Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История зарубежной философии второй половины XIX века (110,00 руб.)

0   0
АвторыЛитвинов Максим Федорович
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц47
ID684872
АннотацияПодготовлено на кафедре истории философии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов-бакалавров 2-го курса дневной формы обучения отделения философии факультета философии и психологии.
История зарубежной философии второй половины XIX века / М.Ф. Литвинов .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 47 с. — 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/684872 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_зарубежной_философии_второй_половины_XIX_века_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М. Ф. Литвинов ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История зарубежной философии второй половины XIX века» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 – Философия (бакалавриат) и входит в базовую часть этого цикла. Структура лекционного курса следует за принятым пониманием различения школ и направлений западной философии второй половины ХIХ века и в целом соответствует сложившейся академической традиции. В тематике семинарских занятий значительное внимание уделено дискуссиям, формирующим проблемное поле философской мысли рубежа веков. Цель изучения учебной дисциплины – ознакомление студентов с философией второй половины XIX века; раскрытие объективной логики становления европейской философии и идеи преемственности в развитии философской мысли. Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) формирование у студентов системы знаний о проблемах философии второй половины XIX века; 2) выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских течений, направлений и школ этого периода; 3) развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем философии второй половины XIX века; 4) развитие у студентов творческого мышления; 5) формирование у студентов навыков пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в области истории философии XIX века. 3
Стр.3
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции практические лабораторные Самостоятельная работа Форма промежуточной аттестации № п/п 1 Идеализм и романтическое движение в преддверии новой философской эры 2 Формирование предметной области философии второй половины XIX – начала ХХ в. 3 «Ниспровергатели гегелевской системы» Трудоемкость (часы) По семестрам Всего 66 16 50 0 78 в том числе в интерактивной форме 0 0 0 0 0 Итого: 144 0 экзамен – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название темы Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего 0 4 6 10 0 4 8 12 2 6 8 16 4 Становление марксистской теории 2 4 8 14 5 Первый позитивизм 2 6 8 16 6 Эмпириокритицизм 2 4 8 14 7 Неокантианство 4 6 8 18 8 Неогегельянство 0 6 8 14 9 Прагматизм 2 4 8 14 10 Философия жизни 2 6 8 16 Итого: 16 50 78 144 6 4 сем. 66 16 50 0 78 144 экзамен
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМА 1. Идеализм и романтическое движение в преддверии новой философской эры Философский и культурологический смысл движения «Буря и натиск». Психологизм романтиков как «новый» способ прочтения и реализации идеалистической философской традиции. Совмещение пантеистических представлений с идеалом свободы. Витализм в творчестве Иоганна Вольфганга фон Гётте. Эстетический идеализм Фридриха Шиллера. Противопоставление Шиллером кантовскому ригоризму в этике идеала «прекрасной души», гармонизирующей чувственное и рациональное: концепция эстетического образования. Эстетика и принцип философско-исторического построения. Эстетический гуманизм Вильгельма фон Гумбольдта. «Магический идеализм» Новалиса: философия в качестве магии и искусства. «Ночь» христианской истины как альтернатива «свету» Просвещения. Фридрих Шлегель и учение об иронии как методе утверждения к бесконечному. Понимание Шлегелем роли искусства в синтезе конечного и бесконечного. Романтическая трактовка религии Фридрихом Шлейермахером (размыкающая бытие интуиция всеобщего и бесконечного). Становление герменевтики. Фридрих Гёльдерлин – певец греческого «фюзиса». ТЕМА 2. Формирование предметной области философии второй половины XIX – начала ХХ в. Философия в системе культуры XIX века, ее место в жизни общества. Ориентиры для истолкования философствования, характерного для второй 7
Стр.7
половины XIX столетия: критический пересмотр гегелевской системы и отрицание спекулятивной, метафизической составляющей философской мысли; нарастание иррационалистических тенденций в европейской философской мысли; историзм и психологизм в философии второй половины XIX века; деконструкция классической метафизики позитивизмом; естественнонаучный материализм как итог обобщения учеными исследований в области частных наук и ослабление влияния идеалистической традиции философствования; возрождение и обновление философской классики (причины и характерные черты); переходный характер зарубежной философии второй половины ХIХ – начала ХХ века. Структура и общая схема развития зарубежной философии второй половины ХIХ века. ТЕМА 3. «Ниспровергатели гегелевской системы» Завершение эпохи классического рационализма в философии: предельность логической полноты гегелевской системы; ограниченность спекуляции Гегеля с точки зрения традиционного философского подхода – имманентно присущая Абсолюту противоречивость, необходимость его исторического осуществления. Артур Шопенгауэр как критик гегелевской системы. Феноменалистская сфера действия закона достаточного основания и волюнтаристская интуиция диссертации Шопенгауэра «О четверояком корне…». Парадоксы концепции «мира как воли и представления»: разворачивание Шопенгауэром «трансценденталистского тезиса» и идеалистическое обоснование иррациональной Воли; соотношение кантовской вещи самой по себе и платоновской идеи в характеристике безусловного мирового начала; эстетическое видение этической проблематики. 8
Стр.8
Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора. Место иронии в философии. Критика абсолютизма Гегеля и борьба с панфилософизмом. Различие между количественной и качественной диалектикой. Экзистенция и трагизм человеческого существования. Понятие выбора, учение о стадиях познания человеком своего существования. Абсурд и тема Бога в философском творчестве Кьеркегора. ТЕМА 4. Становление марксистской теории Философское движение младогегельянцев. «Снятие» гегелевской философии в антропологическом материализме Людвига Фейербаха: критическое переосмысление и преодоление христианства на основе антропологического принципа; чувственность как источник истинного знания – обращение к «конкретно-индивидуальному»; любовь – подлинная основа взаимодействия между «Я» и «Ты», диалогически размыкающего истину бытия внешнего мира. Марксизм. Критика младогегельянцев, основная мысль «Тезисов о Фейербахе». Материалистическое понимание истории: понятие «экономического базиса», «надстройки», общественно-экономической формации. Проблема отчуждения, сущность идеологии как ложного сознания. Марксистская теория стоимости: меновая, потребительная, прибавочная стоимости в производстве капитала. ТЕМА 5. Первый позитивизм Прообраз позитивистской философии в учении Анри Сен-Симона. Идеал положительной науки или позитивной философии в первом, классическом позитивизме Огюста Конта. Специфика позитивного знания. Принцип относительности фактического или позитивного знания. Понятие 9
Стр.9
научного факта в истолковании законов природы как «устойчивых фактов». Систематизация знания и классификация наук. Становление социологии как науки. Представление Конта об интеллектуальной эволюции человечества. Система позитивной Религии Человечества. Феноменалистская теория познания Джона Стюарта Милля. Уточнение позиции Беркли, новое истолкование «души» и материи как «постоянной возможности ощущений». Логическое учение Милля в качестве методологии экспериментальных наук: психологическое основание логики, принципы индуктивного умозаключения – «четыре метода опытного исследования». Принцип непрерывности или «единообразия природы». Истина как прочная ассоциация нашего опыта. «Система синтетической философии» Герберта Спенсера. Предпосылки спенсеровского позитивизма: открытие клетки, учение о разделении общественного труда, идея борьбы за существование. Эволюционизм Спенсера – следствие «закона постоянства количества силы». Органицистская аналогия в рассмотрении сущности общества. Усиление кантовских мотивов в постулировании «непознаваемого», апология религии в «позитивной философии» Спенсера. Кризис первого позитивизма. ТЕМА 6. Эмпириокритицизм Критика опыта, обновление классического позитивизма. Эрнст Мах как физик. Влияние «принципа относительности Маха» на становление теории относительности Альберта Эйнштейна. Искоренение метафизики и проект обоснования познания результатами опытных наук: физиологии и психологии. Поиск нейтрального единства опыта, программа «теоретикопознавательного идеализма». Понятие «нейтральных элементов мира». 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.