УДК 658.6
ББК 65.9(2)
Д21
Авторы:
Л. П. Дашков — заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор экономических наук, профессор;
О. В. Памбухчиянц — кандидат экономических наук, доцент.
Рецензенты:
О. А. Новиков — доктор экономических наук, профессор;
И. М. Синяева — доктор экономических наук, профессор.
Дашков Л. П.
Д21
Организация и управление коммерческой деятельностью:
Учебник для бакалавров / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. —
6е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»,
2023. — 398 с.
ISBN 9785394054310
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Фе
дерального государственного образовательного стандарта выс
шего образования.
С учетом современного опыта рассматриваются основные
этапы коммерческой деятельности в торговле, а также вопро
сы организации и технологии торговых процессов на предпри
ятиях оптовой и розничной торговли. Отдельные разделы учеб
ника посвящены транспортному обеспечению торговой деятель
ности и ее правовому регулированию.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направле
нию подготовки «Товароведение».
Подписано в печать 15.12.2022. Формат 60× 84 1/16.
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 25. Тираж 100 экз.
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
Тел.: 8 (495) 6681230, 8 (499) 1820158
Email: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru
ISBN 9785394054310
© Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В., 2015
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2015
403
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................... 9
Раздел I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ ............................................................................. 11
Глава 1. Основы организации товародвижения ................................................... 11
§ 1.1. Понятие и сущность товародвижения............................................................. 11
§ 1.2. Факторы, влияющие на процесс товародвижения.
Принципы и условия рационального построения процесса
товародвижения ...................................................................................................................... 13
Глава 2. Сущность и содержание коммерческой деятельности
в торговле...................................................................................................................................... 17
§ 2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности................................... 17
§ 2.2. Содержание коммерческой деятельности ................................................... 21
§ 2.3. Коммерческие службы торговых организаций....................................... 27
§ 2.4. Информационное обеспечение коммерческой деятельности ..... 30
§ 2.5. Коммерческая тайна и ее защита ....................................................................... 33
§ 2.6. Риски в коммерческой деятельности ............................................................... 36
Глава 3. Договоры в торговле............................................................................................... 39
§ 3.1. Понятие о сделках и договорах, их правовое регулирование ..... 39
§ 3.2. Порядок заключения и исполнения договоров ......................................... 43
§ 3.3. Порядок изменения и расторжения договора ........................................... 48
§ 3.4. Ответственность за нарушение договорных обязательств ........... 51
§ 3.5. Договоры, применяемые в торговле ................................................................. 54
§ 3.6. Договор куплипродажи, его содержание ................................................... 58
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ .................................................. 69
Глава 4. Организация коммерческой работы по оптовым
закупкам товаров ................................................................................................................... 69
§ 4.1. Значение и содержание закупочной работы.............................................. 69
§ 4.2. Особенности договора поставки, его содержание .................................. 72
3
Стр.3
§ 4.3. Закупка товаров на оптовых ярмарках .......................................................... 82
Глава 5. Организация коммерческой работы по продаже товаров ..... 86
§ 5.1. Сущность коммерческой работы по продаже товаров ..................... 86
§ 5.2. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров .......................... 87
§ 5.3. Методы оптовой продажи товаров .................................................................... 89
§ 5.4. Организация продажи товаров на оптовых рынках ............................ 91
§ 5.5. Организация продажи товаров
в магазинах “Кэш энд Керри”....................................................................................... 95
§ 5.6. Содержание коммерческой работы при розничной
продаже товаров. Особенности договора розничной
куплипродажи ....................................................................................................................... 96
Глава 6. Организация биржевой торговли и торговли
на аукционах .............................................................................................................................101
§ 6.1. Организация торговли на товарных биржах ........................................... 101
§ 6.2. Организация проведения аукционных торгов ........................................ 106
Глава 7. Формирование ассортимента и управление товарными
запасами на предприятиях торговли ..................................................................112
§ 7.1. Виды покупательского спроса и задачи его изучения .....................112
§ 7.2. Понятие об ассортименте товаров и их классификация ...............114
§ 7.3. Особенности формирования ассортимента товаров
в оптовой и розничной торговле ..............................................................................117
§ 7.4. Управление товарными запасами в торговле ........................................ 120
Глава 8. Формы сотрудничества в коммерческой деятельности ........123
§ 8.1. Франчайзинг ........................................................................................................................123
§ 8.2. Финансовая аренда (лизинг) ...................................................................................126
§ 8.3. Факторинг ..............................................................................................................................129
Глава 9. Реклама в коммерческой деятельности ..............................................132
§ 9.1. Сущность и значение рекламы в коммерческой
деятельности ............................................................................................................................132
§ 9.2. Классификация и характеристика средств современной
рекламы........................................................................................................................................ 134
§ 9.3. Эффективность торговой рекламы .................................................................146
Раздел III. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В ТОРГОВЛЕ...........................................................................................................................150
Глава 10. Транспорт в системе товародвижения..............................................150
4
Стр.4
§ 10.1. Назначение и характеристика основных видов транспорта ...150
§ 10.2. Договоры перевозки грузов ................................................................................. 154
§ 10.3. Организация транспортноэкспедиционной деятельности .....156
Глава 11. Организация перевозок грузов автомобильным
транспортом .............................................................................................................................159
§ 11.1. Общие правила перевозок грузов автомобильным
транспортом .............................................................................................................................159
§ 11.2. Особенности перевозки автотранспортом
скоропортящихся грузов ............................................................................................... 163
Глава 12. Организация перевозок грузов железнодорожным
транспортом .............................................................................................................................166
§ 12.1. Общие правила перевозок грузов железнодорожным
транспортом .............................................................................................................................166
§ 12.2. Особенности перевозки скоропортящихся грузов ...........................171
Глава 13. Организация перевозок грузов водным и воздушным
транспортом .............................................................................................................................173
§ 13.1. Организация перевозок грузов внутренним водным
транспортом .............................................................................................................................173
§ 13.2. Организация перевозок грузов морским транспортом................ 177
§ 13.3. Организация перевозок грузов воздушным транспортом ........180
Глава 14. Тара и тарные операции в торговле ...................................................182
§ 14.1. Роль упаковки и тары в торговотехнологическом
процессе .......................................................................................................................................182
§ 14.2. Классификация тары ................................................................................................184
§ 14.3. Характеристика основных видов и типов тары................................. 187
§ 14.4. Стандартизация, унификация и качество тары................................. 195
§ 14.5. Организация оборота тары в торговле ...................................................... 200
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ...................................................204
Глава 15. Оптовые торговые предприятия, их функции,
типы и виды .............................................................................................................................. 204
§ 15.1. Роль и функции оптовой торговли в системе
хозяйственных отношений ........................................................................................... 204
§ 15.2. Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе
товародвижения ....................................................................................................................207
5
Стр.5
Глава 16. Классификация, устройство и планировка товарных
складов ..........................................................................................................................................210
§ 16.1. Назначение и функции складов, их классификация ......................210
§ 16.2. Виды складских помещений и их планировка .....................................213
§ 16.3. Техникоэкономические показатели работы
товарных складов .................................................................................................................216
Глава 17. Организация и технология складских операций ......................219
§ 17.1. Содержание складского технологического процесса
и принципы его организации .....................................................................................219
§ 17.2. Организация и технология операций по поступлению
товаров на склад ....................................................................................................................221
§ 17.3. Организация и технология приемки товаров по количеству
и качеству ...................................................................................................................................224
§ 17.4. Технология хранения товаров на складе .................................................. 234
§ 17.5. Организация и технология отпуска товаров со склада ................ 236
Глава 18. Организация и технология товароснабжения розничных
торговых предприятий....................................................................................................240
§ 18.1. Сущность и принципы организации товароснабжения ..............240
§ 18.2. Формы и методы товароснабжения .............................................................242
§ 18.3. Организация централизованной доставки товаров
на розничные торговые предприятия .................................................................243
Раздел V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ........................................... 247
Глава 19. Розничная торговая сеть ................................................................................247
§ 19.1. Классификация и функции розничных торговых
предприятий ............................................................................................................................247
§ 19.2. Специализация и типизация розничных торговых
предприятий ............................................................................................................................252
Глава 20. Устройство и основы технологических планировок
магазинов .....................................................................................................................................262
§ 20.1. Классификация торговых зданий и сооружений
и требования, предъявляемые к ним ..................................................................262
§ 20.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина ..........................................264
§ 20.3. Устройство и планировка торгового зала магазина ....................... 267
Глава 21. Организация торговотехнологического процесса
в магазине и обслуживания покупателей.......................................................275
6
Стр.6
§ 21.1. Содержание торговотехнологического процесса
в магазине.................................................................................................................................... 275
§ 21.2. Операции по поступлению и приемке товаров в магазине .....279
§ 21.3. Организация и технология хранения товаров
в магазине.................................................................................................................................... 281
§ 21.4. Технология предварительной подготовки товаров
к продаже .................................................................................................................................... 285
§ 21.5. Товарные потери в магазине .............................................................................. 286
§ 21.6. Размещение и выкладка товаров в торговом зале .......................... 287
§ 21.7. Организация и технология розничной продажи товаров ...........294
§ 21.8. Услуги розничной торговли ................................................................................299
§ 21.9. Внемагазинные формы продажи товаров ............................................... 302
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ ............. 308
Глава 22. Управление торговотехнологическим процессом и
организация труда на предприятиях оптовой торговли ....................308
§ 22.1. Организация управления торговотехнологическим
процессом на складе ..........................................................................................................308
§ 22.2. Структура аппарата склада и функции его работников ...........314
§ 22.3. Организация труда складских работников ............................................316
§ 22.4. Формы организации труда на предприятиях торговли..............320
Глава 23. Управление торговотехнологическим процессом
и организация труда в магазине .............................................................................. 322
§ 23.1. Организация управления торговотехнологическим
процессом в магазине........................................................................................................322
§ 23.2. Организация труда работников магазина ............................................... 325
§ 23.3. Разделение и кооперация труда работников
предприятий розничной торговли ........................................................................328
§ 23.4. Совмещение профессий и функций торговых работников ...... 331
§ 23.5. Режим работы и условия труда в магазине ..........................................333
§ 23.6. Организация материальной ответственности в магазине ......... 336
Раздел VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...............................................................................340
Глава 24. Государственное регулирование торговли ...................................340
§ 24.1. Значение и методы государственного регулирования
торговой деятельности ....................................................................................................340
7
Стр.7
§ 24.2. Нормативная правовая база по регулированию
отношений в сфере торговли .....................................................................................342
§ 24.3. Государственный контроль в торговле .....................................................345
Глава 25. Защита прав потребителей
и правила продажи товаров .......................................................................................348
§ 25.1. Защита прав потребителей при продаже им товаров
и оказании связанных с этим услуг ....................................................................... 348
§ 25.2. Правила продажи отдельных видов товаров .......................................366
§ 25.3. Правила продажи алкогольной и табачной продукции..............371
§ 25.4. Правила продажи товаров по образцам .................................................. 375
§ 25.5. Правила комиссионной торговли непродовольственными
товарами ......................................................................................................................................380
§ 25.6. Правила продажи товаров дистанционным способом..................386
Глава 26. Пожарная безопасность и санитарные правила
предприятий розничной торговли ........................................................................390
§ 26.1. Правила пожарной безопасности торговых предприятий .......390
§ 26.2. Санитарные правила торговых предприятий .....................................393
ПРИЛОЖЕНИЕ ...........................................................................................................................397
8
Стр.8