Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520142)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История Древнего Востока (180,00 руб.)

0   0
АвторыПанченко Алексей Борисович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц124
ID694344
АннотацияУчебно-методическое пособие представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, контурные карты. Предназначено для студентов направления подготовки "Педагогическое образование" профиль "Историческое образование и Обществоведческое образование".
История Древнего Востока [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие в модульной технологии / А. Б. Панченко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 124 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/694344

Предпросмотр (выдержки из произведения)

_История_Древнего_Востока.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
_История_Древнего_Востока.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ Панченко А.Б. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Учебно-методическое пособие в модульной технологии Сургут, 2015
Стр.1
УДК 94(3)(072) ББК 63.3(0)3р30 П 16 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры Социально-гуманитарных дисциплин от 5 ноября 2015 года, протокол № 4 Рецензент: Н.В. Фролова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Сургутского государственного педагогического университета Панченко, А. Б. П 16 История Древнего Востока : учеб.-метод. пособие в модульной технологии / Панченко А. Б. ; Департамент образования и молодёж. политики Ханты-Манс. авт. округа – Югры, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2015. – 123, [1] с. Учебно-методическое пособие «История Древнего Востока» представляет собой рекомендации для студентов по изучению соответствующего курса. Пособие включает тексты лекций, разработки аудиторных и самостоятельных заданий, контурные карты. Предназначено для студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Историческое образование и Обществоведческое образование». УДК 94(3)(072) ББК 63.3(0)3р30 © Панченко А.Б., 2015 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ...................................................................................................................................................... 4 Структура модулей .......................................................................................................................................... 8 Учебно-тематический план ........................................................................................................................... 21 МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ..................................... 22 У.Э. 1.1 Историография истории Древнего Востока ................................................................................. 23 У.Э. 1.1.1 Место ИДВ в мировой истории ...................................................................................................... 23 У.Э. 1.1.2 Подходы и историография изучения Востока ............................................................................... 26 У.Э. 1.2 Территориальные и хронологические рамки ИДВ и основные понятия ............................... 31 У.Э. 1.2.1 Пространственно-хронологические рамки истории Древнего Востока ...................................... 31 У.Э. 1.2.2 Основные понятия курса ИДВ ........................................................................................................ 35 У.Э. 1.3 Генезис древневосточных государств ........................................................................................... 37 У.Э. 1.3.1 Проблемы генезиса древневосточных государств ........................................................................ 38 У.Э. 1.3.2 Специфика природно-географических условий возникновения государств Древнего Востока .............................................................................................................................................. 41 У.Э. 1.3.3 Этнополитические процессы в регионах возникновения древнейших государств .................... 47 У.Э. 1.3.4 Проблемы социальной структуры древневосточных государств ................................................ 50 У.Э. 1.3.5 Культурные процессы на Древнем Востоке .................................................................................. 53 У.Э. 1.4 Рубежный контроль .......................................................................................................................... 57 МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ....................................... 59 У.Э. 2.1 Политическое развитие древневосточных государств .............................................................. 61 У.Э. 2.1.1 Политическое развитие Древнего Египта и Месопотамии .......................................................... 62 У.Э. 2.1.2 Политическое развитие Древней Индии ........................................................................................ 66 У.Э. 2.1.3 Государственное устройство Древнего Китая ............................................................................... 69 У.Э. 2.1.4 История «вторичных» цивилизаций Древнего Востока .............................................................. 73 У.Э. 2.1.5 Минизачет «Основные тенденции политического развития стран Древнего Востока» ............ 77 У.Э. 2.2 Социально-экономическое развитие древневосточных государств ........................................ 79 У.Э. 2.2.1 Социальное устройство Древнего Египта и государств Месопотамии ....................................... 80 У.Э. 2.2.2 Законы Хаммурапи как источник по истории Вавилона .............................................................. 83 У.Э. 2.2.3 Социальное устройство Древней Индии ........................................................................................ 85 У.Э. 2.2.4 Социальное устройство Древнего Китая ....................................................................................... 88 У.Э. 2.3. Особенности древневосточных государств ................................................................................. 90 У.Э. 2.3.1 Вариативное задание «Сравнительная характеристика древневосточных государств» ........... 90 У.Э. 2.3.2 Вариативное задание «Древневосточные империи – общее и особенное» ................................. 92 У.Э. 2.3.3 Круглый стол «Роль государства в ИДВ» ...................................................................................... 93 У.Э. 2.4 Рубежный контроль .......................................................................................................................... 95 МОДУЛЬ 3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЮДЕЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ........................................... 98 У.Э. 3.1 Культура отдельных регионов Древнего Востока ...................................................................... 99 У.Э. 3.1.1 Культура Древнего Египта и государств Месопотамии ............................................................... 99 У.Э. 3.1.2 Культура Древней Индии ................................................................................................................ 103 У.Э. 3.1.3 Культура Древнего Китая ................................................................................................................ 105 У.Э. 3.1.4 Учебная конференция «Мифы народов Древнего Востока» ........................................................ 108 У.Э. 3.2 Религиозные и мифологические источники Древнего Востока ............................................... 110 У.Э. 3.2.1 Возникновение «новых» религий на Древнем Востоке ................................................................ 110 У.Э. 3.2.2 Авеста как исторический источник ................................................................................................ 114 У.Э. 3.2.3 Танах как исторический источник .................................................................................................. 118 У.Э. 3.3 Рубежный контроль .......................................................................................................................... 120 Приложение ...................................................................................................................................................... 123 – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «История Древнего Востока» (ИДВ) один из первых специальных курсов для студентов, обучающихся по профилю «Историческое образование и Обществоведческое образование». Именно в рамках него происходит знакомство студентов на новом (теоретическом уровне) с ключевыми понятиями исторической науки, начинают формироваться навыки и умения специального и общепрофессионального характера, складывается опыт самостоятельной учебной деятельности. Данный курс тесным образом связан со многими дисциплинами как предметного блока «История» («История первобытного общества», «История Греции и Рима», «История средних веков стран Западной Европы», «История стран Азии и Африки в средние века»), так и блока «Обществознание» («Социальная антропология», «Политология и политическая антропология», «История религий», «История государства и права», «Культурология») и дисциплиной базового цикла «Философия». Связь эта определяется не только преемственностью или аналогиями в содержании, но и общей логикой развития мирового исторического процесса. Цивилизации Древнего Востока являются первыми во многих отношениях. Именно здесь складываются первые города и государства, появляются системы письменности, законодательства, религии и т.д. Изучение и анализ опыта становления и развития древневосточных обществ, во многом связанного со спецификой природно-географических условий, учитывая широкие хронологические рамки их существования представляет для историков большие возможности в плане выявления закономерностей развития цивилизаций. Цель курса: научиться отображать информацию по истории Древнего Востока в логически последовательной форме. Задачи курса:  научиться определять основные подходы в изучении и проблемы истории Древнего Востока;  научиться выделять тенденции социально-экономического и политического развития древневосточных государств из учебной литературы и исторических источников;  научиться выделять особенности мировоззрения населения стран Древнего Востока из мифологических и религиозных текстов. В основе учебников и других изданий (как учебных, так и монографических), появившихся в последние годы, а также данного пособия, лежит положение о цивилизационном своеобразии и специфике исторического развития восточных обществ. В тоже время эта установка не исключает признания единства мировой истории и возможностей выявления, таким образом, как общего, так и особенного в развитии человеческих обществ. В рамках пособия не предполагается следование какому-то единому подходу, из тех, что приняты сейчас в исторической науке и активно используются при создании образовательных программ (формационный, цивилизационный, модернизационный). Несмотря на достоинства каждого из подходов в отдельности, они, тем не менее, порой существенно ограничивают возможности систематизации многообразной исторической действительности. В последнее время все большую популярность приобретает подход, сочетающий в себе элементы и формационного (рассмотрение мировой истории как единого целого, выявление закономерностей социально-экономического и политического развития и рассмотрение их зависимости от природногеографического фактора) и цивилизационного (изучение и выявление специфичности и уникальности развития каждой цивилизации). Помимо собственно изучения конкретной истории стран Древнего Востока, в данном пособии большое место уделяется узловым теоретическим вопросам, связанным, прежде всего, с пониманием закономерностей их политического, социально-экономического и духовного развития – зарождение государственности на Востоке, характер восточного рабства, роль общины в социальной и государственной структурах стран, место и значение религии в обществе и др. Настоятельная необходимость этого объясняется также тем, что именно в рамках этого курса студенты приступают к изучению «классовых» обществ и многих институтов, возникших в них впервые в истории человечества («государство», «собственность», «право» и др.). Именно с курса истории Древнего Востока происходит знакомство с обширным категориальным аппаратом, владение которым очень важно для изучения последующих периодов мировой истории. Хронологические рамки курса в целом достаточно условны, поскольку различны для конкретных древневосточных обществ. Начальная дата традиционно определяется временем зарождения и складывания государственности в странах Древнего Востока (IV–III тыс. до н.э. – Междуречье, Египет, Индия; II тыс. до н.э. – Китай). Финальная дата, исходя из того обстоятельства, что среди историков на данный момент нет единства в критериях, позволяющих отграничить древность от средневековья, определяется условно между III в. до н.э. и III в. н.э. – 4 –
Стр.4
Требования к результатам освоения дисциплины (компетенции):  способность организовывать сложную историческую и обществоведческую информацию в логически последовательной форме (ПК-15);  способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников (ПК-16);  способность ориентироваться в исторических и обществоведческих концепциях и выделять общественной жизни в их пространственных и временных рамках (ПК-18);  способность использовать специальные принципы и методы для анализа исторических проблем и тенденций общественного развития (ПК-20). специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (ПК-17);  способность анализировать исторические события, явления и процессы, явления и процессы Требования к знаниям и умениям по окончании курса: знать:  пространственно-хронологические рамки существования древневосточных цивилизаций;  особенности естественно-географических условий их возникновения;  факторы и конкретно-исторические обстоятельства возникновения и функционирования государств на Древнем Востоке;  основные черты социально-экономического и политического развития древневосточных государств;  наиболее важные и значимые источники по истории Древнего Востока (их структуру, содержание);  основные черты культуры стран Древнего Востока, условия складывания и специфику развития религиозных систем на Древнем Востоке; уметь:  работать с картой и извлекать информацию из картографического материала;  давать определение понятия, выделять его признаки;  преобразовывать историческую информацию в различные формы представления (схемы, таблицы);  локализовать исторические факты в пространстве и во времени;  определять историческую значимость событий, фактов в истории стран Древнего Востока;  составлять характеристику исторических процессов, проходивших в истории Древнего процессов на Древнем Востоке;  навыками устного выступления;  навыками анализа источников различного типа по истории Древнего Востока; владеть:  пониманием актуальности многоконцептуальной интерпретации исторической информации;  пониманием логики и тенденций развития цивилизаций Востока;  навыками анализа, обобщения и систематизации конкретных фактов;  ориентировочной основой действий для выделения признаков для характеристики исторических иметь опыт:  систематизации и презентации сложной исторической информации;  работы с историческими картами и хронологическими таблицами;  выделения тенденций и этапов исторического развития Востока в древности, роли отдельных Востока; стран и личностей в историческом процессе;  применения специальных методов исследования при анализе исторических фактов, конкретных исторических, источниковедческих, историографических проблем. Структура курса. Курс состоит из трех модулей: 1. Общие вопросы истории Древнего Востока. 2. Социально-экономическое и политическое развитие государств Древнего Востока. 3. Мировоззрение людей Древнего Востока. Дидактические единицы: 1. Историография истории Древнего Востока. 2. Территориальные и хронологические рамки истории Древнего Востока и основные понятия. 3. Генезис древневосточных государств. – 5 –
Стр.5
4. Политическое развитие государств Древнего Востока. 5. Социально-экономическое развитие государств Древнего Востока. 6. Особенности древневосточных государств. 7. Культура отдельных регионов Древнего Востока. 8. Религиозные тексты как источники по мировоззрению населения древневосточных государств. В рамках первого модуля студенты знакомятся с основными проблемами курса, историей изучения Древнего Востока, пространственными и хронологическими рамками истории Древнего Востока, осваивают умения составления понятий, преобразования информации в различные формы, работы с контурными картами. В дальнейшем эти умения используются при изучении двух других модулей, переходя на уровень навыков. Освоение первого модуля должно дать студентам общее представление о генезисе древневосточных государств, роли географического и этнического факторов в этом процессе, общих чертах социальной структуры древневосточных обществ. Наличие большого числа лекционных занятий в рамках первого модуля обусловлено тем, что дисциплина «История Древнего Востока» читается на первом курсе, когда у студентов еще не сформированы специальные умения по работе с исторической литературой. Второй модуль посвящен изучению особенностей политического и социально-экономического устройства древневосточных государств (Египта, государств Месопотамии, государств Индии и Китая), а также выявлению общих тенденций в их развитии. Студенты продолжают отработку умений, которые начали формироваться при изучении предыдущего модуля. В рамках этого раздела происходит первое знакомство с историческими источниками (в рамках тем «Законы Хаммурапи как источник по истории Вавилона», «Социальное устройство Древней Индии»), студенты осваивают азы источниковедческого анализа, которые будут использовать в рамках следующего модуля и остальных исторических курсов. В результате освоения этого модуля студенты должны научиться выделять общее и особенное в развитии государств Древнего Востока, что позволит им выделить тенденции их исторического развития. Изучение третьего, завершающего, модуля должно закрепить сформированные ранее умения через изучение особенностей мировоззрения населения стран Древнего Востока, культурного развития отдельных регионов. Значительную часть этого модуля занимает работа с очень специфическими историческими источниками – религиозными и философскими текстами (Торой, Авестой и древневосточными мифами). В рамках этого модуля проводится учебная конференция, посвященная мифологии Древнего Востока, что позволит начать формировать навыки публичного выступления с докладом по избранной теме. Результатом освоения этого модуля должно стать умение выделять особенности мировоззрения древневосточного человека из различных исторических источников. В совокупности с предыдущими модулями это должно привести к формированию умений преобразования большого объема исторической информации в логически последовательной форме. Объем курса составляет 144 часа, из которых 58 аудиторных (14 отводится на лекционные, 34 на семинарские и практические занятия, 10 часов на контроль самостоятельной работы), 86 часов – на самостоятельную работу студентов (из них 2 часа – минизачет). Курс изучается в рамках одного семестра. На лекционных занятиях разбираются наиболее общие вопросы курса – место истории Древнего Востока в мировой истории, историография Древнего Востока, общие процессы генезиса древневосточных государств, общая характеристика их социального устройства, культурного развития, освещаются основные вехи политического развития как «первичных», так и «вторичных» цивилизаций Древнего Востока. Лекции призваны дать общее представление об истории Древнего Востока, а также задать направление изучению отдельных вопросов в рамках семинарских и практических занятий. Именно поэтому большая часть лекций относится к первому модулю. В рамках семинарских занятий разбираются более частные вопросы, как правило, относящиеся к истории отдельных государств (за исключением семинаров первого модуля, где также рассматриваются общие вопросы). Помимо устных ответов в рамках семинаров от студентов требуется работать с контурными картами, составлять логические и структурные схемы, заполнять таблицы, составлять глоссарий и т.д. На практических занятиях студенты, как правило, работают с историческими источниками, осуществляя их внутреннюю и внешнюю критику и выделяя из них информацию по конкретным вопросам. Также практические занятия предполагают работу в группах, что является одним из вариантов интерактивной формы работы. Виды контроля: Текущий контроль включает в себя ответы на семинарских и практических занятиях, проверочные письменные контрольные работы (состоящие из тестов разного уровня и направленности и практических заданий) по окончании изучения модулей, составление схем, логических цепочек, сравнительных таблиц, заполнение контурных карт. Также предусмотрены два ва– 6 –
Стр.6
риативных задания – составление сравнительной таблицы по древневосточным империям и подготовка творческого выступления по мифологии Древнего Востока. Кроме того в качестве форм контроля присутствуют минизачет, проходящий в форме устного ответа на один из частных вопросов и выполнения одного практического задания, а также круглый стол, посвященный роли государства в истории Древнего Востока. Общие требования и критерии оценивания студентов на семинарских и практических занятиях: устный ответ на семинаре полнота, логичность, доказательность, осознанность знаний, владение терминами и понятиями, самостоятельность в интерпретации информации, опора на специальную литературу, работа с картами, схемами и таблицами 10–9 баллов – в ответе отражены основные концепции и теории по конкретному вопросу, студент опирается на специальную литературу, оперирует специальной терминологией, демонстрирует умения работы с картой и составления схем и таблиц. 8–7 баллов – в ответе рассмотрена одна концепция, изложенная в учебной литературе, студент оперирует специальной терминологией, испытывает затруднения при работе с картой, составлении схем и таблиц. 6–5 баллов – в ответе затронуты отдельные аспекты проблемы, студент нечетко использует терминологию, испытывает затруднения при работе с картой, составлении схем и таблиц. 4–1 балл – представлены отдельные компоненты содержания вопроса. 0 баллов – ответ отсутствует. работа в группе на практическом занятии участие в распределении обязанностей внутри группы, активная работа в группе, активное взаимодействие с другими группами, активное взаимодействие с преподавателем, логичность и доказательность в выступлении, использование дополнительных материалов 10–9 баллов – студент активно участвует в распределении обязанностей внутри группы, выполняет свои, вступает во взаимодействие с другими группами и преподавателем, выстраивает убедительный и доказательный ответ с привлечением дополнительных материалов. 8–7 баллов – студент выполняет свои обязанности в группе, взаимодействует с преподавателем, дополняет ответ своей группы. 6–5 баллов – студент выполняет свои обязанности внутри группы. 4–1 балл – студент частично выполняет свои обязанности в группе. 0 баллов – студент не выполняет свои обязанности в группе. Промежуточный контроль – экзамен в форме итогового тестирования, который сдается по результатам освоения трех модулей. Учебное пособие состоит из текстов лекций, методических рекомендаций по подготовке к семинарским и практическим занятиям и выполнению вариативных заданий, примерных вопросов и заданий для контрольных работ, вопросов минизачета, рекомендаций к круглому столу и приложений (контурных карт). В качестве общего приложения к пособию представлены некоторые алгоритмы определенных универсальных учебных действий, формируемых в рамках дисциплины. Студентам целесообразно обращаться к нему при затруднениях в выполнении семинарских занятий. При этом стоит помнить, что пособие не является заменой существующих учебников по курсу «История Древнего Востока» и хрестоматий. – 7 –
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически