Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Гражданская защита

Гражданская защита №9 2020 (500,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID695399
АннотацияЖурнал «Гражданская защита» - центральное издание МЧС России по вопросам гражданской обороны. Издается с 1956 года. Журнал освещает проблемы безопасности населения, территорий и объектов экономики при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных конфликтов. Журнал способствует повышению осведомленности населения о государственной политике в области гражданской обороны, уменьшения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, его обучению действиям в чрезвычайных ситуациях. На страницах журнала публикуется информация о новых разработках средств защиты и спасения, специальной одежды и обуви, которые способствуют обеспечению безопасности персонала предприятий и населения, а также всестороннему оснащению пожарно-спасательных и аварийных формирований всем необходимым для выполнения функций по предназначению. Нашими подписчиками являются администрации и органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства РФ, а также объекты экономики, в том числе потенциально опасные.
Гражданская защита : Научно-практический и методический журнал .— Москва : Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, ИЦ ОКСИОН, 1956 .— 2020 .— №9 .— 68 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/695399 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гражданская_защита_№9_2020.pdf
АКТУАЛЬНО АКТУАЛЬНО АКТУАЛЬНО НА ЭТАПЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ А вот отдельные статьи из законопроВЫРЕЖИ И ИЗУЧИ Андрей Сохоев, наш корреспондент. Фото из архива редакции екта предлагалось, наоборот, исключить. Например, статью 3, в которой говорится о реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, принимающих участие в их ликвидации. Это одна из основных задач защиты населения. По мнению ученых ВНИИ ГОЧС, она пока что очень размыта и неопределенна, к тому же регламентируется другими федеральными нормами. Вместе с тем было замечено, что среди Опубликованный в прошлом номере журнала проект Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» вызвал оживленную реакцию у наших читателей. Все поступившие от них предложения и замечания редакция передала в рабочую группу, которая анализирует и систематизирует их с тем, чтобы подготовить оптимально взвешенный вариант документа. Работа над новым законом ведется уже почти год. Сейчас она вышла, можно сказать, на финишную прямую. Подредактированный проект размещен на официальном портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения. По результатам данного этапа 15 сентября окончательный вариант ФЗ будет внесен для рассмотрения в Правительство РФ. Как отметил в ходе августовского совещания по вопросу рассмотрения законопроекта заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Павел Барышев, «мы хотим видоизменить закон под современные условия. По примерным подсчетам, с принятием нового Федерального закона уйдет около 60 тысяч документов по стране» – настолько всеобъемлющим будет новый нормативный правовой акт. По сути, он объединит и заменит сразу два действующих – от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 г. № 28‑ФЗ «О гражданской обороне». Ведется работа над законопроектом в соответствии с решением коллегии МЧС России от 25 марта 2020 г., когда был утвержден курс на интеграцию Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны в целях повышения эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей как в мирное, так и в военное время за счет формирования общего правового, органи8 8 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 задач в законопроекте не упоминается такая важная, перешедшая из Гражданской обороны Советского Союза, как повышение устойчивости функционирования критически важных и потенциально опасных объектов, а также объектов социального назначения. Роман Михеев из Департамента спасательных формирований МЧС России, в свою очередь, отметил другую основную задачу, почему-то выпавшую из текста закона. Речь идет о том, с чего, собственно, начинались МПВО и ГО: с обезвреживания авиационных бомб и фугасов и гуманитарного разминирования. Не нашлось в нем упоминания и про подводные работы, Кроме того, на его взгляд, в тени осталась и авиация министерства, беспилотные летательные аппараты, робототехнические комплексы… Ссылаясь на опыт других стран постсоциалистического лагеря, уже прошедших подобный путь интеграции систем защиты населения, выступающие акцентировали внимание на обозначившихся негативных последствиях этих реформ, в ходе которых система гражданской обороны была просто разрушена. Чтобы избежать этого, необходимо предусмотреть в законе сохранение всех фондов защитных сооружений, пунктов управления и других объектов ного управления в кризисных ситуациях – комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности. Организация связи – составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая подготовку и практическое применение узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи Российской Федерации. Организация управления в РСЧС – совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления ФОИВ, государственных корпораций, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами ФП, ТП и их звеньев. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Режим функционирования органов управления и сил РСЧС – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы и возникновения ЧС порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Силы и средства РСЧС – специально подготовленные силы и средства ФОИВ, государственных корпораций, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством Российской Федерации. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ 10 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 12 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональная подсистема РСЧС – подгражданской обороны. И, конечно, очень тщательно следует подходить к разработке нормативно-методических документов. Так, по словам разработчиков законопроекта, в нем в обязательном порядке прописаны три плана: план приведесистема, создаваемая ФОИВ и государственными корпорациями согласно приложению к Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций. Чрезвычайная ситуация – это обстановка налов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Организация реагирования и оперативСилы постоянной готовности – силы, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации; Территориальные подсистемы РСЧС низацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС. Руководители АСФ и ПСФ, прибывшие МЧС России МВД России TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextText TextTTextText TextText TextText TextText Работа над законом не может ограничиваться оттачиванием формулировок его статей. Изменения потребуется вносить и в ряд других нормативных актов, действующих законов и подзаконных актов, всевозможных указов и постановлений, напрямую или косвенно затрагивающих вопросы защиты населения и территорий. Так что сейчас составляется полный список таких документов и первичный перечень постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих переработке. ния в готовность гражданской обороны, план ГО и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Казалось бы, почему не упростить ситуацию и не сделать единый документ? Разработчики напомнили, что это пока невозможно – все планы определены указом Президента России. Со временем наведут порядок и здесь, но это следующий шаг. Павел Барышев сказал, что будут вноситься изменения и в указы главы государства, и вообще в дальнейшем стоит уходить от излишних планирующих документов. Собственно, так было и в случае с законопроектом. Сначала очень расширина определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РУКОВОДСТВА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Организация руководства при ликвидации ЧС Ликвидация ЧС осуществляется: – локального характера – силами ли понятийный аппарат документа. Потом начали его подчищать, чтобы не засорять закон излишними подробностями и не увязнуть в них. Как сказал директор Правового департамента министерства Сергей Яковлев, «закон не надо перегружать деталями. Для этого есть подзаконные акты. А документ должен быть рабочим». В целом, по признанию участников совещания, заи средствами организаций; – муниципального характера – силаданской обороны. Новый законопроект является ядром этой концепции. Чтобы установить организационно‑прами и средствами органов местного самоуправления; – межмуниципального и регионального характера – силами и средствами органов местного самоуправления, ОИВ субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС; – межрегионального и федерального характера – силами и средствами ОИВ субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. В случае если указанных сил и средств недостаточно, привлекаются в установленном порядке силы и средства ФОИВ. ФОИВ обеспечивают привлечение сил зационного, информационного и методического пространства в данной области. Для реализации поставленных задач на том же заседании коллегии была утверждена Концепция интеграции РСЧС и гражвовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, рабочей группе предстояло выявить дублирующие друг друга или противоречащие друг другу положения планирующих документов и нормативных правовых актов, скорректировать выявленные недостатки и сделать так, чтобы при этом не потерялось ни одно значимое положение действующих законов. В течение года были проведены три наи средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при возникновении ЧС федерального или межрегионального характера в соответствии с федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и оргаучно‑практические конференции, посвященные интеграции двух систем. Активное обсуждение проблемных вопросов развернулось и на страницах нашего журнала. В результате разработанный проект законопроект готов и вполне подходит для размещения на правительственном сайте. Многие отметили с положительной стороны колоссальную работу, которая была проведена рабочей комиссией. А директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности Александр Бондар дал следующую оценку: «Концептуально закон отвечает государственным интересам и интересам министерства. Он решает глобальную задачу». После общественного обсуждения тав зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС. Руководители ликвидации ЧС по согласованию с ОИВ субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению АСДНР. Руководители ликвидации ЧС несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ и могут принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС: а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС; б) определять порядок разбронироваМинобороны России Минздрав России Минтруд России Минобрнауки России Минприроды России Минпромторг России Минтранс России Роскосмос Росгвардия НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО (ЭКСТРЕННОГО) РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС полнительной власти субъектов РФ, а также начальникам территориальных главных управлений МЧС России. По словам руководителя рабочей группы по разработке законопроекта кандидата технических наук, доцента Алексея Чирикова, в качестве обратной связи было получено более 400 замечаний. Свои предложения прислали также силовые ведомства, Главное управление специальных программ Президента РФ и такие госкорпорации, как «Росатом» и др. Разработчик заверил, что Настоящее Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Наставление) содержит основные рекомендации по осуществлению деятельности РСЧС в целях защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Наставление разработано с учетом трелами и средствами ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась ЧС, а также привлеченными силами и средствами ФОИВ, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Эффективность работ по ликвидации Минкомсвязь России Минсельхоз России Минэкономразвития России Минстрой России Госкорпорация "Росатом" ния резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва; в) определять порядок использовакой знаковый проект наверняка получит множество замечаний как от специалистов в области ГО, так и от законодателей. И рабочей комиссии еще придется не раз шлифовать его. Алексей Чириков в завершение мероприятия сказал следующее: «На будущее нам нужен такой закон, в котором не было бы оснований каждый год менять какие-то положения и переделывать его. Мы должны сделать документ таким, чтобы он дальше работал без отвлечения на его корректировки». Павел Барышев поддержал руководитекона был разослан для рассмотрения и подготовки предложений во все федеральные органы исполнительной власти, органы исля рабочей группы, сказав, что возлагает на новый закон большие надежды и потому испытывает волнение при работе над этим документом, который должен принести пользу не только МЧС России, а всему государству. ния транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; г) приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данных организаций и иных граждан, находящихся на ее территории; д) осуществлять меры, обусловленные развитием ЧС, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия; е) обеспечивать соблюдение требований охраны труда и безопасности при проведении аварийно-спасательных и иных видов работ. каждое из предложений детально рассмотрено и учтено. Так, был приведен в соответствие с новой редакцией Конституции РФ раздел международной деятельности. Поскольку «цель нашей работы – совершенствование системы управления, – сказал Чириков, – был введен специальный раздел “Организация защиты населения”, где мы прописали вопросы организации управления». На совещании в ходе обсуждения этого пункта были высказаны пожелания более подробно и четко сформулировать, кто, когда и в какое время должен выполнять управленческие функции, какие из них относятся на уровень Правительства РФ, а что можно решать и на уровне ФОИВ. К примеру, участники совещания настаивали на том, что стоит прописать в законе в случае необходимости возможность ограничивать права граждан и организаций, как это было в ситуации с нынешней пандемией. Прозвучали также предложения включить в проект описание полномочий организаций в области защиты населения. В качестве аргумента было высказано мнение, что в законе № 28‑ФЗ такой пункт есть, и в нем конкретно прописано, кто и что обязан делать в области гражданской обоРуководители ликвидации ЧС осуществляют руководство ликвидацией ЧС сибований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, руководящих документов МЧС России, а также других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования. Оно согласовано с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и государственными корпорациями, входящими в систему РСЧС. Наставление предназначено для работы органов управления функциональных и территориальных подсистем (ФП и ТП) РСЧС, а также может быть использовано в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических (учебных) центров. Изложенные в Наставлении рекоменЧС напрямую зависит от правильной организации управления работами, основным содержанием которых являются: сбор данных об обстановке, анализ и оценка обстановки, подготовка выводов и предложений для принятия решения на проведение работ, принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей, организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил. Вопросы организации взаимодействия Минпросвещения Росси основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные работы – дейМинэнерго России Ростехнадзор Росрезерв Роспотребнадзор органов управления и сил, участвующих в ликвидации ЧС, решаются в процессе постановки им конкретных задач по ликвидации ЧС. Руководители (представители) взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, данные обстановки, места расположения пунктов управления, способы связи, порядок информирования об изменениях обстановки на соответствующих участках работ, о ходе выполнения задач и другие вопросы. Всестороннее обеспечение действий сил в районах проведения работ организуется и осуществляется в целях создания условий для успешного выполнения поставленных задач. дации следует выполнять с учетом издаваемых директивных и нормативных документов министерств и ведомств, особенностей местных условий, сложившейся обстановки. роны. А вот отсутствие подобного пункта в законе № 68‑ФЗ на практике частенько приводит к тому, что разворачиваются целые дискуссии про обязанности организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сошлись во мнении, что в рабочем порядке следует еще раз рассмотреть данную проблему, поскольку необходимо определиться в терв ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; – осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС; – создают резервы финансовых и материальных ресурсов; – содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС; – содействуют ФОИВ, уполномоченному ствия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Готовность органов управления РСЧС – «Закон не надо перегружать деталями. Для этого есть подзаконные акты. А документ должен быть рабочим» минологии. Сегодня используются самые разные понятия: не только «полномочия», но и «функции», и «обязанности» – все они похожи, и какой из них будет более правильным для применения, это и предстоит решить за оставшееся время. Вообще, вопросы понятийного аппарата ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основные понятия, термины и определения Аварийно-спасательная служба (АСС) – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательное формирование Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Органы государственной власти субъектов РФ: – принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС; – осуществляют подготовку и поддержачаще других возникали во время совещания. Так, Алексей Чириков в качестве примера привел определение термина «территория». В проект оно вошло уже не просто как пространство, здесь оно рассматривается намного шире, включая размещенные Основные направления интеграции систем управления РСЧС и ГО Определение четкой иерархии способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – объединение органов управления, сил и средств ФОИВ, государственных корпораций, ОИВ субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, которое осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 г. № -68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Единая дежурно-диспетчерская служба построения системы органов управления объединенных систем ние в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС; – принимают решения о проведении эва(АСФ) – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ (АСР), куационных мероприятий в ЧС и обеспечивают их проведение; – осуществляют информирование насеустойчиво взаимодействующей в едином информационном пространстве системы оптимизированных органов управления Создание сбалансированной, вертикально выстроенной, территориально распределенной, Оптимальное распределение управленческих функций в рамках построения системы органов управления Выработка единых подходов в организации функционирования органов повседневного управления современных информационных технологий управления ления о ЧС; – организуют и проводят АСДНР, а также поддерживают общественный порядок (ЕДДС) муниципального образования – орган повседневного управления подсистемы РСЧС муниципального уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась ЧС. Информирование населения о ЧС – доведение до населения через средства Внедрение единых взаимоувязанных ласти защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения, своевременное его оповещение об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; – устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления никших чрезвычайных ситуаций к ЧС регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС; – устанавливают региональный уровень реагирования; – создают системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие; – создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о ЧС; – осуществляют сбор информации в обна этом пространстве объекты, системы экономики, жизнеобеспечения населения, государственного управления. Все это понадобилось для того, чтобы можно было более четко определить другое понятие – «повышение устойчивости функционирования территории»: это не просто части земли, а земли вместе со всей расположенной на ней инфраструктурой, обеспечивающей жизнедеятельность населения. Заместитель начальника ФГБУ ВНИИ на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции СМИ, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС; – принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев таких выплат, а также круга лиц, которым они будут осуществлены; – принимают решения об отнесении возГОЧС (ФЦ) Игорь Сосунов от лица института предложил откорректировать в законопроекте термин «источник чрезвычайной ситуации», включить в него слово «катастрофы», поскольку этот термин отражен в ГОСТе и объединяет такие понятия, как «гуманитарные бедствия», «дорожнотранспортные происшествия» и пр. Также он считает, что целесообразно и более корректно вместо словосочетания «инфекционная болезнь» употребить другое выражение – «заболевания, представляющие опасность для окружающих». Объяснил он это тем, что именно последняя формулировка соответствует современным нормам как международного права, так и нашего отечественного, поскольку она рекомендована Всемирной организацией здравоохранения и уже закреплена постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715. А вот отдельные статьи из законопроВЫРЕЖИ И ИЗУЧИ ВЫРЕЖИ И ИЗУЧИ государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС; – разрабатывают и утверждают планы массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности. Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Неотложные работы при ликвидации екта предлагалось, наоборот, исключить. Например, статью 3, в которой говорится о реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, принимающих участие в их ликвидации. Это одна из основных задач защиты населения. По мнению ученых ВНИИ ГОЧС, она пока что очень размыта и неопределенна, к тому же регламентируется другими федеральными нормами. ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Нештатные АСФ – самостоятельные действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно: – осуществляют подготовку и поддержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, а также подготовку населения в области защиты от ЧС; – принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к ЧС муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение; – осуществляют информирование населения о ЧС; – осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС; – создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; – при недостаточности собственных сил структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС. Общественные АСФ создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС – осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигСентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 9 и средств обращаются за помощью к ОИВ субъектов РФ; – содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС; – создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС; – вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил РСЧС; – устанавливают местный уровень реагирования; – участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; – создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о ЧС; – осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения, своевременное его оповещение об угрозе возникновения или о возникновении ЧС; – разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидаСентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 11 Сентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 13 содерЖаНие 34 практика Централизация бюджетного учета В чем смысл совершенствования системы управления МЧС России, 36 Ликвидация чс Дагестан-2020. Специалисты спасцентра с честью выполнили поставленные задачи. 40 Лица Командная работа – залог успеха. Так считает руководитель поисково-спасательного отряда МЧС России. 4 Новости 1 28 НаучНая кафедра Особенности электронного обучения. Проблемные вопросы организации такого обучения и пути их разрешения. 31 обучеНие Тренировка хорошо, а норматив лучше! Необходим современный сборник нормативов для подготовки населения в области ГОЧС. 2 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 42 сиЛы спасеНия Сибирские спасатели. От отдельного инженерного батальона до мощного спасательного центра. 45 развитие Перспективы применения беспилотников. Их возможности становятся все шире и разнообразнее. 50 техНоЛогии Программа «Метеоролог». Предназначена для прогнозирования развития метеообстановки. 52 к 30-Летию Мчс россии Юбилею посвящается. Конкурсы в преддверии торжества. 54 75 Лет победы В 1943-м «Погиб»… И встретил 75-летие Победы! Он помнит войну так, будто она закончилась лишь вчера. 57 страНицы истории От МПВО – к гражданской защите Тенденции развития ГО, процесс интеграции с РСЧС. 60 взгЛяд сквозь годы Не дайте миру провалить эту миссию! Отличившимся на гуманитарном поприще воздается по заслугам. 62 у карты Мира Обзор международного взаимодействия. Пишите нам на gz-jurnal@yandex.ru Принимаем и обычные письма по адресу: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7, редакция журнала «Гражданская защита» Читаем все комментарии на сайте www.gz.mchsmedia.ru НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Стр.4
теМа НоМера Summary ТЕМА НОМЕРА: ЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ После некоторого затишья, вызванного ограничительными режимами, связанными с коронавирусной пандемией, МЧС России с удвоенной энергией взялось за анализ нормативных правовых актов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», внесение поправок в действующие законы, а также за разработку и принятие новых. На данный момент в работе у специалистов Правового департамента МЧС России находятся более двух десятков федеральных законов, примерно столько же постановлений правительства РФ, еще одна треть от общего объема документов приходится на приказы самого чрезвычайного ведомства. В журнале «ГЗ» № 5 за этот год мы уже делали обзор проектов федеральных законов, которые запланированы к принятию в текущем году. С тех пор часть документов уже прошла ряд согласований, и в них были внесены изменения и дополнения согласно полученным протоколам разногласий. Конечно, сроки сдачи некоторых проектов пришлось скорректировать в связи с вынужденным и довольно затяжным периодом самоизоляции и дистанционного режима взаимодействия. Например, с начала лета на его конец 6 была сдвинута дата направления на согласование законодателям проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”» (пункт 42 плана законопроектной деятельности Правительства), созданного в целях приведения законодательства РФ в соответствие с техническим регламентом Евразийского экономического союза. Но в любом случае, работа над данным документом на особом контроле, поскольку нашедшие в нем место долгожданные поправки и дополнения направлены как на реализацию единой политики, осуществляемой государствами – членами ЕЭС в определенных ими сферах, так и на совершенствование требований к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В целях облегчения и ускорения процесса согласования ряд проектов ФЗ решено было объединить. Так, Правовой департамент МЧС России подготовил для направления в ФОИВ вместо двух разра6 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 Там, где законы в силе, и народ силен Сир Публий назначать начальником местного гарнизона руководителя подразделения иного вида пожарной охраны. Законопроект предусматривает также совершенствовать вертикаль управления при осуществлении федерального госпожнадзора в отношении особо важных и режимных объектов и на территориях ЗАТО. Помимо вопросов пожарной безопасности подготовлен для рассмотрения на сентябрьском заседании Правительства РФ проект ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ должен унифицировать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с эксплуатацией Системы-112, и регламентировать соответствующие общественные отношения. Для этого предложено определить принципы и механизмы эксплуатации и развития системы, уточнить полномочия Правительства России, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также заинтересованных организаций. В настоящее время находятся на соглаСроки сдачи некоторых проектов пришлось скорректировать в связи с вынужденным и довольно затяжным периодом самоизоляции и дистанционного режима взаимодействия, а ряд проектов ФЗ решено было объединить ботанных ранее документов единый пакет всех предложений, касавшихся ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона “О пожарной безопасности”». Речь в одном из них шла о наделении правами главного пожарного инспектора РФ по пожарному надзору заместителя министра по чрезвычайным ситуациям, а полномочиями главных государственных инспекторов субъектов РФ по пожарному надзору – заместителей начальников территориальных органов МЧС России. Другой предполагал наделять правами федерального государственного пожарного надзора также отдельные подразделения территориальных воинских соединений Росгвардии и подразделений МВД России. Сейчас рассматривается вопрос о включении этого законопроекта с сохранением его названия в пункт 230 плана законопроектной деятельности Правительства. Говоря о проекте ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О пожарной безопасности” в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», отметим, что в нем регулировались вопросы служебной деятельности органов ГПН ФПС, связанные с обеспечением расследования ими уголовных дел об административных нарушениях, с проверкой сообщений о преступлениях и получением необходимых сведений и информации. Данный документ уже прошел первую стадию согласительного совещания с представителями МВД России и Росгвардии. Изменения в Федеральный закон «О пожарной безопасности» в части совершенствования деятельности подразделений пожарной охраны предполагают упорядочить ее в частных и вневедомственных стркутурах. Для совершенствования управления пожарно-спасательными гарнизонами (при отсутствии на соответствующей территории подразделений ФПС) законопроект предоставляет возможность совании в ФОИВ еще проекты ФЗ «О внесении изменений в статьи 168 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Дело в том, что в практике правоприменения нередко возникает проблема определения вида ответственности за те или иные действия. Поэтому документ четко отделяет уголовно наказуемые деяния от административного правонарушения, что позволит снизить нагрузку на правоохраЗАКОНОПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Елена Назаренко, ст. науч. сотр. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России. Фото из архива редакции НАША СПРАВКА Сейчас в Правительстве Российской Федерации готовятся к рассмотрению следующие проекты постановлений, инициированные МЧС России»: «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об утверждении порядка разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам»; «Об утверждении порядка разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам»; «О противопожарном режиме» вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»; «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и др. нительные и судебные органы, расследующие дела, например, в рамках причинения ущерба лесным и иным насаждениям. Говоря о реализации механизма «регуляторной гильотины», отметим, что на повторном согласовании в Минфине России находится ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“». Он уже прошел рассмотрение экспертных комиссий более десяти заинтересованных министерств и ведомств, а также согласован с 85 субъектами РФ. Подготовлен к обсуждению на подкомиссии Правительственной комиссии еще один проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности». Он предполагает наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению нормативных правовых актов, определяющих критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты. И еще два законопроекта, готовые к рассмотрению на правительственной подкомиссии, касаются вопросов обеспечения безопасности на воде. Первый – ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статью 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации». Второй – ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации». Материалы предоставлены Правовым департаментом МЧС России. Фото из архива редакции и открытых источников Сентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 7 УДК 355.58: 351.86 14 августа 2020 г. вышло Постановление Правительства РФ № 1225 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам». В нем в соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано определение критически важного объекта (КВО) и установлены общие требования к разработке критериев отнесения к ним объектов всех форм собственности. Данный документ стал итогом большой системной работы. В статье рассмотрены и систематизированы результаты этого комплекса мероприятий по обеспечению требуемого уровня защищенности КВО, в том числе в условиях распространения COVID-19. На основе результатов исследований автором разработаны научно обоснованные предложения в обозначенной области. Актуальность и практическая ценность проводимых у нас работ в области обеспечения защищенности КВО обусловлены существующей угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе в условиях распространения COVID-19, на объектах, размещенных преимущественно в крупных городах и населенных пунктах. Следует сказать, что проблемы обеспечения безопасности и защищенности КВО в той или иной степени рассматриваются в научных работах и публикациях. Однако вопросы систематизации результатов научных исследований в данной области, считаем, в них недостаточно полно раскрыты. Система обеспечения безопасности 20 6 закоНопроектНая деятеЛьНость Активизация процессов. В разработке у специалистов МЧС России – более 50 нормативно-правовых актов. 8 актуаЛьНо На этапе общественного обсуждения. Проект ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» подготовлен для внесения на рассмотрение в Правительство РФ. 11 выреЖи и изучи Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС. Общие положения, организация руководства, полномочия органов, учет опыта. 15 теория Обоснование структурной схемы системы «Гражданская защита РФ». Научный подход к обоснованию построения этой схемы. 20 пробЛеМы и решеНия Защищенность критически важных объектов. Каких результатов можно добиться при выполнении работ по обеспечению необходимого уровня защиты КВО. 24 МНеНия, суЖдеНия Время неумолимо уходит. То, что сегодня еще можно поправить, завтра может быть поздно... 26 Новации Актуализация национального стандарта. О новой редакции ГОСТа по единым дежурно-диспетчерским службам. КВО от угроз различного характера стала формироваться как результат реализации решений совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного совета Российской Федерации, проведенного в 2003 г. С тех пор стал осуществляться и комплекс работ по обеспечению требуемого уровня защищенности этой категории объектов. Для решения проблемы МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, 20 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 важных объектов. На его основе в 2012 г. был утвержден Федеральный план на период до 2020 г., в рамках основных направлений которого были разработаны соответствующие территориальные планы повышения защищенности объектов, включающие в себя комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального характера. Одним из результатов проведенных исследований в указанной области стали формализованные критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным с указанием, в необходимых случаях, их количественных пороговых значений. Были разработаны информационно-справочные бюллетени о результатах деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти по обеспечению требуемого уровня защищенности КВО. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в 2014–2015 гг. был осуществлен комплекс мер. Среди них – по определению в законодательстве: понятия «критически важный объект»; критериев отнесения объектов независимо от формы собственности к критически важным; порядка формирования и утверждения состава таких объектов и требований, предъявляемых к их защищенности; порядка разработки и формы паспорта безопасности рассматриваемых объектов. В результате этого Государорганами исполнительной власти субъектов РФ предстояло: разработать и представить в Правительство Российской Федерации перечень КВО; организовать разработку планов повышения их защищенности. В 2011 г. Президент России утвердил Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения страны и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г. В документе были определены цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи в области обеспечения безопасности населения, территорий и защищенности критически ственная дума приняла Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 38-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Новым документом закреплен термин «критически важный объект»: это объект, нарушение или прекращение функционирования которого ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ В ТЕМУ Юрий Бражников, ст. науч. сотрудник ВНИИ ГОЧС МЧС России, действительный государственный советник РФ 2-го класса. Фото автора ПНЕ ДАЙТЕ МИРУ ЭТРОВАЛИТЬ Десять лет назад, 19 августа 2010 г., во Всемирный день гуманитарной помощи впервые была вручена премия имени Сержиу Виейра ди Меллу. С тех пор ею ежегодно награждаются лица, организации и сообщества за выдающийся вклад в мирное разрешение конфликтов. Кем же был этот человек, именем которого был назван специальный фонд? У МИССИЮ! приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Следует отметить, что одним из значимых результатов научных исследований, проведенных в МЧС России, стал разработанный и утвержденный в 2018 г. Федеральный план повышения защищенности КВО от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 г. А комплекс других работ, указанных выше, нашел отражение в Федеральном законе от 3 июля 2019 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”». Несмотря на проделанную работу, как показали исследования, все еще остаются неопределенности в подходах к содержанию термина «критически важный объект». Это связано с тем, что данный термин может трактоваться неоднозначно. Так, сложившаяся в настоящее время практика отнесения объектов к критически важным не вполне отвечает современным требованиям и возрастающим угрозам природного и техногенного характера. Поэтому получается, что принадлежность к таким объектам является в определенной мере формальной и не соответствует содержанию законодательно закрепленного термина. Напомним, что предметная область термина «критически важный объект» – сфера чрезвычайных ситуаций, но в его определении, данном выше, это не отражено, т. е. не оговорено, что нарушение или прекращение функционирования экономики связано именно с чрезвычайными ситуациями. Правовую основу деятельности в области обеспечения защищенности КВО от различных угроз составляют: Конституция Российской Федерации, международные договоры наСентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 21 Г уманитарная помощь оказывается в наши дни повсеместно и постоянно. Она безвозмездна и основана исключительно на гуманности и беспристрастности. Оказание гуманитарной помощи, в том числе за пределами нашей страны, относится к основным задачам МЧС России, которые в течение всех 30 лет своей истории чрезвычайное ведомство решало многократно. Координатором международной деятельности выступала ООН, что являлось одним из важных факторов успешного выполнения задач. В настоящее время в министерстве готовность оперативно предоставить гуманитарную помощь нуждающимся поддерживается в установленном порядке на всех уровнях. И такая работа во всем мире значится среди самых милосердных. Но в то же время она и среди наиболее опасных, что неоднократно подтверждалось на практике. Со временем мы стали быстрее и эффективнее реагировать на последствия стихийных бедствий, аварий и катастроф, независимо от причины их возникновения (будь то человеческий фактор или техногенный). Во многих странах, скажем, природные бедствия научились прогнозировать. Чаще всего помощь пострадавшему 60 After some period of lull caused by coronavirus pandemic restrictions, the Russian EMERCOM started analyzing regulatory acts within the scope of implementation of regulatory guillotine, amending effective laws and development of new ones. Review of innovations and amendments to legislation is the main topic of the issue (pp. 6-27). As of today, specialists of EMERCOM Legal Department are working on about two dozens federal laws and about the same number of governmental decrees; about 1/3 of the total amount of documents are EMERCOM internal orders (pp. 6-7). The draft of the Federal Law “On protection of people and territories from emergency situations” is the most important on the list; it triggered a robust reaction of our readers, and you can read about discussion on the subject on pp. 8-10. We also publish a detailed review of the issue of one of our experts (pp. 24-25). Besides, we recommend to read articles about the instruction on organization of management and emergency response to elimination of emergency situations (pp. 11-14), theoretical basis of the structure scheme of the Civil Defense of the Russian Federation System (pp. 15-19) and scientific approach to protection of critically important sites (pp. 20-23). Our journalists added an article about practical experience of 112 Service to the text of the most updated of Сентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 3 населению оказывалась благодаря самоотверженности гуманитарных сотрудников, которые, несмотря на риски, подвергая свою жизнь опасности, стремятся помочь оказавшимся в беде, не обращая внимания на их расу, вероисповедание, национальность. И в международной гуманитарной деятельности есть имена и события, которые прочно вошли в историю. 60 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | Сентябрь 2020 НАША СПРАВКА Всемирный день гуманитарной помощи был объявлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 2008 г. № 63/139 для содействия повышению информированности общественности о деятельности по оказанию гуманитарной помощи во всем мире. В документе говорится о важности сотрудничества по выполнению задач помощи во всем мире и о необходимости «воздать должное всему гуманитарному персоналу, включая как представителей ООН и тем, кто отдал свою жизнь при исполнении своего долга». Каждый год праздник посвящается новой теме, но цель всегда одна – осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию и память о тех, кто выполнял эту миссию. И нынче по всему миру тоже прошли многочисленные мероприятия в знак уважения и признательности всем сотрудникам – гуманитариям. Так, 19 августа 2003 г. в штаб-квартире ООН в Ираке шла подготовка к планово й встрече представителей посольств стран – участников оказания гуманитарной помощи населению данного региона, который пострадал от крупного вооруженного конфликта. В то утро приглашенные дипломаты начали собираться в северном крыле здания штаб-квартиры. И в это время у противоположного крыла представительства ООН прогремел мощный взрыв. Оказалось, грузовик с полутонной взрывчатки был подогнан боевиками к стене здания, где на втором этаже находился кабинет заместителя Генсекретаря ООН по гуманитарным вопросам. Эту должность на тот момент занимал известный бразильский дипломат Сержиу Виейра ди Меллу. По свидетельствам медиков и спасателей, он после взрыва был еще жив, Лауреат Пулитцеровской премии Саманта Пауэр написала книгу про Сержиу ди Меллу. На ее основе был снят документальный фильм «Сержиу» о бразильском дипломате. Позже о нем появилась и одноименная художественная лента, сконцентрировавшая внимание на периодах его напряженных миссий в Восточном Тиморе, где Сержиу урегулировал вопрос отсоединения территории от оккупировавшей ее Индонезии, и особенно в Ираке в 2003 г., где он работал над ускорением процесса вывода из страны войск США. Сюжет фильма построен на том, что скованный и обездвиженный в завалах дипломат вспоминает главные этапы своей жизни и карьеры. Показательными стали эпизоды его общения с пытавшимся спасти жертв взрыва сержантом армии США Уильямом фон Зиле, который потом рассказывал, что ди Меллу обратился к нему со словами: «Не позволяйте им вывести ООН из Ирака. Не дайте миру провалить эту миссию!». находясь под завалами. Ему даже удалось передать воду, но до извлечения из-под обломков дипломат не дожил. Дата гибели видного деятеля в области оказания помощи нуждающимся и еще 21 сотрудника ООН в Багдаде была впервые отмечена в 2009 г. как Всемирный день гуманитарной помощи и день памяти людей, погибших при спасении других. Знакомство автора этих строк с Сержиу ди Меллу произошло в марте 1998 г., когда с ним были установлены деловые связи в контексте широкого взаимодействия МЧС России и ООН в области оказания гуманитарной помощи. Осенью того же года он впервые побывал в Москве с официальным визитом. Тогда были организованы его встречи с руководством чрезвычайного ведомства, в ходе которых обсуждались вопросы информированности мирового сообщества об успешной деятельности нашей страны в гуманитарных проектах, реагирования на запросы о помощи, повышения безопасности персонала в условиях нарастания террористической активности. Говорили и в целом о солидарности при коллективных действиях в ходе гуманитарных операций. Беседы с главой МЧС России Сергее м Шойгу, его заместителем Сергеем ХетаВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ Ель от Сержиу ди Меллу на центральной аллее стала не просто памятным знаком в его честь, а скорее его живым продолжением был освящен и сегодня превратился уже в большое вечнозеленое дерево, напоминающее об этом замечательном человеке. 28 апреля нынешнего года при традиционном посещении данного мемориала представители МЧС России отметили, что ель от Сержиу ди Меллу на центральной аллее стала не просто памятным знаком в его честь, а скорее его живым продолжением. Стоит отметить, что торжественное чествование отличившихся на гуманитарном поприще – это одна из традиций чрезгуровым и другими руководителями ведомства, а также встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием прошли в дружественной обстановке при полном взаимопонимании. Сержиу ди Меллу уделял внимание не только деятельности министерства, его очень интересовало и в целом развитие России как в широком современном контексте, так и в историческом – он с большим интересом ознакомился с Кремлем и его музеями. Во время своего последнего визита в Россию в апреле 2002 г. он посетил Митинское кладбище, где почтил память погибших и пострадавших в ходе ликвидации чернобыльской катастрофы. В том числе посадил там саженец ели, который вычайного ведомства. Приказом МЧС России от 27 декабря 1995 г. № 885 была учреждена медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», имеющая статус ООН. Основой приказа послужила благодарность ООН за помощь народам бывшей Югославии и предложение Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. С тех пор ею удостаиваются все, кто связан с предоставлением гуманитарной помощи и кто погиб при ее оказании. И совершенно неважно, сотрудник ты чрезвычайного ведомства или простой гражданин. Международный праздник 19 августа посвящен каждому, кто имеет отношение к гуманитарной деятельности в любом ее проявлении. Сентябрь 2020 | ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА | 61 the national standard on unified duty dispatcher services (pp. 26-27). Also, we tell our readers about specifics of e-teaching (pp. 28-30) and practical training requiring standards for CDES training of people; that will enable more rapid and quality acquirement of weapons and technical devices of sites (pp. 31-33). We believe that the diary of a specialist of Noginsk EMERCOM Rescue Centre he kept during his trip to Dagestan where he was sent as a member of a big group to perform disinfection activities due to coronavirus disease will touch our readers’ feelings (pp. 36-39). Another article presents Siberian rescuers that made the way from an engineer battalion to a huge rescue centre (pp. 42-44). Another article describes prospects of development of the Russian EMERCOM manpower and resources. In particular, future use of remotely piloted vehicles is described; their performance potential grows every year and becomes more diversified (pp. 45-47). It is quite interesting to compare tomorrow with yesterday (pp. 57-59). Finally, we cannot ignore numerous events and competitions dedicated to the 30th anniversary of EMERCOM that EMERCOM holds this year (pp. 52-53).
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.