ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной
мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе
музыковедческой подготовки
§ 1.1. Коммуникативная мобильность как предмет психологопедагогического
исследования…………………………………..
§ 1.2. Содержание и структура коммуникативной мобильности
музыковеда…………………………………….…………………..
§ 1.3. Особенности развития коммуникативной мобильности у
студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой
подготовки……………………….………………………………..
3
17
17
38
68
Выводы по первой главе ………………………………………………… 98
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию
коммуникативной мобильности у студентов музыкального
колледжа в процессе музыковедческой подготовки
103
§ 2.1. Задачи, условия, организация, диагностические методики
опытно-поисковой работы ……………………………………….. 103
§ 2.2. Содержание и особенности методики развития
коммуникативной мобильности у студентов музыкального
колледжа
в
процессе
музыковедческой
подготовки………..……………………………...............................
§ 2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы .................
128
154
Выводы по второй главе ………………………………………………… 197
Заключение ………………………………………………………………. 201
Библиографический список …………………………………………….. 204
Приложения ……………………………………………………………. 230
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внедрение компетентностного подхода в
сферу образования в последние десятилетия существенно изменило
требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций
России, обусловив приоритет широкой практической подготовки
специалистов. В системе среднего профессионального музыкального
образования были существенно расширены профили подготовки студентов
теоретических отделений музыкальных колледжей – будущих музыковедов.
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности
53.02.07 «Теория музыки» определяет в качестве основных видов
профессиональной деятельности выпускников педагогическую,
организационную, музыкально-просветительскую,
репетиционноконцертную,
корреспондентскую, что значительно расширяет спектр
освоения профессиональных компетенций и обусловливает необходимость
развития у студентов новых профессионально важных качеств.
Для музыковеда, который выступает посредником между композитором,
исполнителями и слушателями в процессе музыкальной коммуникации,
расшифровывая содержание музыкальных произведений и передавая его
реципиентам в доступной форме (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский,
А.Н.Якупов и др.), важнейшим профессиональным качеством является
коммуникативная мобильность. Работая с разными типами аудитории (дети,
взрослые, профессиональные музыканты, любители и т.д.), выполняя разные
виды профессиональной деятельности, основанные преимущественно на
вербальных формах взаимодействия и на реализации трех базовых функций –
педагогической, просветительской и научной, музыковед каждый раз занимает
разную социальную позицию по отношению к партнерам по музыкальной
коммуникации, и, соответственно, реализует разные музыкально-социальные
роли – музыковед-педагог, музыковед-просветитель, музыковед-ученый.
Каждая роль предполагает определенный стиль общения и поведения,
3
Стр.3
использование определенных средств коммуникации, обеспечивающих
понимание реципиентами транслируемой информации, а смена ролей требует
быстрого изменения стиля общения и поведения, способов и средств
коммуникации, что обусловливает проявление коммуникативной мобильности.
Мобильность как научная категория широко разработана в психологопедагогических
и социально-педагогических исследованиях, она трактуется
как способность быстро перестраиваться, находить нужные формы
деятельности (Л.А.Амирова, Ю.И.Калиновский, Р.С.Немов), возможность и
способность успешно переключаться на другую деятельность, менять вид
труда (Н.А.Анисимова, Е.А.Боярко, Т.И.Мясникова), гибко адаптироваться к
изменяющимся профессиональным условиям (И.В.Никулина, О.А.Кипина,
Б.М.Игошев).
В области музыкальной педагогики проблемам мобильности личности
посвящены исследования И.А.Бутовой, М.Г.Кругловой, Т.В.Лудановой,
О.Е.Плехановой, в которых мобильность рассматривается как интегративное
качество, позволяющее эффективно решать профессиональные задачи в
музыкально-педагогических условиях, проявляющееся в совмещении
специальностей, владении разносторонними вариативными видами
деятельности (Т.В.Луданова).
По мнению большинства ученых, мобильность как качество личности
может проявляться в различных сферах человеческой деятельности, в том
числе в сфере общения и коммуникации (И.А.Бутова, Е.И.Герасименко,
Б.М.Игошев).
Проблемы общения и коммуникации достаточно широко исследованы в
научно-педагогической литературе (И.А.Зимняя,
В.А.Кан-Калик,
А.А.Лобанов, А.П.Панфилова, В.А.Сластенин и др.). Учеными представлен
коммуникативно-ориентированный подход к обучению, при котором обучение
реализуется через общение, на основе разнообразных форм межличностного
взаимодействия обучаемых, что
обусловливает продуктивность
4
Стр.4
коммуникативных процессов (А.А.Леонтьев, Е.И.Пассов). Э.Ф.Зеер,
А.К.Маркова, В.А.Толочек подчеркивают, что коммуникативные качества
личности входят в комплекс профессионально важных качеств специалиста,
которые определяются спецификой его профессиональной деятельности и
особенностями взаимоотношений в профессиональной среде (Е.П.Ильин,
В.Д.Шадриков). Вопросы развития коммуникативных качеств обучаемых,
организации их совместной деятельности освещены в трудах Г.М.Андреевой,
А.В.Батаршева, Я.Л.Коломинского, Е.В.Коротаевой и др.
Несмотря на широкую разработанность проблем коммуникации в
педагогических исследованиях, категория «коммуникативная мобильность»
представляет новый конструкт научного знания и пока не имеет однозначной
трактовки. В диссертационных исследованиях последних лет данная
категория определяется как способность специалиста осуществлять
качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных
ситуациях (О.В.Смирнова); способность адаптироваться к осуществлению
эффективной коммуникации в различных условиях профессиональной
деятельности и приводить коммуникативные знания, умения и опыт в
состояние наивысшей готовности (А.Н.Алгаев). Данная категория
рассматривается применительно к специалистам гуманитарного профиля
(А.Л.Акулина); сотрудникам информационных служб (О.А.Романова),
специалистам в области иноязычного общения (Т.Н.Горбатова и
С.В.Рыбушкина), но не затрагивает сферу музыкального искусства и
музыкального образования.
Проблемам профессиональной подготовки музыковедов посвящены
научные исследования Т.А.Курышевой, Е.В.Назайкинского, Л.А.Птушко,
Ю.Н.Рагса, Г.Р.Тараевой и др. Предметом внимания ученых являются, в
основном, содержательные и методические аспекты обучения студентов в
консерваториях и институтах искусств (конкретизация содержания учебных
курсов, методические подходы к преподаванию учебных дисциплин, способы
5
Стр.5
развития музыкального слуха и творческих способностей и т.д.), которые
исследуются преимущественно с позиции искусствоведения и не затрагивают
психолого-педагогических вопросов.
Аналогичная проблематика составляет содержание научных и
методических работ, посвященных вопросам обучения студентов
музыкальных училищ и колледжей (Ю.Н.Бычков, Е.В.Давыдова, А.И.Лагутин,
А.Л.Островский и др.). Ученые подчеркивают многопрофильный характер
профессиональной подготовки будущих музыковедов, освоение большого
числа специальных предметов в области теории и истории музыки, отмечают
необходимость более тесной связи теории с практикой, но не рассматривают
возможность использования с этой целью коммуникативно-ориентированного
обучения. Авторы указывают, что зачастую выпускники обладают глубокими
музыкальными знаниями, но не могут выстроить эффективное
коммуникативное взаимодействие с аудиторией и донести эти знания в
доступной для реципиентов форме (Е.Р.Сизова, Л.Н.Шаймухаметова).
Анализ научных исследований и реальной педагогической практики
работы музыкальных колледжей показывает, что в музыковедческой
подготовке студентов теоретического отделения традиционно приоритет
отдается изучению содержания музыкальной информации, заключенной в
музыкальных произведениях, а не способов и средств ее передачи различным
категориям реципиентов. В рамках учебной и производственной практики
студенты приобретают определенные навыки общения с разными типами
аудитории и совершенствуют коммуникативные способности, но развитие
коммуникативной мобильности как профессионально важного качества
личности музыковеда не входит в число первоочередных задач обучения.
Проблема развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального
колледжа в процессе музыковедческой подготовки до настоящего времени не
становилась предметом специального исследования, и методика развития
данного качества на сегодняшний день не разработана.
6
Стр.6