УДК 339.18
ББК 65.291.82
Б16
Авторы:
Ю. К. Баженов — доктор экономических наук, профессор; член Союза журналистов
г. Москвы, почетный работник высшего профессионального образования
РФ, действительный член Международной академии информатизации при ООН;
А. Ю. Баженов — предприниматель, разработчик Методических рекомендаций
для широкого круга предпринимателей.
Рецензенты:
К. В. Балдин — доктор экономических наук, профессор, МИРЭА —Российский
технологический университет;
О. А. Новиков — доктор экономических наук, профессор, РГГУ.
Баженов, Ю. К.
Б16
Коммерческая деятельность : учебник / Ю. К. Баженов,
А. Ю. Баженов ; под ред. д.э.н., проф. Л. П. Дашкова. — 3-е изд. —
Москва : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»,
2023. — 286 с.
ISBN 978-5-394-05388-7.
В учебнике определены место и роль коммерческой деятельности
в системе формирования рынка потребительских товаров.
Раскрыты составные элементы коммерческой деятельности:
изучение спроса населения, формирование и регулирование товарного
ассортимента, управление товарными запасами, коммерческие
связи с поставщиками и покупателями, организация продажи товаров
и оказания услуг покупателям, осуществление финансовых
расчетов между покупателями и продавцами.
Особое внимание уделено вопросам коммерческой информации
и ее защиты, способам нейтрализации и снижения коммерческих
рисков, характеристике особенностей интеллектуальной собственности
коммерческих организаций.
Элементы коммерческой деятельности, представленные
в учебнике, ранее не излагались и не использовались в прошлой
практике в силу отсутствия в этом необходимости.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по
направлениям подготовки «Торговое дело», «Менеджмент», «Экономика»,
аспирантов и преподавателей вузов, а также для руководителей
и специалистов коммерческих организаций и предприятий.
ISBN 978-5-394-05388-7
2
© Баженов Ю. К., Баженов А. Ю., 2018
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Раздел 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности
хозяйствующих субъектов торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.1. Понятие предпринимательской деятельности . . . . . . . . . . . 10
1.2. Сущность, содержание и функции коммерческой
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Организационно-правовые аспекты коммерческой
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Глава 2. Государственное регулирование рынка
и коммерческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1. Цель и принципы государственного регулирования . . . . 21
2.2. Методы государственного регулирования
товарного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.3. Основные понятия антимонопольного регулирования
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.4. Средства антимонопольного регулирования рынка . . . . . 33
Глава 3. Изучение спроса населения на товары как основа
коммерческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.1. Покупательский спрос: понятие, условия и факторы,
влияющие на его формирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.2. Методы изучения покупательского спроса . . . . . . . . . . . . . . 39
3.3. Оценка конъюнктуры рынка потребительских товаров . . . . 43
Глава 4. Коммерческая информация и ее защита. . . . . . . . . . . . . . . . 47
4.1. Понятие и виды информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
4.2. Коммерческая информация и ее составляющие . . . . . . . . . 50
3
Стр.3
4.3. Информационное обеспечение коммерческой
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
4.4. Коммерческая тайна и ее защита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
4.5. Зарубежная практика защиты коммерческой тайны. . . . 66
4.6. Коммерческая разведка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Глава 5. Средства индивидуализации торговых предприятий
и товаров — интеллектуальная собственность коммерческой
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
5.1. Понятие и особенности интеллектуальной
собственности. Законодательное регулирование . . . . . . . . . . . . 73
5.2. Современные средства индивидуализации
предприятий. Фирменное наименование и коммерческое
обозначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
5.3. Виды товарных знаков и условия их использования . . . . 84
5.4. Особенности и роль собственных (частных) торговых
марок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Глава 6. Риски в коммерческой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
6.1. Понятие риска как экономической категории . . . . . . . . . . . 100
6.2. Теоретические положения о рисках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
6.3. Классификация коммерческих рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
6.4. Факторы, влияющие на уровень коммерческого риска . . . . 116
6.5. Методы нейтрализации и снижения рисков. . . . . . . . . . . . . 119
6.6. Страхование коммерческих рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Глава 7. Расчеты в коммерческой деятельности торговых
предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
7.1. Организация кассовых операций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
7.2. Прием и выдача наличных денег. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
7.3. Проведение наличных расчетов на предприятиях. . . . . . 138
7.4. Формы безналичных расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Глава 8. Формирование коммерческих связей для работы
с поставщиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
8.1. Источники поступления товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
4
Стр.4
8.2. Понятие коммерческих связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
8.3. Выбор поставщиков потребительских товаров. . . . . . . . . . 151
Глава 9. Договоры в коммерческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . 153
9.1. Виды и характеристика договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
9.2. Содержание договора поставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
9.3. Порядок заключения и расторжения договора
поставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Глава 10. Коммерческая деятельность по оптовой продаже
товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
10.1. Сущность коммерческой деятельности по оптовой
продаже товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
10.2. Формы и методы оптовой продажи товаров. . . . . . . . . . . . 173
10.3. Организаторы торгового (оптового) оборота . . . . . . . . . . . 176
10.4. Услуги оптовых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Глава 11. Организация биржевой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
11.1. Сущность и роль биржевой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
11.2. Управление товарной биржей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
11.3. Организация торговых операций на бирже . . . . . . . . . . . . 188
Глава 12. Коммерческая деятельность на оптовых ярмарках
и рынках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
12.1. Предмет, структура и классификация оптовых
ярмарок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
12.2. Организация работы оптовых ярмарок . . . . . . . . . . . . . . . . 195
12.3. Организация работы оптового продовольственного
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Глава 13. Организация аукционных торгов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
13.1. Сущность и организационные формы аукционов. . . . . . 204
13.2. Классификация аукционов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
13.3. Порядок проведения аукционных торгов. . . . . . . . . . . . . . . 209
Глава 14. Организация выставочной деятельности . . . . . . . . . . . . 214
14.1. Сущность и значение выставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
14.2. Классификация выставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
14.3. Предпосылки участия в выставках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
5
Стр.5
14.4. Выбор соответствующей выставки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
14.5. Контроль работы выставочного стенда . . . . . . . . . . . . . . . . 223
Глава 15. Розничная продажа как элемент коммерческой
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
15.1. Сущность и особенности коммерческой деятельности
по розничной продаже товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
15.2. Формы розничной торговли и методы торгового
обслуживания покупателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
15.3. Методы стимулирования продажи товаров
в розничной торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
15.4. Услуги в розничной торговле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
15.5. Правила продажи товаров и обслуживание
покупателей в магазинах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Глава 16. Формирование и регулирование ассортимента
товаров на торговых предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
16.1. Понятие и классификация ассортимента товаров . . . . . 250
16.2. Формирование ассортимента товаров
на предприятиях оптовой торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
16.3. Формирование товарного ассортимента
на предприятиях розничной торговли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
16.4. Товарные категории ассортимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
16.5. Методы АBC- и XYZ-анализа ассортимента
товаров торгового предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
16.6. Регулирование ассортимента товаров — основа
управления доходностью предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Глава 17. Управление товарными запасами как ресурсами
коммерческой деятельности торговых предприятий . . . . . . . . . . . 276
17.1. Сущность, назначение и эффективное использование
товарных запасов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
17.2. Управление товарными запасами и коммерческие
решения по их нормализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
6
Стр.6