Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
ЯРОСЛАВСКИЙ
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2019 – № 1 (106)
Ярославль
2019
Стр.1
РИО ЯГПУ, 2019. – № 1 (106). – 255 c. – ISSN 1813-145Х.
2019, № 1 (106). – 500 экз.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
УЧРЕДИТЕЛИ:
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный
редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики
профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора, ответственный
редактор); Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, директор института педагогики и
психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам.
главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного
редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических
наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США;
В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор
философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор
философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного
университета им. Н. П. Огарева; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института;
Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук,
профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; Е. И. Казакова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета; В. К. Кантор, доктор
философских наук, профессор, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики»; А. В. Карпов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, декан
факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры
истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой
культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; А. Ло, доктор
исторических наук, професссор Института истории и культуры Центрально-Китайского педагогического университета, г. Ухань, КНР; Х. Люк, доктор
психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; С. Г. Макеева, доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских наук,
главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный
научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лаверова РАН, г. Архангельск;
К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им.
С. А. Герасимова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии,
теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор
педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой философии и культурологии
Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; И. В. Упениеце, доктор педагогических наук, профессор Рижского
университета им. П. Страдиньша; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного
университета им. П. Г. Демидова; А. М. Ходырев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, проректор по
научной работе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ц. Чжан, доктор исторических наук,
профессор Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу, КНР; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра
новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического университета, г. Пекин, КНР; В. Д. Шадриков, доктор психологических наук,
профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель департамента психологии НИУ Высшая школа экономики;
В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, президент Вятского государственного университета; А. В. Юревич, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН; В. А. Янчук, доктор психологических наук, профессор, декан
факультета психологии Академии постдипломного образования, г. Минск, Беларусь
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим группам научных специальностей:
13.00.00 – педагогические науки; 19.00.00 – психологические науки; 24.00.00 – культурология
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72-64-05, 32-98-69 (издательство)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС 77-68474 от 31.01.2017
Адреса в интернете: http://yspu.org/ : http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http://vestnik.yspu.org /?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2019
© Авторы статей, 2019
Стр.2
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
FOUNDING PARTIES:
YSPU, 2019. – № 1 (106). – 255 p. – ISSN 1813-145X.
2019, № 1 (106). – 500 pcs.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl : RIO
M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Editor-inChief);
M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and Methods of Professional
Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief); L. V. Baiborodova, Doctor
of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the Institute of Pedagogics and Psychology,
Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky,
Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and
Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the
University-Stillwater, Oklahoma, USA; V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the Yaroslavl
region; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool
Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian
Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of
Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian
State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State
Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of
Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education Development, Yaroslavl; E. I. Kazakova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head
of the Continuous Philological Education and Educational Management Department of Saint-Petersburg State University; K. Kantor, Doctor of Philosophical
Scences, Professor, Head of the International laboratory for researches of the Russian-European intellectual dialogue of the National research university «Higher
School of Economics»; A. V. Karpov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, corresponding member of Russian Academy of Science, Honoured worker
of science of the Russian Federation, Honoured worker of higher school of the Russian Federation, Head of the Labour Psychology and Organizational Psychology
Department, Dean of the Faculty of Psychology of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical
Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History
of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; A. Lo, Doctor of Historical
Sciences, Professor of the Institute of history and culture of the Central Chinese pedagogical university, Wuhan, People's Republic of China; Kh. Lyuk, Doctor
of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of Kurt Lewin Psychology, Germany; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University, Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher, Head of
the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, chief researcher
of the Federal Research Center of Complex Study of the Arctic region named after Academician of RAS N. P. Laverov, Arkhangelsk; K. E. Razlogov,
Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian
Federation; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory
and Ways of Training Mathematics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster
University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology
Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Head of the Social Pedagogics and Organization of Work with Youth Department of Yaroslavl State Pedagogical University named ater K. D. Ushinsky; A. Yu.
Tikhonova, Doctor of Culturology, Associate Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Ulyanovsk State Pedagogical University named
after I. N. Uliyanov; I. V. Upenietse, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Riga University named after P. Stradinsh; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical
Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; A. M. Khodyrev, Candidate of Pedagogical Sciences,
Head of the Theory and History of Pedagogics Department, Vice-Rector for Research of YSPU named after K. D. Ushinsky; N. A. Khrenov, Doctor of
Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang, Doctor of
Historical Sciences, Professor of the Humanitarian Institute of the University of Science and Technology in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi,
1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the New World History Centre of the Institute of History of Beijing Normal
University. Beijing, PRC; V. D. Shadrikov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Academician of Russian Academy of Education, Honored worker
of science of the Russian Federation, research supervisor of the Department of Psychology of NIU Higher School of Economics; V. T. Yungblyud, Doctor of
Historical Sciences, Professor, President of Vyatka State University; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute
of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; V. A. Yanchuk, Doctor of Psychological
Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Psychology of Academy of Post-Degree Education, Minsk, Belarus
THE EDITORIAL BOARD
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results
of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72-64-05, 32-98-69 (publishing house)
The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media
ПИ № ФС 77-68474 dated from 31.01.2017
The Internet address: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Certificate of mass media registration:
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»:
http://vestnik.yspu.org/?page = athors_format
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2019
© Authors of articles, 2019
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 1 (106)–2019
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Иванова Е. О., Осмоловская И. М. О проектировании инновационных образовательных практик ___________ 8
Зауторова Э. В. Модель нравственно-эстетического воспитания граждан в условиях лишения свободы _____ 16
Дьяков И. Г., Щербинина О. С. Организация работы с одаренными школьниками на базе университета ____ 23
Духавнева А. В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов
во второй половине XIX – начале XX в. _______________________________________________________ 30
Панина Н. В. Реформирование системы профессионального образования в России (1915-1917 гг.) _________ 37
Ермаков А. М. Гражданское образование в современной Германии: антифашистский дискурс _____________ 44
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами
основных образовательных программ _________________________________________________________ 49
Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества
при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) _______________________ 56
Смирнов Е. И., Соловьева А. А. Самоорганизация исследовательской деятельности студентов
психологических профилей при изучении математики ___________________________________________ 70
Белкина В. Н., Тарабарина Т. И. Профессиональная переподготовка
в системе непрерывного педагогического образования ___________________________________________ 79
Болдырева Е. М. Преподавание русской литературы в китайском университете: из опыта работы __________ 85
Перлова И. В. Коммуникативность гипертекста как критерий его использования
при обучении иноязычному чтению в вузе _____________________________________________________ 93
Журина А. С. Модель формирования профессиональной прагмалингвистической компетенции
магистрантов педагогического вуза ___________________________________________________________ 98
ПСИХОЛОГИЯ
Вавакина Т. С., Позняков П. В. Мотивационно-ценностная сфера личности предпринимателя
как фактор эффективности делового партнерства ______________________________________________ 106
Антоненко И. В. Психология личности: генезис доверия ___________________________________________ 112
Akihiro Ishikawa Trust And Social Attitudes: A Japan-Russia-US Comparison ____________________________ 122
Берберян А. С., Тучина О. Р., Аполлонов И. А. Этническая идентичность и индекс толерантности
в различной социокультурной среде _________________________________________________________ 127
Масляная О. В. Предупреждение страха медицинских процедур у детей
в условиях дошкольного учреждения ________________________________________________________ 134
Мазилов В. А. «Всему начало здесь»: И. А. Кедров – первый психолог на ярославской земле _____________ 139
Карицкий И. Н. Актуальные проблемы истории психологии (по материалам журнала
«Методология и история психологии») _______________________________________________________ 148
4
Стр.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Барабаш Н. А. Чеховские провокации как предощущение постмодерна _______________________________ 154
Липский В. Н. Позитивизм и натурализм у истоков масскульта ______________________________________ 160
Разлогов К. Э. От естественных языков к медиа: методологические
и терминологические аспекты медиалогии ____________________________________________________ 164
Спасская М. А. Новые подходы к зрительскому со-участию в театре после перформативного поворота ____ 171
Шапинская Е. Н. Эскапизм в пространстве массовой культуры _____________________________________ 180
Якимов А. Е. Метафора «фигуры и фона» как познавательная схема
для анализа кинематографической реальности _________________________________________________ 186
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Ерохина Т. И., Сандросян Д. С. Культура повседневности как система кодов массовой культуры
в корейской дораме _______________________________________________________________________ 191
Игнатьев Д. Ю. «Холодное искусство» в контексте гипернормализации массовой культуры _____________ 199
Леонов И. В., Соловьева В. Л. Эстетические гештальты различных типов культуры
и проблема их адекватной интерпретации ____________________________________________________ 204
Тарумова Н. Т. Творческая индивидуальность поэтического языка А. Белого в контексте культуры
Серебряного века: лексико-семантическое поле цвета __________________________________________ 209
Федотов О. И. Поэтика масс-культуры на службе высокой поэзии («Лесная идиллия» Иосифа Бродского) _ 214
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Лесакова Н. И. Музыкальное решение спектакля «Тартюф» в Ярославле как оппозиция эстетике
массовой культуры _______________________________________________________________________ 218
Летина Н. Н., Шиханов А. В. Русский дискурс Рунета с ярославской локацией ________________________ 223
Петрова М. В. Личное пространство как культурный код советской эпохи: авторский взгляд
в документальном фильме В. Манского «Монолог. Частные хроники» ____________________________ 231
Семенова Е. А. Смех в российской молодежной культуре рэп-баттла _________________________________ 235
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Новая книга о патриоте и гражданине (рецензия: Лубков А. В. Михаил Катков: молодые годы:
монография. М. : МПГУ, 2018. – 256 с.) ______________________________________________________ 242
Международная конференция по психолого-педагогическим аспектам развития личности
в условиях глобализации ___________________________________________________________________ 246
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________________ 249
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 1 (106)–2019
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. About Designing Innovative Educational Practices ________________________ 8
Zautorova E. V. The Model of the Process of Moral and Aesthetic Education of Convicts Sentenced
to Terms of Imprisonment ____________________________________________________________________ 16
Dyakov I. G., Shcherbinina O. S. Organization of Work with Gifted Schoolchildren in the University ___________ 23
Dukhavneva A. V. Formation of Target Orientation of Sunday Schools and Public Universities
in the second half of the XIX – the beginning of the XX century ______________________________________ 30
Panina N. V. Reforming of the Vocational Education System in Russia (1915-1917) _________________________ 37
Ermakov A. M. Civic Education in Modern Germany: Anti-Fascist Discourse ______________________________ 44
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Ledovskaya T. V., Solynin N. E. Main Approaches for Assessing Results of Development
of the Main Educational Programs by Higher Education Institution Students _____________________________ 49
Dammerer J., Ziegler V., Bartonek S. Tutoring and Coaching as Special Forms of Mentoring
for Young Teachers Starting Their Careers _______________________________________________________ 56
Smirnov E. I., Soloviova A. A. Self-Organization of Students’ Research Activity of Psychological Profiles
when Studying Mathematics __________________________________________________________________ 70
Belkina V. N., Tarabarina T. I. Professional Retraining in the Continuous Pedagogical Education System ________ 79
Boldyreva E. M. Teaching Russian Literature in the Chinese University: by experience _______________________ 85
Perlova I. V. Hypertext Communicativeness as a Criterion of Its Use
for Teaching Independent Foreign Language Reading in the Higher Education Institute ____________________ 93
Zhurina A. S. The Model of Building Master Students’ Professional Pragmalinguistic Competence
in Pedagogical Higher Education Institution ______________________________________________________ 98
PSYCHOLOGY
Vavakina T. S., Poznyakov P. V. Motivational-Value Sphere of the Entrepreneur’s Personality
as a Factor in Business Partnership Effectiveness _________________________________________________ 106
Antonenko I. V. Psychology of the Personality: Genesis of Trust ________________________________________ 112
Akihiro Ishikawa Trust and Social Attitudes: A Japan-Russia-US Comparison _____________________________ 122
Berberyan A. S., Tuchina OR, Apollonov I. A. Ethnic Identity and Tolerance Index
in Different Socio-Cultural Environment ________________________________________________________ 127
Maslyanaya O. V. Preventing of Children’s Medical Fears in a Preschool Institution ________________________ 134
Mazilov V. A. «Everything Starts Here»: I. A. Kedrov is the First Psychologist on the Yaroslavl Earth __________ 139
Karitsky I. N. Current Problems of Psychology History (on materials of the journal
«Metodologiya i Istoriya Psikhologii» (Methodology and History of Psychology) _______________________ 148
6
Стр.6
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Barabash N. A. Chekhovian Provocations as Prefeeling of Postmodern ___________________________________ 154
Lipsky V. N. Positivism and Naturalism at Mass Culture Sources ________________________________________ 160
Razlogov K. E. From Natural Languages to Media: Methodological and Terminological Aspects of Media Studies _ 164
Spasskaia M. A. New Approaches to Spectators’ Participation in Theater after the Performative Turn ___________ 171
Shapinskaya E. N. Escapism in Space of Mass Culture _______________________________________________ 180
Yakimov A. E. Metaphor of «Figure and Background»
as a Cognitive Scheme for the Analysis of Cinematic Reality ________________________________________ 186
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Erokhina T. I., Sandrosyan D. S. Culture of Daily Occurrence as a System of Popular Culture Codes
in the Korean Dorama ______________________________________________________________________ 191
Ignatiev D. Yu. «Cold Art» in the Context of Mass Culture Hypernormalization ____________________________ 199
Leonov I. V., Solovieva V. L. Aesthetic Gestalts of Different Types of Culture
and the Problem of their Adequate Interpretation _________________________________________________ 204
Tarumova N. T. The Сreative Feature of A. Bely's Poetic Language in the Context of Culture
of the Silver Age: Lexico-Semantic Field of Color ________________________________________________ 209
Fedotov O. I. Mass Culture Poetics in the Service of Sublime Poetry («Forest Idyll» of Joseph Brodsky)_________ 214
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Lesakova N. I. The Musical Solution of the Performance «Tartyuf» in Yaroslavl
as Opposition to Popular Culture Aesthetics _____________________________________________________ 218
Liotina N. N., Shikhanov A. V. Russian Discourse of RuNet with Yaroslavl Location _______________________ 223
Petrova M. V. Personal Space as a Cultural Code of the Soviet Epoch: the Author's View
in the Documentary Film by V. Mansky «Monological Chronicles» __________________________________ 231
Sеmеnоvа E. А. Laughter in the Russian Youth Culture of Rap Battle ____________________________________ 235
SCIENTIFIC LIFE
A new book about a patriot and a citizen (a review: Lubkov A. V. Mikhail Katkov: the green years:
monograph. M. : MPSU, 2018. – 256 pages) _____________________________________________________ 242
The international conference on psychological and pedagogical aspects of individual development
in conditions of globalization _________________________________________________________________ 246
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________________ 253
7
Стр.7