УДК 330(073)
ББК 65.01
Э40
Авторский коллектив:
Г. П. Журавлева — доктор экономических наук, профессор, заслу
женный деятель науки РФ (гл. 1–9, 10, 12, 13 §1, 3; 15 §4; 17, 26, 29, 30);
В. В. Громыко — доктор экономических наук, профессор (гл. 11 §3, 4;
13 §2; 14, 15 §1, 2, 3; 16, 19, 20, 21, 22, 23, 25 §1);
М. И. Забелина — кандидат экономических наук, доцент (гл. 25 §2, 3, 4);
Г. М. Лонская — кандидат экономических наук, доцент (гл. 17, 18);
Н. Н. Мильчакова — доктор экономических наук, доцент (гл. 28);
Н. В. Ракута — ст. преподаватель (гл. 24);
А. А. Угрюмова — кандидат экономических наук, доцент (гл. 30);
В. Г. Узунова — кандидат экономических наук, доцент (гл. 27);
Л. И. Шкалаберда — кандидат экономических наук, доцент (гл. 11 §1, 2).
Рецензенты:
В. С. Баженова — доктор экономических наук, профессор;
В. Я. Иохин — доктор экономических наук, профессор.
Э40
Экономическая теория. Микроэкономика1, 2. Мезоэконо
мика : учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ,
проф., дра экон. наук Г. П. Журавлевой. — 11е изд., стер. —
Москва : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»,
2022. — 934 с.
ISBN 9785394049088.
Учебник основан на достижениях экономической теории и прак
тики. Важное значение придается изучению категорий, законов,
форм и методов, среди которых проблемы рынка и рыночного ме
ханизма стоят на первом месте.
Подготовлен авторским коллективом кафедры экономической те
ории Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по экономическим
направлениям подготовки.
ISBN 9785394049088
© Колл. авторов, 2010
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2010
Стр.2
Содержание
Предисловие ............................................................................................................................................................... 9
Раздел I. Введение в экономическую òåîðèþ....................................................................... 15
Глава 1. Значение и состояние экономической теории
в современном мире ............................................................................................................................... 15
§ 1. Общая характеристика роли и значения
экономической теории в жизни общества ......................................................................... 16
§ 2. Эволюция взглядов ученых-экономистов на название
“ôóíäàìåíòà” экономической мысли ..................................................................................... 19
§ 3. Взаимосвязь экономической теории
с другими íàóêàìè. Экономическая политика ............................................................... 25
Глава 2. Генезис и основные этапы развития экономической теории ........ 30
§ 1. Истоки экономической науки: учения мыслителей
Древнего мира .............................................................................................................................................. 30
§ 2. Первые важнейшие экономические школы
мировой цивилизации ............................................................................................................................ 33
§ 3. Основные направления экономической мысли начала третьего
тысячелетия .................................................................................................................................................... 41
§ 4. Российская экономическая мысль как существенный вклад
в сокровищницу мировой экономической науки ......................................................... 47
Глава 3. Предмет и методология экономической теории .......................................... 64
§ 1. Предмет экономической теории
в трактовке различных экономических школ ............................................................... 64
§ 2. Методология экономической теории и ее специфика.
Уровни исследования экономики в экономической теории ............................... 72
§ 3. Экономические категории и законы.
Ключевые экономические понятия ......................................................................................... 82
Глава 4. Человек и среда его жизнедеятельности в мире экономики.
Экономические системы .................................................................................................................... 98
§ 1. Модели человека в экономической теории ..................................................................... 98
§ 2. Учение о среде жизнедеятельности человека ....................................................... 113
§ 3. Экономические системы общества:
ïîíÿòèå, содержание, классификация ............................................................................. 120
Раздел II. Теоретические проблемы микроэкономики
и мезоэкономики .................................................................................................................................... 137
À. Ìèêðîýêîíîìèêà-1 ................................................................................................................................. 139
Глава 5. Рынок и рыночная ýêîíîìèêà.................................................................................... 139
§ 1. Основные формы общественного хозяйства
и их ìîäåëè. Товарное (ðûíî÷íîå) хозяйство ............................................................. 140
3
Стр.3
§ 2. Множественность определений рынка.
Эволюция взглядов на ðûíîê. Рыночная экономика ............................................. 149
§ 3. Сущность ðûíêà: функции и роль в экономической системе ................... 158
§ 4. Типология рынка. Специфика вхождения России
в рыночную экономику ...................................................................................................................... 167
Глава 6. Структура и инфраструктура рынка:
сущность и основные ýëåìåíòû.............................................................................................. 177
§ 1. Многокритериальный характер системы
и структуры рынка ............................................................................................................................... 177
§ 2. Сущность, происхождение и основные элементы
инфраструктуры рынка ................................................................................................................... 182
§ 3. Биржи и их роль в рыночной экономике ...................................................................... 190
Глава 7. Экономические институты и собственность
в рыночной ýêîíîìèêå..................................................................................................................... 198
§ 1. Сущность экономических институтов
и их роль в системе рыночного хозяйства .................................................................... 198
§ 2. Собственность как экономическая
и юридическая категория. Теории собственности ................................................... 206
§ 3. Виды и формы собственности в современной ýêîíîìèêå............................... 210
§ 4. Разгосударствление и приватизация.
Опыт зарубежных стран и Ðîññèè......................................................................................... 221
Глава 8. Основные субъекты рыночной экономики .................................................... 231
§ 1. Домохозяйство и семья как субъекты
рыночной экономики. Семейный бюджет ......................................................................... 232
§ 2. Фирма (предприятие) как потребитель ресурсов
и поставщик готовой продукции. Организационноэкономические
формы предприятия ................................................................................... 253
§ 3. Основные формы хозяйственной деятельности: бизнес,
предпринимательство, коммерция, маркетинг, менеджмент .................... 261
§ 4. Государство как субъект рыночной системы
хозяйствования. Государственный сектор в экономике .................................... 264
Глава 9. Системообразующие элементы ðûíêà: товар и деньги .................... 270
§ 1. Товар и его ñâîéñòâà. Учение Ê. Маркса
о двойственном характере òðóäà, воплощенного в товаре .......................... 270
§ 2. Стоимость, ценность, полезность. Трудовая теория
стоимости и теория предельной ïîëåçíîñòè................................................................. 275
§ 3. Сущность денег, их концепции и функции. Закон денежного
обращения. Денежные системы ................................................................................................ 283
Глава 10. Рыночный ìåõàíèçì: ñóùíîñòü, ýëåìåíòû, законы рынка ........ 299
§ 1. Характеристика рыночного механизма
и важнейших законов рынка ....................................................................................................... 299
§ 2. Спрос и закон падающего ñïðîñà. Эластичность спроса ................................ 304
§ 3. Предложение и закон изменения предложения.
Эластичность предложения .......................................................................................................... 315
§ 4. Рыночное равновесие. Закон спроса и ïðåäëîæåíèÿ......................................... 322
4
Стр.4
Глава 11. Рыночный механизм: роль цены в обеспечении
рыночного равновесия ...................................................................................................................... 326
§ 1. Теория цены А. Маршалла. Равновесная цена,
цена спроса и цена предложения ............................................................................................ 326
§ 2. Определение равновесной цены в краткосрочном
и долгосрочном периодах. Теорема паутины.
Ценообразование в теории Ê. Маркса ................................................................................ 328
§ 3. Государственное регулирование цен в условиях
рыночной экономики ............................................................................................................................ 338
§ 4. Влияние налогов на уровень цен.
Распределение налогового бремени ..................................................................................... 342
Глава 12. Конкуренция и рыночная власть.
Антимонопольное регулирование ......................................................................................... 345
§ 1. Конкуренция: понятие и âèäû.
Эффективность конкурентных рынков ............................................................................. 345
§ 2. Монополия и олигополия. Рыночная власть ................................................................ 355
§ 3. Антимонопольное регулирование ......................................................................................... 367
Глава 13. Производство. Теория факторов производства
и распределения факторных доходов ............................................................................... 374
§ 1. Основные факторы ïðîèçâîäñòâà......................................................................................... 374
§ 2. Зависимость роста производства от использования факторов
производства ............................................................................................................................................... 381
§ 3. Теория факторных доходов
и их функциональное распределение ................................................................................ 398
Глава 14. Конкурентное поведение ôèðìû: издержки производства ....... 409
§ 1. Издержки производства: бухгалтерский
и экономический подходы .............................................................................................................. 409
§ 2. Издержки производства в краткосрочном периоде ............................................ 413
§ 3. Издержки производства в долгосрочном периоде. Издержки
производства и эффект масштаба .......................................................................................... 418
§ 4. Èçîêîñòà. Минимизация издержек производства. ................................................ 424
Глава 15. Индивидуальное воспроизводство: движение
ресурсов предприятия ....................................................................................................................... 429
§ 1. Капитал и капитальные вложения (èíâåñòèöèè).................................................. 429
§ 2. Движение инвестиционных ресурсов предприятия:
кругооборот капитала ......................................................................................................................... 434
§ 3. Оборот êàïèòàëà. Основной и оборотный капитал ................................................ 437
§ 4. Дисконтирование как метод оценки
инвестиционных проектов .............................................................................................................. 442
Глава 16. Альтернативные теории ôèðìû............................................................................ 444
§ 1. Традиционная теория ôèðìû: максимизация прибыли ................................. 444
§ 2. Менеджериальная теория фирмы:
максимизация дохода от продаж ............................................................................................ 445
5
Стр.5
§ 3. Теория максимизации роста ...................................................................................................... 447
§ 4. Поведенческие теории ôèðìû: теории множественности целей ........... 454
Глава 17. Факторы неопределенности в микроэкономике.
Теория ðèñêîâ............................................................................................................................................ 457
§ 1. Хозяйственный ðèñê: сущность и ïðè÷èíû................................................................ 457
§ 2. Виды потерь ............................................................................................................................................... 464
§ 3. Структура потерь и ôàêòîðû, их порождающие ................................................. 467
§ 4. Показатель риска и способы его îöåíêè. Кривая риска ................................. 471
§ 5. Методы управления рисками .................................................................................................... 478
Á. Ìèêðîýêîíîìèêà-2 ................................................................................................................................. 485
Глава 18. Теории поведения ïîòðåáèòåëÿ.............................................................................. 485
§ 1. Потребительское поведение и полезность товара ............................................... 485
§ 2. Кардиналистская теория потребительского поведения .................................. 487
§ 3. Рациональный выбор потребителя
в условиях неопределенности и риска ............................................................................... 496
§ 4. Ординалистская теория поведения потребителя ................................................... 497
§ 5. Эффект дохода и эффект замещения по Дж. Хиксу
и Е. Слуцкому. Выбор потребителя на основе анализа
характеристик элементов ïðîäóêòà. .................................................................................... 515
Глава 19. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции ........ 523
§ 1. Модели рыночной структуры ................................................................................................... 523
§ 2. Модель рынка совершенной конкуренции.
Ñïðîñ, предложение и доход конкурентной фирмы ........................................... 524
§ 3. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
Условия максимизации прибыли фирмы ........................................................................ 533
§ 4. Предложение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде ........................... 542
§ 5. Совершенная конкуренция и общественная эффективность ..................... 546
Глава 20. Поведение фирмы в условиях монополии .................................................. 551
§ 1. Монополия и ее современная модель ............................................................................... 551
§ 2. Поведение фирмы в условиях чистой монополии ................................................ 555
§ 3. Равновесие фирмы-монополиста
в краткосрочном и долгосрочном периодах ................................................................... 559
§ 4. Ценовая дискриминация ................................................................................................................ 562
§ 5. Монополия и îáùåñòâî. Регулирование естественной ìîíîïîëèè......... 565
Глава 21. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции ......... 573
§ 1. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции ......... 573
§ 2. Поведение фирмы в условиях олигополии. Модели сговора ...................... 578
§ 3. Модели олигополии: отсутствие сговора ....................................................................... 583
Глава 22. Ценообразование на рынке факторов производства:
рынок труда ................................................................................................................................................. 602
§ 1. Спрос и предложение на рынке факторов производства.
Равновесие фирмы на рынке факторов производства ...................................... 602
§ 2. Труд и цена труда ............................................................................................................................... 612
6
Стр.6
§ 3. Особенности формирования цены на рынке труда
в условиях совершенной конкуренции .............................................................................. 621
§ 4. Ценообразование на рынке труда
в условиях несовершенной конкуренции ........................................................................ 625
Глава 23. Ценообразование на рынке факторов производства:
рынок капитала и рынок çåìëè.............................................................................................. 630
§ 1. Êàïèòàë: традиционные и современные трактовки ........................................... 630
§ 2. Особенности ценообразования на рынке капитала .............................................. 641
§ 3. Земля и земельная рента .............................................................................................................. 650
§ 4. Особенности ценообразования на рынке земли ...................................................... 660
Глава 24. Неравенство äîõîäîâ. Перераспределение доходов ........................... 664
§ 1. Неравенство äîõîäîâ: ñóùíîñòü, ïðè÷èíû................................................................. 665
§ 2. Показатели неравенства доходов .......................................................................................... 669
§ 3. Теории социальной справедливости ................................................................................... 678
§ 4. Выбор между справедливостью и эффективностью ......................................... 687
§ 5. Перераспределение доходов: формы, методы,
результаты государственной политики ............................................................................. 699
Глава 25. Теория провалов ðûíêà.................................................................................................. 705
§ 1. Экстерналии (âíåøíèå ýôôåêòû) и их классификация ................................ 706
§ 2. Необходимость и способы нейтрализации внешних эффектов ................ 711
§ 3. Общественные и частные блага.
Равновесие Ý. Ëèíäàëÿ, модель Ê. Тибу ......................................................................... 715
§ 4. Асимметричная информация. Рынок «ëèìîíîâ» .................................................... 720
Глава 26. Роль государства в рыночной экономике.
“Ïðîâàëû” государства .................................................................................................................... 731
§ 1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе ......................................... 732
§ 2. Минимальные и максимальные функции государства ................................... 741
§ 3. Формы и инструменты государственного
воздействия на экономику ............................................................................................................. 758
§ 4. Теория общественного выбора и “ïðîâàëû” государства ............................. 761
Â. Мезоэкономика .......................................................................................................................................... 766
Глава 27. Агропромышленный комплекс как многоотраслевая
функциональная подсистема экономической ñèñòåìû.................................... 766
§ 1. Агропромышленный êîìïëåêñ: состав и структура ........................................... 766
§ 2. Агробизнес и организационные формы элементов
подсистемы агропромышленного комплекса ................................................................ 770
§ 3. Рыночный механизм функционирования агропромышленного
комплекса и тенденции его развития ................................................................................. 773
Глава 28. Топливно-энергетический комплекс —
важнейший элемент современной мезоэкономики .............................................. 777
§ 1. Топливно-энергетический êîìïëåêñ: ñóùíîñòü, структура ....................... 777
§ 2. Основные составляющие топливно-энергетического комплекса .......... 780
§ 3. Современная конъюнктура российского рынка топлива и энергии ....... 790
7
Стр.7
Глава 29. Экономика íàóêè, сферы образования и высшей школы ........... 795
§ 1. Экономика науки как самостоятельная отрасль
экономической теории ........................................................................................................................ 795
§ 2. Сфера образования. Место и роль высшей школы
в отечественной ýêîíîìèêå............................................................................................................ 801
§ 3. Концепция развития высшей школы при переходе к рыночной
экономике ....................................................................................................................................................... 810
Глава 30. Теоретические основы формирования
региональной ýêîíîìèêè................................................................................................................ 817
§ 1. Эволюция взглядов на региональную экономику
в экономической теории ................................................................................................................... 818
§ 2. Ðåãèîí: сущность и функции .................................................................................................... 823
§ 3. Современные проблемы региональной
экономической политики в мире и в Российской Федерации .................... 827
§ 4. Региональные особенности в функционировании
рыночных отношений .......................................................................................................................... 840
Приложение 1 .................................................................................................................................................... 844
Приложение 2 .................................................................................................................................................... 851
Приложение 3 .................................................................................................................................................... 901
Приложение 4 .................................................................................................................................................... 928
Литература ............................................................................................................................................................ 931
8
Стр.8