Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645832)
Контекстум

Салыр-Гюль

0   0
Первый авторКржижановский Сигизмунд Доминикович
Издательство[Б.и.]
Страниц39
ID6963
Аннотация"Очерк из цикла ""Узбекистанские импрессии"""
Кому рекомендованоРассказы
Кржижановский, С.Д. Салыр-Гюль : Очерк / С.Д. Кржижановский .— : [Б.и.], 1933 .— 39 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/6963 (дата обращения: 19.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ САЛЫР-ГЮЛЬ (Узбекистанские импрессии) I ОКНО Уже несколько часов, как мы оставили позади закат. <...> Помню ныряющий в ночь каменный контур Оренбурга: вертикали минаретов, отряхающие с себя плоский -из казарм и складов город. <...> Итак, что же я видел за мой челкарский получас: песчаное море, показанное с выключением времени -валы остановились в полной неподвижности; медленно выкруглившийся из-за всхолмия белесый солончак; посредине его, точно терракотовая фигурка, поставленная на блюде, неподвижный контур верблюда; заходящие в обход вторгшейся пустыне реденькие цепи кустарников, напоминающие цепи стрелков, атакующих противника. <...> Можно бы весь шестидневный путь от Москвы до Самарканда разбить на гастрозоны: сперва яично-молочная зона, потом -- при приближении к Аралу -рыбья, баранья и, наконец, плодовая. <...> НА РУКОВОДЯЩЕМ ПОДЪЁМЕ Я люблю точную железнодорожную терминологию: "руководящий подъём" -"вписывание в кривую". <...> На подъёме от состава оторвался задний вагон. <...> И библейский стих: "да минет меня чаша сия" -- здесь тоже получает лексическое подновление: "да минет меня пиала сия". <...> Я вышел в тамбур на минуту-другую, чтобы после пополнить запасы сна перед Самаркандом, но очень уж не хочется назад, в духоту вагона. <...> Это здесь, на одном из этих склонов врезана древняя арабская надпись. <...> Вскоре поезд выходит сквозь широко раскрытые ворота ущелья на равнину. <...> II "ХАРИФ МЫСЛИ" Поезд бросил меня в самую середину ночи и ушёл. <...> Вот они -- три древних каменных громады, ставших по трём краям прямоугольной площади: медресе Улугбега, Тилля-кари, Шир-дор. <...> Но даже и сейчас видно, хотя бы по тени, что минареты этой медресе чуть наклонены вперёд. <...> Может быть, это усталость камня, а может быть, замысел строителя, который заранее, предвидя долгую жизнь медресе, построил ему и усталость от неё. <...> Где-то тут под входной аркой Тилля-кари база ОПТЭ. <...> Пёстрая груда тел, чалмы, вдавленные <...>
Салыр-Гюль.pdf
Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ САЛЫР-ГЮЛЬ (Узбекистанские импрессии) I ОКНО Уже несколько часов, как мы оставили позади закат. Помню ныряющий в ночь каменный контур Оренбурга: вертикали минаретов, отряхающие с себя плоский -из казарм и складов город. Сейчас ночь. Сон не идёт ко мне. Приходится довольствоваться суррогатом сновидения: мыслью. Между учебником логики и железнодорожным путеводителем, между мышлением и путешествием есть несомненное сходство. Мышление -- это передвижение образов в голове. Путешествие -- передвижение головы мимо сменяющихся образов. Переставив термины, можно сказать: странствовать -- значит мыслить объектами; думать -- странствовать в себе самом. Аэродинамическое испытание лётной модели основано на том, что совершенно движется ли самолёт сквозь среду, безразлично -преодолевая её сопротивление, или же среда движется на самолёт. Поэтому, закрепив модель неподвижно внутри особой трубы, гонят на неё вращающимися лопастями ток воздуха. Это -- полёт на месте. Что я делаю сейчас? Прогоняю пространство через мозг. Но как только окна перестанут быть чёрными, утлая модель заскользит -- вместе с поездом -- по рельсовым нитям: внутричерепное превратится в заоконное. Время гораздо настойчивее пространства. Тоненькая секундная стрелка толкает весь массив жизни вперёд и вперёд. Воспротивиться ей -- то же, что умереть. Тяга пространства гораздо слабее. Пространство терпит бытие мягких, приглашающих в неподвижность кресел, ночные туфли, походку с развальцей. Бесконечное пространство столь терпеливо, что переносит даже человеческую усидчивость. Время -- сангвиник, пространство -- флегматик; время ни на долю секунды не приседает, оно живёт на ходу, пространство же -- как его обычно описывают -- "разлеглось" за горизонтным увальнем; оно спит, подложив горы под голову и растянувшись своей беспредельной протяжённостью на песке и травах наших степей. Его надо растолкать, разбудить паровозными свистками, -- и только тогда оно начинает медленно и неохотно приходить в движение. И вот сейчас -- я ясно ощущаю -- пространство на ходу; оно идёт, еле поспевая за семенящей стрелкой секунд; оно шагает, медленно переставляя невидимые пейзажи. Теперь оно даже стало слегка похоже на своего спутника, у них есть право на некое space time [1]. И когда рассветёт... Но я уже смутно различаю фигуры, растянувшиеся на соседних полках. Не пора ли переключиться на заоконный лад? Встаю и прохожу меж спящих. Да, если чиркать головой, как головкой спички, вот об это чёрно-серое пространство, она вспыхивает. И смешной образ: эти люди разложены в вагонной коробке, как... Я уже в тамбуре, недалеко от тимпанных ударов буферов о буфера. Взявшись за ремни, толкаю оконную раму сперва вверх, потом книзу. Рама скрипит и упирается, затем медленно оползает внутрь стены. В лицо сухой и пряный ветер казахстанской степи. Поезд ещё спит. Я, вероятно, первый открыл своё окно... В Азию. ЧЕЛКАР Рельсовый путь выбирает культурную полосу. Он сторонится песков и безводья пустыни. Его паровозам нужно пить воду. Верхнее строение пути должно иметь прочный упор и защиту от песчаных наносов. Поэтому справа то и дело показывается изжелта-синий извив Сырдарьи и по обе стороны полотна, среди никлых солянок и землисто-зелёной верблюжьей колючки, стелющейся меж почвенных щелей, вспыхивают красные заросли мыльного корня и какой-то довольно яркой, метёлками из земли торчащей травы, до странности похожей по форме на метелковидные реденькие бородки местного мужского населения.
Стр.1