Иван Андреевич Крылов. "Марфа-Посадница, или Покорение Новаграда"
------------------------------------------------------------------И.А.Крылов.
Сочинения в 2-х томах. Под наблюдением Н.Л.Степанова. Библиотека "Огонек". Изво
"Правда" Москва, 1969
Ocr Longsoft http://ocr.krossw.ru, май 2006
------------------------------------------------------------------(Драма
в трех действиях, напечатана в С.-Петербурге 1807 года)
"Актер г.Шушерин (изъясняет автор в своем предисловии), убедивший меня наскоро написать
сию драму, есть виновник ее порождения, а театр, обраковавший оную за единое ее содержание, есть
причина непоявления оной на сцену..." (И там же в конце): "Станок тиснул листы, мое дело окончено,
талант в продаже за семь гривен, и читателям остается теперь судить, стоит ли чернил произведение..."
Воспользуемся позволением сочинителя.
"Во время правления Марфы Новым-Городом царь Московский присылает Холмского с
воинством и требует, чтобы новгородцы ему покорились. Они, упорствуя, делают вылазку, проигрывают
сражение, и Холмский входит победителем в город". Вот содержание драмы. Я не говорю о переписке
Марфы с Казимиром, королем польским, и об умысле предать ему Новгород, ибо это в течение действия
не производит перемены, и даже если бы совсем о том упомянуто не было, то бы главное происшествие
ничего не потерпело, и участь Новгорода была бы та же.
Автор, желая украсить свое содержание, выводит Михаила и Димитрия, двух витязей
новгородских. Они оба ненавидят Марфу за ее властолюбие, и последний, сверх того, влюблен в дочь ее
Ксению. Сия ненависть и любовь обещали бы, повидимому, много театральных происшествий, но сии
витязи столь умеренны в своих страстях, что в продолжение всего представления остаются без всякого с
своей стороны действия, а особливо удивительно терпение Димитрия, при котором даже выдают его
любовницу за Мирослава, и он уже принужден отговориться нечаянным недугом и расслаблением, чтобы
не быть у жениха отцом посаженым. Редкий пример скромности в дурном человеке, каков Димитрий, что
он не открывается в своей любви ни матери, ни дочери, и даже соперник его не догадался о сей страсти.
Правда, что и Мирослав ему в скромности не уступает: от него ни слова не было слышно о Ксении, и
хотя Марфа в конце первого действия говорит, что она перед отшествием его на сражение вручит милый
ему дар, но из молчания сего любовника можно заключить, что он нимало не догадывается, о чем она
говорит. Марфа, однако же, не огорчаяся сим молчанием, во втором действии, перед тем как войску идти
на брань, ведет Мирослава к венцу с своею дочерью.
Скромен Димитрий, скромен Мирослав, но едва ли не обоих скромнее Ксения! В явлении, когда
Марфа намерена вручить ее Мирославу и, наперед испытывая сердце дочери, предлагает ей на выбор из
двух женихов или Димитрия, или Мирослава, - Ксения молчит. Марфа говорит, что она по многим
признакам догадывается о любви ее к Мирославу, - Ксения молчит. Марфа вручает ее Мирославу:
Ксения все молчит; наконец Ксению уводят в церковь - венчать, а она и уходя все-таки молчит.
Вот характеры Михаила, Димитрия и Ксении! Что касается до Марфы, то во всех чувствах автор
выводит ее героинею. Она поручает в сражении двух сыновей своих Михаилу, своему неприятелю, из
уважения к его добродетели; выдает дочь за безродного Мирослава для того только, что он исполнен
достоинств; поручает в правление посаднику Молинскому попечение о внутренней тишине Новгорода во
время битвы - словом, везде оказывает благородные и высокие чувства, которые, однако же, несколько
противоречат тому, что она в заговоре с Казимиром, чтобы предать ему своих сограждан новгородцев из
единого властолюбия, а такое противоречие в характере заставляет читателя любопытствовать, любовь
или ненависть хотели возбудить в нем к Марфе.
В третьем действии, по сравнению с двумя первыми, приметно более огня и движения. Ксения
сокрушается о супруге, находящемся на сражении; постепенно открывается, что войски новгородские
побеждены и рассеяны, и наконец они совершенно разбиты. Холмский входит в торжестве, покоря
Новгород. Марфа заколается; убиты из действующих лиц четыре: два сына Марфы, Мирослав и
Димитрий; тяжело ранен один - Михаил, да без вести пропал посадник Делинский, ибо в третьем
действии его нет, и автор не говорит, что с ним сделалось. Столь чрезвычайная потеря действующих лиц
приводит автора к необходимости оставить на сцене Холмского одного, который кончит драму.
Примечание:
Стр.1