СОДЕРЖАНИЕ:
В НОМЕРЕ:
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Михаил Гордин, Артур Мирзоян, Николай Копылов. Российская инициатива по созданию
международных аэромобильных сил по управлению мировыми лесными пожарами . 04
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» развивает новые подходы к созданию и
применению беспилотных летательных аппаратов ............................................................. 08
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Дмитрий Басов, Александр Рубцов. Что мешает дирижаблю ...................................................10
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Владимир Попов. Задорный, активный и мужественный. Российскому
парашютизму – 90 лет .................................................................................................16
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Валерий Козлов. ИКАО уважаю, но истина дороже ... .............................................. 20
ЗАПИСКИ АВАРИЙЩИКОВ. Ведущий серии Борис Шафаренко
Николай Погосьян. «Не может советский самолет упасть из-за какого-то писсуара» ......24
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Георгий Шибанов. На бессрочной службе у авиации и космонавтики. Продолжение, начало
– в №3-2019 .................................................................................................................................... 30
АНОНС
Георгий Шибанов. Обеспечение безопасности человека на Земле и в космосе .............. 37
75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Николай Якубович. Отечественные самолеты дальней авиации.
В интересах всех фронтов ......................................................................................................... 38
АВИАЦИОННЫЕ БЫЛИ
ЛЁТЧИЦКИЕ РАССКАЗЫ. Ведущий серии Анатолий Сурцуков
Юрий Воловик. 60. К катастрофе могут быть причастны декомпрессия и солнечная
активность ................................................................................................................................... 48
УРОКИ ИСТОРИИ
Алексей Лашков. Война в Сирии. 2018 год: Хроника событий.
Часть 7, начало – в №3-2019 ......................................................................................................... 52
100-летие окончания Первой мировой войны
Алексей Лашков. Отечественная воздушная оборона на русско-германском
фронте в ходе кампании 1917 года. По оперативным сводкам Штаба Верховного
Главнокомандующего. Начало .................................................................................................. 60
2
№ 4 (142) ● 2020
48
«...Я понимал, что ведущий находится в смертельной опасности, и, кроме меня,
помочь ему никто не сможет. Не оставляя надежду на благополучное завершение
полёта, я стал заводить ведущего на международный аэропорт Брянск, расположенный
в черте города. Снизившись до высоты 900 м и прекратив продолжавшийся
около 14 минут разворот в сторону аэропорта и города, когда спасительная
взлётно-посадочная полоса была уже прямо по курсу нашего снижения, в каких-то
20 км, Андрей вдруг отвернул свой самолёт влево под 90° с дальнейшим снижением
в сторону безлюдной местности...»
№ 4 (142) ● 2020
3
...во всех доступных нам расчетах
экономической эффективности
применения дирижаблей абстрагируются
от отсутствия соответствующей
инфраструктуры. Это ставит перед
продавцом и покупателем груза
до размещения его на дирижабле
и после прибытия дирижабля множество
проблем. И поэтому ищутся
иные, не связанные с применением
дирижабля логистические схемы.
Отсюда вывод: для широкого и эффективного
применения дирижаблей
проектировать нужно не только
дирижабли, а систему перевозок
тяжелых и крупногабаритных грузов
при помощи дирижаблей.
4
10
... российская инициатива в ИКАО по созданию Международной пожарной авиационной
службы (МПАС, англ. IFAS – International Fire Aviation Service for wildfire
management) для эффективного управления (предотвращения, раннего обнаружения
и тушения) лесными пожарами в случае ее реализации может иметь высокую
экологическую эффективность, значительно снизив ущерб от лесных пожаров.
Предложения России по созданию МПАС были выдвинуты еще на 38-й сессии Ассамблеи
ИКАО. По сравнению с использованием традиционных средств применение
МПАС имеет следующие основные преимущества...
В докладе Центра была отмечена необходимость научной проработки совокупности
системных вопросов создания беспилотной авиационной техники
следующего поколения, направленной на групповое применение, внедрение
технологий искусственного интеллекта (ИИ), формирование беспилотной
авиатранспортной системы, а также испытательной системы, ориентированной
на будущие специфические задачи испытаний. Было определено место ИИ
в создании АС БЛА, описаны состояния и задачи формирования нормативной
базы создания и применения БЛА и АС БЛА.
Парашютизм требует определенных
морально-волевых усилий над собой
и достаточной психологической
устойчивости. Регулярное выполнение
прыжков с парашютом позволяет
приобретать и совершенствовать
специфические навыки целенаправленной
деятельности в эмоционально-насыщенных
условиях, воспитывает
чувство ответственности, учит
самостоятельно и быстро принимать
сложные решения, четко действовать
в аварийных ситуациях при серьезном
дефиците располагаемого
времени. Главное для всех, кто организует
этот вид деятельности – это
безопасное проведение парашютных
прыжков.
16
8
20
...внедрение системы управления
рисками в отечественной
гражданской авиации буксует...
Такая ситуации заставила вновь
обратиться к документам ИКАО,
где отражены вопросы системы
управления безопасностью полетов
(СУБП), а именно, к новому
Руководству по управлению безопасностью
полетов (РУБП) (4 издание)
и к Приложению 19. Внимательное
их изучение привело
к двум выводам. 1. РУБП (все издания)
не содержит методики
управления рисками, а только
дает общие рекомендации. 2. В
документах имеются некоторые,
мягко скажем, неточности, которые
затрудняют создание СУБП.
Стр.3