Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Поэтому

0   0
Первый авторКржижановский Сигизмунд Доминикович
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID6941
Аннотация"Поэт не понимал поэтому"". ""Поэтому"" отвергало поэта. Отвергнутый положил: голову в ладони, локти на стол, ""поэтому"" меж локтей."""
Кому рекомендованоРассказы
Кржижановский, С.Д. Поэтому : Рассказ / С.Д. Кржижановский .— : [Б.и.], 1922 .— 9 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/6941 (дата обращения: 19.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ ПОЭТОМУ I Поэт не понимал "поэтому". <...> Не шевелясь, боясь толчком дыхания развеять шелест прорастающих строк, поэт внимал, окунув ухо в заоконную тьму. <...> Снял кольцо с левой руки, подумал, -- и вязкая, в радужных пятнах и разводах, лужа только рябью чуть повела и тотчас же одёрнула складки над канувшим жёлтым бликом. <...> Поэт застегнул пальто, как если бы боялся обронить и сердце, и ускорял шаги; тревожное предчувствие гналось за ним по пятам. <...> Чувствовал: холодные щипцы пошарили у сердца, отыскали, взяли в острый зажим, стиснулись. <...> Но перед тем, как повернуться лицом в стену, глянул на край стола: письмо лежало у края, как и прежде, в расстоянии полуметра от подушки. <...> Сквозь дрёму чудилось, будто что-то колючее и царапливое возится на груди, под левым соском, пробуя прогрызть кожу, потом просверлилось сквозь мускульные тяжи, втиснулось меж рёбер, всё глубже и ближе к сердцу. <...> Чьи-то стихи: На зыбких клавишах звучат шаги Весны: Вся в струнных шорохах, вся в завитушках трелей, - Идёт, -- и на пути синеют травы-сны И влажный снег с ветвей роняют ели. <...> В майском номере "Здравого Смысла" появилась сенсационная статья -- "Чернильные Осадки": в статье доказывалось, что "так называемые "поэты" присвоили себе лишь _имена_ вещей, самые вещи оставив здравомыслящим людям. <...> Привыкнув делать свои слова из чернильных капель, передвигать их толчками пера, без всякого усилия, куда и как угодно, поэты вселяют соблазн в других, даже не включённых в их преступный орден, людей: вернувшись из мирка слов в мир вещей, люди видят, что вещи -- тяжки, неподатливы, по сравнению со своими именами, и что перемещать их по путям земли куда труднее, чем чернильные капли по линейкам тетрадей. <...> Весьма прискорбно, - заключал критик, -- что чернильные дожди часто выпадают в нашей стране: от них всё, что не воздухом подбито, а стало крепко на земных корнях, увы, осуждено гнить и сгнить". <...> Старожилы <...>
Поэтому.pdf
Сигизмунд КРЖИЖАНОВСКИЙ ПОЭТОМУ I Поэт не понимал "поэтому". "Поэтому" отвергало поэта. Отвергнутый положил: голову в ладони, локти на стол, "поэтому" меж локтей: "...Пишу Вам в последний раз. Вы поэт и всё равно ничего не поймёте, поэтому возвращаю кольцо и слово, Ваша ("Ваша" -- перечёркнуто)М." Рядом с письмом на столе, жаля глаза, лежало свернувшееся жёлтой змейкой кольцо. "Поэтому", писанное тесно-сжатыми остроконечными буквами, не принимало -- ни кольца, ни поэта. Поэт же продолжал не понимать "поэтому". Закрыл глаза: исчезло. Открыл: опять _оно_. Болезненно шевельнув пальцами, поэт втолкнул "поэтому" в конверт; сверху притиснул книгой. Распахнул окно. Белесая ночь. Прямо против глаз -- чёрные и жёлтые окна. Будто бусины по чёточной нити, протянулись по извивам улицы круглые фонарные огни. Ночь не раз говорчива: постучит по камням колёсным ободом. Бросит. Породит звук спешного шага. Уведёт шаг прочь. Было тихо, но поэт, насторожившись, слушал. И отовсюду: и из близких близк, и из далёких далёк возникало поэту лишь слышимое шуршание. В шуршании, поначалу слиянном и внятном, вслушиваясь, можно было различить стальные прискрипы и шершавые шумы немолчно трущихся о скользкие поверхности каких-то остриев. Поэт знал: это были шумы мириад перьев и миллионов карандашных графитов, рыщущих по бумажным листам: по всей земле, и в близко и в далёке, за стёклами окон, за толщами стен, в полутьме и у жёлтых ламп и свеч -- писали, писали, писали. Не шевелясь, боясь толчком дыхания развеять шелест прорастающих строк, поэт внимал, окунув ухо в заоконную тьму. Это делалось слышимым, он знал, всегда перед тем, как... Пришло. Пальцы, будто сведенные спазмом, сжали меж ногтей дерево ручки. Перо, глотнув чернил, хищно ткнулось расщепом в тетрадь. На тетради -надпись: Сонеты Весне. Возникало: Поэт, о Музе не скорби: Она придёт. Она не... -по строчке дёргалось перо: за пером, еле поспевая, прыгал с буквы на букву глаз. Когда перо было уже во второй строчке, глаз ещё складывал: -- Поэт о Му...: "о" слиплось с "му" и подползло к "поэт": поэтому. Перо выпало из пальцев, и вместо предощущавшейся рифмы у конца второй строки кляпнулась клякса. -- Вздор, -- прошептал поэт и снова овладел пером. Но как он ни вслушивался в ночь, того, знакомого, таинственного, толкавшего в ритмы и рифмы шороха он больше не слыхал. Холодный и влажный воздух назойливо лип к лицу. Вдалеке взвыла пароходная труба. Поэт прикрыл окну створы. Разделся.Щёлкнул выключателем. -- Спать. II "Поэтому" лежало в левом кармане пальто. Глаза у поэта были наполнены, по самые ободки радужных оболочек, лучами -- бликами -- нимбами. Письмо забылось. Но, когда, прижавшись грудью к стволу сосны, поэт потянулся рукою к иглистой ветке, и вдруг -- острые буквы "поэтому", придавленные корою
Стр.1