Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611746)
Контекстум

Марфа-Посадница, или Покорение Новаграда

0   0
Первый авторКрылов Иван Андреевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID6899
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Крылов, И.А. Марфа-Посадница, или Покорение Новаграда : Статья / И.А. Крылов .— : [Б.и.], 1808 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6899 (дата обращения: 17.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иван Андреевич Крылов. <...> Во время правления Марфы Новым-Городом царь Московский присылает Холмского с воинством и требует, чтобы новгородцы ему покорились. <...> Они, упорствуя, делают вылазку, проигрывают сражение, и Холмский входит победителем в город". <...> Я не говорю о переписке Марфы с Казимиром, королем польским, и об умысле предать ему Новгород, ибо это в течение действия не производит перемены, и даже если бы совсем о том упомянуто не было, то бы главное происшествие ничего не потерпело, и участь Новгорода была бы та же. <...> Автор, желая украсить свое содержание, выводит Михаила и Димитрия, двух витязей новгородских. <...> Они оба ненавидят Марфу за ее властолюбие, и последний, сверх того, влюблен в дочь ее Ксению. <...> Сия ненависть и любовь обещали бы, повидимому, много театральных происшествий, но сии витязи столь умеренны в своих страстях, что в продолжение всего представления остаются без всякого с своей стороны действия, а особливо удивительно терпение Димитрия, при котором даже выдают его любовницу за Мирослава, и он уже принужден отговориться нечаянным недугом и расслаблением, чтобы не быть у жениха отцом посаженым. <...> Редкий пример скромности в дурном человеке, каков Димитрий, что он не открывается в своей любви ни матери, ни дочери, и даже соперник его не догадался о сей страсти. <...> Правда, что и Мирослав ему в скромности не уступает: от него ни слова не было слышно о Ксении, и хотя Марфа в конце первого действия говорит, что она перед отшествием его на сражение вручит милый ему дар, но из молчания сего любовника можно заключить, что он нимало не догадывается, о чем она говорит. <...> Марфа, однако же, не огорчаяся сим молчанием, во втором действии, перед тем как войску идти на брань, ведет Мирослава к венцу с своею дочерью. <...> Скромен Димитрий, скромен Мирослав, но едва ли не обоих скромнее Ксения! <...> В явлении, когда Марфа намерена вручить ее Мирославу и, наперед испытывая сердце <...>
Марфа-Посадница,_или_Покорение_Новаграда.pdf
Иван Андреевич Крылов. "Марфа-Посадница, или Покорение Новаграда" ------------------------------------------------------------------И.А.Крылов. Сочинения в 2-х томах. Под наблюдением Н.Л.Степанова. Библиотека "Огонек". Изво "Правда" Москва, 1969 Ocr Longsoft http://ocr.krossw.ru, май 2006 ------------------------------------------------------------------(Драма в трех действиях, напечатана в С.-Петербурге 1807 года) "Актер г.Шушерин (изъясняет автор в своем предисловии), убедивший меня наскоро написать сию драму, есть виновник ее порождения, а театр, обраковавший оную за единое ее содержание, есть причина непоявления оной на сцену..." (И там же в конце): "Станок тиснул листы, мое дело окончено, талант в продаже за семь гривен, и читателям остается теперь судить, стоит ли чернил произведение..." Воспользуемся позволением сочинителя. "Во время правления Марфы Новым-Городом царь Московский присылает Холмского с воинством и требует, чтобы новгородцы ему покорились. Они, упорствуя, делают вылазку, проигрывают сражение, и Холмский входит победителем в город". Вот содержание драмы. Я не говорю о переписке Марфы с Казимиром, королем польским, и об умысле предать ему Новгород, ибо это в течение действия не производит перемены, и даже если бы совсем о том упомянуто не было, то бы главное происшествие ничего не потерпело, и участь Новгорода была бы та же. Автор, желая украсить свое содержание, выводит Михаила и Димитрия, двух витязей новгородских. Они оба ненавидят Марфу за ее властолюбие, и последний, сверх того, влюблен в дочь ее Ксению. Сия ненависть и любовь обещали бы, повидимому, много театральных происшествий, но сии витязи столь умеренны в своих страстях, что в продолжение всего представления остаются без всякого с своей стороны действия, а особливо удивительно терпение Димитрия, при котором даже выдают его любовницу за Мирослава, и он уже принужден отговориться нечаянным недугом и расслаблением, чтобы не быть у жениха отцом посаженым. Редкий пример скромности в дурном человеке, каков Димитрий, что он не открывается в своей любви ни матери, ни дочери, и даже соперник его не догадался о сей страсти. Правда, что и Мирослав ему в скромности не уступает: от него ни слова не было слышно о Ксении, и хотя Марфа в конце первого действия говорит, что она перед отшествием его на сражение вручит милый ему дар, но из молчания сего любовника можно заключить, что он нимало не догадывается, о чем она говорит. Марфа, однако же, не огорчаяся сим молчанием, во втором действии, перед тем как войску идти на брань, ведет Мирослава к венцу с своею дочерью. Скромен Димитрий, скромен Мирослав, но едва ли не обоих скромнее Ксения! В явлении, когда Марфа намерена вручить ее Мирославу и, наперед испытывая сердце дочери, предлагает ей на выбор из двух женихов или Димитрия, или Мирослава, - Ксения молчит. Марфа говорит, что она по многим признакам догадывается о любви ее к Мирославу, - Ксения молчит. Марфа вручает ее Мирославу: Ксения все молчит; наконец Ксению уводят в церковь - венчать, а она и уходя все-таки молчит. Вот характеры Михаила, Димитрия и Ксении! Что касается до Марфы, то во всех чувствах автор выводит ее героинею. Она поручает в сражении двух сыновей своих Михаилу, своему неприятелю, из уважения к его добродетели; выдает дочь за безродного Мирослава для того только, что он исполнен достоинств; поручает в правление посаднику Молинскому попечение о внутренней тишине Новгорода во время битвы - словом, везде оказывает благородные и высокие чувства, которые, однако же, несколько противоречат тому, что она в заговоре с Казимиром, чтобы предать ему своих сограждан новгородцев из единого властолюбия, а такое противоречие в характере заставляет читателя любопытствовать, любовь или ненависть хотели возбудить в нем к Марфе. В третьем действии, по сравнению с двумя первыми, приметно более огня и движения. Ксения сокрушается о супруге, находящемся на сражении; постепенно открывается, что войски новгородские побеждены и рассеяны, и наконец они совершенно разбиты. Холмский входит в торжестве, покоря Новгород. Марфа заколается; убиты из действующих лиц четыре: два сына Марфы, Мирослав и Димитрий; тяжело ранен один - Михаил, да без вести пропал посадник Делинский, ибо в третьем действии его нет, и автор не говорит, что с ним сделалось. Столь чрезвычайная потеря действующих лиц приводит автора к необходимости оставить на сцене Холмского одного, который кончит драму. Примечание:
Стр.1