Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ
САЛЫР-ГЮЛЬ
(Узбекистанские импрессии)
I
ОКНО
Уже несколько часов, как мы оставили позади закат. <...> Помню ныряющий в ночь
каменный контур Оренбурга: вертикали минаретов, отряхающие с себя плоский -из казарм и складов город. <...> Итак, что же я видел за мой челкарский получас: песчаное море,
показанное
с
выключением
времени -валы
остановились
в
полной
неподвижности; медленно выкруглившийся из-за всхолмия белесый солончак;
посредине
его, точно
терракотовая фигурка,
поставленная на
блюде,
неподвижный контур верблюда; заходящие в обход вторгшейся пустыне реденькие
цепи кустарников, напоминающие цепи стрелков, атакующих противника. <...> Можно бы весь шестидневный путь от Москвы до Самарканда разбить на
гастрозоны: сперва яично-молочная зона, потом -- при приближении к Аралу -рыбья, баранья и, наконец, плодовая. <...> НА РУКОВОДЯЩЕМ ПОДЪЁМЕ
Я люблю точную железнодорожную терминологию: "руководящий подъём" -"вписывание в кривую". <...> На подъёме от состава оторвался задний
вагон. <...> И библейский стих: "да минет меня чаша сия" -- здесь
тоже получает лексическое подновление: "да минет меня пиала сия". <...> Я вышел в тамбур на минуту-другую, чтобы после пополнить
запасы сна перед Самаркандом, но очень уж не хочется назад, в духоту вагона. <...> Это здесь, на одном из этих склонов врезана древняя арабская надпись. <...> Вскоре поезд выходит сквозь широко раскрытые ворота ущелья на равнину. <...> II
"ХАРИФ МЫСЛИ"
Поезд бросил меня в самую середину ночи и ушёл. <...> Вот
они -- три древних каменных громады, ставших по трём краям прямоугольной
площади: медресе Улугбега, Тилля-кари, Шир-дор. <...> Но даже и сейчас
видно, хотя бы по тени, что минареты этой медресе чуть наклонены вперёд. <...> Может быть, это усталость камня, а может быть, замысел строителя, который
заранее, предвидя долгую жизнь медресе, построил ему и усталость от неё. <...> Где-то тут под входной аркой
Тилля-кари база ОПТЭ. <...> Пёстрая груда тел, чалмы, вдавленные <...>
Салыр-Гюль.pdf
Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ
САЛЫР-ГЮЛЬ
(Узбекистанские импрессии)
I
ОКНО
Уже несколько часов, как мы оставили позади закат. Помню ныряющий в ночь
каменный контур Оренбурга: вертикали минаретов, отряхающие с себя плоский -из
казарм и складов город.
Сейчас ночь. Сон не идёт ко мне. Приходится довольствоваться суррогатом
сновидения: мыслью.
Между учебником логики и железнодорожным путеводителем, между мышлением
и путешествием есть несомненное сходство. Мышление -- это передвижение
образов в голове. Путешествие -- передвижение головы мимо сменяющихся
образов. Переставив термины, можно сказать: странствовать -- значит мыслить
объектами; думать -- странствовать в себе самом.
Аэродинамическое испытание лётной модели основано на том, что совершенно
движется ли самолёт сквозь среду,
безразлично -преодолевая
её
сопротивление, или же среда движется на самолёт. Поэтому, закрепив модель
неподвижно внутри особой трубы, гонят
на неё вращающимися лопастями ток
воздуха. Это -- полёт на месте.
Что я делаю сейчас? Прогоняю пространство через мозг. Но как только окна
перестанут быть чёрными, утлая модель заскользит -- вместе с поездом -- по
рельсовым нитям: внутричерепное превратится в заоконное.
Время гораздо настойчивее пространства. Тоненькая секундная стрелка
толкает весь массив жизни вперёд и вперёд. Воспротивиться ей -- то же, что
умереть. Тяга пространства гораздо слабее. Пространство терпит бытие мягких,
приглашающих в неподвижность кресел, ночные туфли, походку с развальцей.
Бесконечное пространство столь терпеливо, что переносит даже человеческую
усидчивость. Время -- сангвиник, пространство -- флегматик; время ни на долю
секунды не приседает, оно живёт на ходу, пространство же -- как его обычно
описывают -- "разлеглось" за горизонтным увальнем; оно спит, подложив горы
под голову и растянувшись своей беспредельной протяжённостью на песке и
травах наших степей.
Его надо растолкать,
разбудить паровозными
свистками, -- и только тогда оно начинает медленно и неохотно приходить в
движение. И вот сейчас -- я ясно ощущаю -- пространство на ходу; оно идёт,
еле поспевая за семенящей стрелкой секунд; оно шагает, медленно переставляя
невидимые пейзажи. Теперь оно даже стало слегка похоже на своего спутника, у
них есть право на некое space time [1]. И когда рассветёт...
Но я уже смутно различаю фигуры, растянувшиеся на соседних полках. Не
пора ли переключиться на заоконный лад?
Встаю и прохожу меж спящих. Да, если чиркать головой, как головкой
спички, вот об это чёрно-серое пространство, она вспыхивает. И смешной
образ: эти люди разложены в вагонной коробке, как...
Я уже в тамбуре, недалеко от тимпанных ударов буферов о буфера. Взявшись
за ремни, толкаю оконную раму сперва вверх, потом книзу. Рама скрипит и
упирается, затем медленно оползает внутрь стены. В лицо сухой и пряный ветер
казахстанской степи. Поезд ещё спит. Я, вероятно, первый открыл своё окно...
В Азию.
ЧЕЛКАР
Рельсовый путь выбирает культурную полосу. Он сторонится песков и
безводья пустыни. Его паровозам нужно пить воду. Верхнее строение пути
должно иметь прочный упор и защиту от песчаных наносов. Поэтому справа то и
дело показывается изжелта-синий извив Сырдарьи и по обе стороны полотна,
среди никлых солянок и землисто-зелёной верблюжьей колючки, стелющейся меж
почвенных щелей, вспыхивают красные заросли мыльного корня и какой-то
довольно яркой, метёлками из земли торчащей травы, до странности похожей по
форме на метелковидные реденькие бородки местного мужского населения.
Стр.1