Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Маркетинг и брендинг северных территорий: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСидоровская Татьяна Викторовна
АвторыВоловик Ольга Анатольевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц130
ID686129
АннотацияРаскрыты теоретические основы территориального маркетинга и брендинга, особенности применения маркетинговых технологий в отношении такого специфического объекта, как территория, с целью повышения конкурентоспособности, инвестиционной и туристской привлекательности и устойчивого развития, приведены конкретные примеры использования инструментов продвижения и позиционирования с учетом специфики северных регионов.
Кому рекомендованоПредназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент», а также для широкого круга специалистов-практиков, интересующихся развитием и продвижением территорий
ISBN978-5-261-01273-3
Сидоровская, Т.В. Маркетинг и брендинг северных территорий: учебное пособие / О.А. Воловик; Т.В. Сидоровская .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2017 .— 130 с. — ISBN 978-5-261-01273-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/686129 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Маркетинг_и_брендинг_северных_территорий_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Т.В. Сидоровская, О.А. Воловик Маркетинг и брендинг северных территорий Учебное пособие Архангельск САФУ 2017
Стр.1
УДК 339.138(470.1/.2)(075) ББК 65.291.34я73 С347 Рецензенты: Курченков Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» Степанова Вера Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) университет имени М.В. Ломоносова» Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом САФУ имени М.В. Ломоносова Сидоровская, Т.В. С347 Маркетинг и брендинг северных территорий: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.В. Сидоровская, О.А. Воловик; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, – Электронные текстовые данные. – Архангельск, 2017. – 130 с. ISBN 978-5-261-01273-3 Раскрыты теоретические основы территориального маркетинга и брендинга, особенности применения маркетинговых технологий в отношении такого специфического объекта, как территория, с целью повышения конкурентоспособности, инвестиционной и туристской привлекательности и устойчивого развития, приведены конкретные примеры использования инструментов продвижения и позиционирования с учетом специфики северных регионов. Предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент», а также для широкого круга специалистов-практиков, интересующихся развитием и продвижением территорий. ISBN 978-5-261-01273-3 Издательский дом им. В.Н. Булатова САФУ 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д.56 © Сидоровская Т.В., Воловик О.А, 2017 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2017 2
Стр.2
Оглавление Введение ................................................................................................................... 4 Глава 1 Территориальный маркетинг как современная концепция управления территорией ............................................................................................................. 7 1.1 Сущность, цели и задачи территориального маркетинга .......................... 7 1.2 Элементы комплекса маркетинга территорий и маркетинговая среда .. 14 1.3 Оценка конкурентной среды и конкурентоспособности территории .... 21 1.4 Региональный маркетинг как инструмент регионального управления . 32 Контрольные вопросы и задания ..................................................................... 37 Глава 2 Сегментирование рынка и позиционирование территории ................ 40 2.1 Сегментирование рынка, целевые группы потребителей ....................... 40 2.2 Миссия, видение и цели развития региона ............................................... 44 2.3 Концепция позиционирования региона ..................................................... 45 2.4 Позиционирование территорий в сети Интернет ..................................... 61 Контрольные вопросы и задания ..................................................................... 68 Глава 3 Брендинг территорий .............................................................................. 70 3.1 Сущность, цели и задачи брендинга территорий ..................................... 70 3.2 Национальный брендинг ............................................................................. 78 3.3 Брендинг территории как процесс ............................................................. 82 3.4 Брендинг городов и регионов ..................................................................... 89 Контрольные вопросы и задания ................................................................... 102 Глава 4 Основные направления территориального маркетинга .................... 106 4.1 Развитие инфраструктуры......................................................................... 106 4.2 Маркетинг достопримечательностей ....................................................... 110 4.3 Маркетинг событий ................................................................................... 114 4.4 Маркетинг имиджа .................................................................................... 118 4.5 Информационный маркетинг региона ..................................................... 120 Контрольные вопросы и задания ................................................................... 122 Список рекомендуемой литературы .................................................................. 125 3
Стр.3
Введение В современных условиях понятия «территориальный маркетинг» и «маркетинг территорий», «позиционирование территорий», «бренд территории», «брендинг территорий», «имидж территорий» стали чрезвычайно популярными в отечественной научной литературе, не только среди исследователей и специалистов по маркетингу, но представителей органов государственного и муниципального управления. Активный интерес к данной тематике не случаен, так как сегодня во всем мире территории втянуты в напряженную конкурентную борьбу за ограниченные ресурсы, территории становятся продуктом (товаром), который следует продвигать на внутренних и внешних потребительских рынках. Анализ содержания современных работ (учебной литературы, монографий, научных публикаций и т.п.) по данной тематике позволил сделать вывод, что в настоящее время теоретически оформляются две концепции управления территориальным развитием: маркетинг и брендинг территорий. Концепция маркетинга территории представляет собой область научных исследований и практической деятельности, для которой объектом приложения маркетинговых усилий является некоторое место (территория), имеющее географические границы, а предметом – привлекательность этого места для различных целевых групп потребителей. Категориальный аппарат концепции брендинга территорий как наиболее эффективного инструмента (или технологии) маркетинга территории в настоящее время активно формируется. Попытки создания территориального бренда в целях продвижения своих уникальных преимуществ, улучшения имиджа в глазах потребителей наблюдаются во многих территориальных образованиях. Брендинг территории рассматривается как процесс осознанного и целенаправленного формирования бренда, то есть, поиска, выражения и развития местной идентичности, а также представления ее в ярких, взаимосвязанных образах, привлекательных для целевых аудиторий. Использование маркетинговых инструментов в стратегическом развитии территорий получает широкое распространение, позволяя территориям повышать уровень конкурентоспособности в борьбе за привлечение инвестиций, человеческого капитала, туристов и расширение рынков сбыта своей продукции. Как отмечает профессор Д. П. Фролов: «регион без маркетинговой стратегии – слабо структурированный конгломерат локализованных в административных границах активов, 4
Стр.4
отягощенный социальными обязательствами»1. Следовательно, для поступательного и эффективного развития территории необходимо иметь научно обоснованную стратегию развития с четким пониманием конечных целей и механизмов их достижения. Однако, при подготовке региональных программ социально-экономического развития используется лишь малая часть инструментов маркетинга, не всегда представлены показатели эффективности соответствующих мероприятий. Учебное пособие дает возможность познакомиться с концепциями и результатами исследований зарубежных и отечественных специалистов в сфере маркетинга и брендинга территорий, таких как С. Анхольт, Д.В. Башмаков, И.С. Важенина, Д.В. Визгалов, С.К. Волков, Б.М. Гринчель, К. Динни, В.А. Дубейковский, Л.Г. Кирьянова, Ф. Котлер, А.П. Панкрухин, Т.В. Сачук и др. Предлагаемое учебное пособие состоит из введения, четырех глав, каждая из которых включает теоретический блок с практическими примерами, контрольными вопросами, практическими заданиями и кейсами, и списка рекомендуемой литературы. В первой главе «Территориальный маркетинг как современная концепция управления территорией» раскрыты сущность, цели и задачи территориального маркетинга, элементы комплекса маркетинга территорий, маркетинговая среда, методы оценки конкурентной среды и конкурентоспособности территорий, особенности регионального маркетинга как инструмента управления. Вторая глава «Сегментирование рынка и позиционирование территории» посвящена сегментированию рынка и характеристике целевых групп потребителей территории, рассмотрению процесса позиционирования регионов. В рамках отдельного параграфа уделяется особое внимание позиционированию территорий с использованием интернет-технологий. В третьей главе «Брендинг территорий» рассмотрены сущность, цели и задачи брендинга территории, основные этапы этого процесса, а также национальный брендинг и брендинг городов и регионов. В четвертой главе основное внимание уделено таким стратегическим направлениям территориального маркетинга, как маркетинг инфраструктуры, маркетинг имиджа, маркетинг достопримечательностей, событийный маркетинг и информационный маркетинг. Особенностью данного учебного пособия является использование конкретных примеров мировой и российской практики маркетинга и 1 Фролов Д. П. Маркетинговая парадигма регионального развития: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.- С.4. 5
Стр.5
брендинга северных территорий. Предлагаемые авторами практические задания направлены на формирование у студентов знаний и умений с учетом специфики северных регионов. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.