхъ укр пленііт, защищающихъ къ нему подступы и соединенныхь между собою, частію обыкновенными, частію жел зными дорогами. Окружность главнаго вала простирается на Зб з верстъ, изъ коихъ правому берегу Сены принадлежатъ 26, а л вому 102 выгоду, что можеть своевремепно посп вать къ границамь своимъ, для отраженія наступающаго непріятеля, расиоложивъ для сего резервную арміювъ центр государства , иаарим ръ въ Шерскомъ департамент . Отсюда самые отдаленные департаменты суть: Финистерскій, С верныи, Ниікне-Рейнскій, Нижне—Ииренейскій и Варскій, отстояіціе: t , до Бреста на 600 верстъ; TtrQ, до Дюнкирхева ва 400; 3, до Страсбургатіа такое же разстояяіе; 4, до гравиіі.ы близъ Пампелувы яа 470 ІІ 5, къ устью Вара на 590 верстъ; сл довательно резервная армія можетъ въ отдалсвв йшій конецъ достигяуть въ 54 дви, сл дуя съ двевками и ум ренвымп ііереходами. При сод йствіи же жел звыхъ дорогъ, это время- движевія можетъ быть сокращено одвою третыо. При построеыіи жел зяыхъ дорогъ , Французское правительство /5 верстъ. На правомъ берегу Сены сл - дующія отд льныс Форты : Шарантонъ, Ножанъ, Росіиі, Нуази, Роменвиль, Обервилье, Восточный Фортъ, къ которому принадлежатъ укр пленія на плотинахъ, двойной С верный Фортъ и Бришъ. На л вомъ берегу Сены цитадель Мон-Валерьявъ лежитъ на заиад ; а на юг Форты: Исси, Ваввъ, Монружъ, Бисетръ и Иври. Ливія огня вс хъ отд льныхъ укр пленій простирается на 21'Д верстъ. Иостройка какъ главиаго вала, такъ и прочихъ укр пленіп, обошлась около 26 милліо(іоііъ руб. сер. Изъ этого оиисанія випм етъ постояввою ц лію ихъ стратегическое ваяравлеяіе; взять только за цевтрь ояыхъ ве Шерскіи, а Сеяскій департаментъ, и если яе всегда можво возить но симъ дорогамъ войска, въ особеваости въ звачительвыхъ массахъ, то во всякомъ случа средство это сообщеиіл можетъ служить съ большою пользою для быстрой доставки къ арміи военяыхъ и съ ствыхъ врииасовъ, а равво и для большаго облегчевія воискъ , двигающнхся по блпзкому съ жел зяою дорогою ваправлевію. Въ отвошеяіи вастунательвых-ь д йствііі, Фраяція также находится вь довольно выгодвомъ иоложевіи. Ііорты ея, расіюложенные ва берегахъ открытыхъ мореіі и океана, могутъ быть
Стр.5
Военный_энциклопедический_лексикон,_издаваемый_Обществом_военных_литераторов_и,_посвященный_его_императорскому_высочеству_наследнику_цесаревичу_великому_князю_Александру_Николаевичу_[Т_-_Феод]_(2).pdf
МЕГТКИШ к ъ ГТАТЬ : РУЖ^ЬЕ.
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ