Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Инновационный менеджмент (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБеляев Ю. М.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц219
ID688963
АннотацияВ учебнике приведены модели инновационного развития, проанализирована цикличность инновационных процессов в контексте как исторических, общественных, так и природных, физических процессов; приведена подробная структура инновационного процесса, определены этапы маркетинга; даны основные понятия об объектах интеллектуальной собственности, их коммерциализации; приведены принципы венчурного инвестирования; описаны новые перспективные инновационные структуры; сформулирована стратегия создания и развития эффективного инновационного менеджмента в стране.
Кем рекомендованоУполномоченным учреждением Министерства образования и науки РФ — Государственным университетом управления в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» (квалификация «бакалавр»)
Кому рекомендованоРекомендовано федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» (уровень бакалавриата)
ISBN978-5-394-04782-4
УДК338.2
ББК65.291.551-21
Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент : учебник / Ю.М. Беляев .— 4-е изд., стер. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2022 .— 219 с. — (Учебные издания для бакалавров) .— ISBN 978-5-394-04782-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/688963 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Инновационный_менеджмент.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Инновационный_менеджмент.pdf
УДК 338.2 ББК 65.291.55121 Б44 пондент РАЕН. Автор: Ю.М. Беляев — доктор экономических наук, профессор, членкоррес Рецензенты: В.Ф. Лазовский — доктор экономических наук, профессор; Р.А. Попов — доктор экономических наук, профессор. Беляев Ю. М. Б44 Инновационный менеджмент: Учебник для бакалав ров / Ю. М. Беляев. — 4е изд., стер. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 218 с. ISBN 9785394047824 В учебнике приведены модели инновационного развития, проанализирована цикличность инновационных процессов в кон тексте как исторических, общественных, так и природных, физи ческих процессов; приведена подробная структура инновацион ного процесса, определены этапы маркетинга; даны основные по нятия об объектах интеллектуальной собственности, их коммер циализации; приведены принципы венчурного инвестирования; описаны новые перспективные инновационные структуры; сфор мулирована стратегия создания и развития эффективного инно вационного менеджмента в стране. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлени ям подготовки «Экономика» и «Менеджмент». Подписано в печать 20.09.2021. Формат 6084 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 13,75. Тираж 100 экз. Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732 Тел.: 8 (495) 6681230, 8 (499) 1820158 Email: sales@dashkov.ru — отдел продаж; office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru ISBN 9785394047824 2 © Беляев Ю. М., 2012 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2012
Стр.2
Содержание Предисловие ......................................................................................................................................... 7 Глава 1. Инновационный менеджмент, процесс: основные определения................................................................................................................................ 12 1.1 Основные понятия и определения .......................................................................... 12 1.2 Классификация инноваций, роль объектов интеллектуальной собственности ............................................................................................................................ 13 1.3 Структура инновационного процесса................................................................... 15 Рекомендуемая литература ................................................................................................. 22 Контрольные вопросы и задания ..................................................................................... 22 Глава 2. Тенденции, разновидности, основные модели развития инновационных процессов.............................................................................................. 23 2.1 Основные модели и эволюция инновационных процессов ................. 23 2.2 Циклические закономерности в экономике, цикличность непрерывного инновационного развития .......................................................... 28 Рекомендуемая литература ................................................................................................. 34 Контрольные вопросы и задания ..................................................................................... 34 Глава 3. Организация инновационного менеджмента: особенности структуры и организационных форм ................................................................... 35 3.1 Основные организационные формы предприятий инновационного менеджмента .................................................................................... 35 3.1.1 Венчурные фирмы .................................................................................................... 36 3.1.2 Венчурные банки и фонды ................................................................................. 38 3.1.3 Фирмыэксплеренты .............................................................................................. 40 3.1.4 “Бизнесангелы” как финансовые партнеры .................................... 42 3.1.5 Фирмыпатиенты, виоленты и коммутанты....................................... 45 3.1.6 Голокластер как инновационная форма финансовопромышленной группы ....................................................................... 47 3.2 Организация инновационного менеджмента на производственном предприятии ....................................................................... 50 3
Стр.3
Рекомендуемая литература ................................................................................................. 52 Контрольные вопросы и задания ..................................................................................... 52 Глава 4. Разработка программ и проектов нововведений........................... 54 4.1 Структура бизнесплана инновационного проекта ................................. 55 4.2 Критические технологии, федеральные программы развития новых технологий ................................................................................................................... 60 4.3 Управление инновационным проектом .............................................................. 63 4.4 Анализ и оценка эффективности проектов: методы и система показателей ................................................................................................................................. 69 4.4.1 Разновидности и масштабы систем показателей оценки эффективности проектов ............................................ 69 4.4.2 Методы анализа и оценки эффективности проектов ................. 71 4.4.3 Система универсальных показателей для оценки эффективности проекта ..................................................................... 76 4.5 Методы и приемы снижения рисков инновационных проектов ... 79 Рекомендуемая литература ................................................................................................. 82 Контрольные вопросы и задания ..................................................................................... 83 Глава 5. Прогнозирование в инновационном менеджменте ...................... 84 5.1 Методы и приемы прогнозирования в инновационном процессе .... 84 5.2 Функциональностоимостной анализ .................................................................. 89 5.3 Маркетинг инноваций: анализ и обеспечение спроса ............................ 93 5.4 Договор на создание научнотехнической продукции .......................... 98 Рекомендуемая литература ................................................................................................. 99 Контрольные вопросы ............................................................................................................... 99 Глава 6. Интеллектуальная собственность как составляющая фундамента инновационного процесса .............................................................101 6.1 Интеллектуальная собственность: общие понятия, основные разделы .........................................................................................................................................101 6.2 Авторское право и смежные права ......................................................................106 6.2.1 Авторское право ........................................................................................................106 6.2.2 Смежные права ..........................................................................................................110 6.3 Патентное право ................................................................................................................... 111 6.4 Знаки индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции ..............................................................................115 6.4.1 Товарные знаки и знаки обслуживания ............................................... 115 6.4.2 Фирменное наименование ................................................................................120 4
Стр.4
6.4.3 Наименование места происхождения товара ..................................121 6.4.4 Коммерческое обозначение .............................................................................121 6.5 Нетрадиционные виды интеллектуальной собственности ..............121 6.5.1 Селекционное достижение ...............................................................................122 6.5.2 Топологии интегральных микросхем ...................................................... 122 6.5.3 Секрет производства (ноухау) ....................................................................122 6.5.4 Единая технология .................................................................................................. 123 6.5.5 Научное открытие и рационализаторское предложение — “забытые ретрообъекты” ИС ..........................................124 6.6 Лицензионный договор, виды патентных лицензий и платежей ................................................................................................................................. 125 6.7 Введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот .....................................................................................................129 Рекомендуемая литература ............................................................................................... 132 Контрольные вопросы и задания ...................................................................................132 Глава 7. Стратегическое управление созданием и развитием эффективного инновационного менеджмента ............................................134 7.1 Стратегические направления обеспечения устойчивого инновационного развития .............................................................................................134 7.1.1 Правовое направление инновационной стратегии ......................134 7.1.2 Инвестиционное направление инновационной стратегии ....137 7.1.3 Организационное направление инновационного развития . 138 7.1.4 Социальноэкономическое направление .............................................139 Рекомендуемая литература ............................................................................................... 146 Контрольные вопросы и задания ...................................................................................146 Глава 8. Инновационный менеджмент в роли антикризисного управления ................................................................................................................................148 8.1 Инновационная деятельность на стадии предупреждения и профилактики кризиса............................................................................................... 148 8.2 Инновационный менеджмент в кризисной ситуации .......................... 151 8.3 Посткризисная деятельность по обеспечению развития ..................155 Глава 9. Информационнометодические материалы ...................................158 Глава 10. Программа самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения .................................................................................................. 163 5
Стр.5
10.1 Вопросы для подготовки рефератов, докладов (универсальные для всех тем) ..................................................................................163 10.2 Варианты учебных заданий для студентов заочной формы обучения .......................................................................................................................................164 10.3 Деловая игра “Мозговой штурм” ........................................................................166 10.4 Конкретные ситуации ...................................................................................................168 Глава 11. Формы контроля знаний ...............................................................................174 11.1 Перечень контрольных вопросов к экзамену (зачету) .....................174 11.2 Примерный перечень тем для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) .....................................................176 11.3 Тесты по курсу “Инновационный менеджмент” ...................................178 11.4 Примерная тематика курсовых работ по дисциплине “Инновационный менеджмент” ...............................................................................184 11.5 Тематика выпускных квалификационных работ по инновационному менеджменту ......................................................... 186 Глава 12. Методические указания ................................................................................190 12.1 Указания по подготовке рефератов (докладов) и курсовых работ ..................................................................................................................190 12.2 Указания по подготовке контрольных работ (заочная форма обучения) ............................................................................................191 12.3 Указания по подготовке выпускных (дипломных) работ ...............192 Глоссарий ........................................................................................................................................... 194 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.