Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Прозёванный гений

0   0
Первый авторПерельмутер
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID6984
Аннотация"Об авторе (Кржижановский Сигизмунд Доминикович). Вступительная статья к сборнику ""Сказки длявундеркиндов"""
Кому рекомендованоОб авторе
Перельмутер, В. Прозёванный гений : Очерк / В. Перельмутер .— : [Б.и.], 1991 .— 16 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6984 (дата обращения: 19.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вадим ПЕРЕЛЬМУТЕР "ПРОЗЁВАННЫЙ ГЕНИЙ" С сегодняшним днём я не в ладах, но меня любит вечность. <...> Сигизмунд Кржижановский Тусклое белесое пространство, из глубины которого бесконечной чередою движутся, наступают на зрителя изрешеченные пулями плоские деревянные мишени, людские силуэты анфас... <...> Эту картину я увидел в начале 1990 года в старом клубе МГУ, что на Моховой, где выставляла свои работы одна из множества нынешних групп художников. <...> И, конечно, знать не знает, что написал картину "на тему" новеллы Сигизмунда Кржижановского "Мишени наступают", сочинённой в 1927 году, на исходе десятилетия попыток раздуть отечественную революцию "в мировой пожар" (разумеется, "на горе всем буржуям", не себе же!), до сих пор не опубликованной, хранящейся в архиве, где её читали человека три-четыре, не больше. <...> Если так, то идеям (или, как он предпочитал называть, "темам") Кржижановского присуща особенная, редкостная прочность: многие годы беспрерывно дующих переменчивых и резких ветров им не повредили. <...> Первая книга прозы Кржижановского -- "Воспоминания о будущем" (так называется повесть 1929 года) -- вышла в 1989 году. <...> Прозёванный гений", -- написал в дневнике Георгий Шенгели, услышав о смерти Кржижановского. <...> Полиглот, филолог, историк театра, музыковед, исследователь психологии творчества, он и вне писательства нашёл бы применение своим способностям, знаниям, уму и необыкновенной работоспособности. <...> Можно посочувствовать критикам, решавшим задачу, не имеющую решения, и потому вынужденным подгонять её под заранее известный и фальшивый ответ: против них была не только действительность, но и история литературы, от Овидия до Вольтера, Мицкевича, Герцена. <...> Помнится, в предисловии к томику стихов Бунина, язвительного противника декадентства, было -- в доказательство творческого упадка -- процитировано его позднее стихотворение <...>
Прозёванный_гений.pdf
Вадим ПЕРЕЛЬМУТЕР "ПРОЗЁВАННЫЙ ГЕНИЙ" С сегодняшним днём я не в ладах, но меня любит вечность. Сигизмунд Кржижановский Тусклое белесое пространство, из глубины которого бесконечной чередою движутся, наступают на зрителя изрешеченные пулями плоские деревянные мишени, людские силуэты анфас... Эту картину я увидел в начале 1990 года в старом клубе МГУ, что на Моховой, где выставляла свои работы одна из множества нынешних групп художников. Имя автора ничего не сказало. Выяснилось только, что живёт он то ли в Пензе, то ли в Перми, то бишь вдалеке от Москвы, что ему нет ещё и тридцати, что выставляется в столице чуть ли не впервые. И, конечно, знать не знает, что написал картину "на тему" новеллы Сигизмунда Кржижановского "Мишени наступают", сочинённой в 1927 году, на исходе десятилетия попыток раздуть отечественную революцию "в мировой пожар" (разумеется, "на горе всем буржуям", не себе же!), до сих пор не опубликованной, хранящейся в архиве, где её читали человека три-четыре, не больше. Говорят, идеи носятся в воздухе. Если так, то идеям (или, как он предпочитал называть, "темам") Кржижановского присуща особенная, редкостная прочность: многие годы беспрерывно дующих переменчивых и резких ветров им не повредили. Думаю, что Кржижановского описанное совпадение не сильно бы удивило. Он знал, что пришёлся русской литературе не ко времени: "Я живу на полях книги, называемой "Общество". Знал и то, что "промах судьбы" небезнадёжен: "Я живу в таком далёком будущем, что моё будущее мне кажется прошлым, отжитым и истлевшим". О том же -- строка, взятая эпиграфом к этим заметкам: будничная, не выделяющаяся в его "Записных тетрадях" среди прочих фраз, афоризмов, заглавий, неологизмов, конспективно набросанных неосуществлённых -- и осуществлённых -- фабул и сюжетов. Впрочем, тут же, неподалёку, можно обнаружить предчувствие неутешительное: "Моя жизнь -- сорокалетнее странствование в пустыне. Земля обетованная мне будет предложена с заступов могильщиков". Без малого двадцать лет -- с двадцать третьего по сорок первый -- он пытался издать книгу. А потом перестал. И бросил писать. Первая книга прозы Кржижановского -- "Воспоминания о будущем" (так называется повесть 1929 года) -- вышла в 1989 году. Через тридцать девять лет после смерти писателя. И через два года после незамеченного и неотмеченного столетия со дня его рождения. За ней последовала вторая -"Возвращение Мюнхгаузена". Теперь пришёл черед третьей. "Гений: снежный ком, умеющий превратиться в лавину" (С.Кржижановский. Записные тетради). "Прозёванный гений", -- написал в дневнике Георгий Шенгели, услышав о смерти Кржижановского. Новеллы и повести его сейчас переводятся на французский, немецкий, английский. Не исключено, что первое собрание его сочинений выйдет не по-русски. Он мог уехать из России. В начале двадцатых годов препятствия тому, если и были, не выглядели непреодолимыми. И хотя такого рода гадания всегда условны, скорей всего его судьба сложилась бы благополучно. Полиглот, филолог, историк театра, музыковед, исследователь психологии творчества, он
Стр.1