МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
М. Ф. Литвинов
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «История зарубежной философии второй половины
XIX века» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования
по направлению подготовки 47.03.01 – Философия (бакалавриат) и входит
в базовую часть этого цикла.
Структура лекционного курса следует за принятым пониманием различения
школ и направлений западной философии второй половины
ХIХ века и в целом соответствует сложившейся академической традиции. В
тематике семинарских занятий значительное внимание уделено дискуссиям,
формирующим проблемное поле философской мысли рубежа веков.
Цель изучения учебной дисциплины – ознакомление студентов с философией
второй половины XIX века; раскрытие объективной логики становления
европейской философии и идеи преемственности в развитии философской
мысли.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
1) формирование у студентов системы знаний о проблемах философии
второй половины XIX века;
2) выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских
течений, направлений и школ этого периода;
3) развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно
отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем философии
второй половины XIX века;
4) развитие у студентов творческого мышления;
5) формирование у студентов навыков пользоваться в процессе педагогической
деятельности знаниями в области истории философии XIX века.
3
Стр.3
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Аудиторные занятия
в том числе: лекции
практические
лабораторные
Самостоятельная работа
Форма промежуточной
аттестации
№
п/п
1 Идеализм и романтическое движение
в преддверии новой философской
эры
2 Формирование предметной области
философии второй половины
XIX – начала ХХ в.
3 «Ниспровергатели гегелевской
системы»
Трудоемкость (часы)
По семестрам
Всего
66
16
50
0
78
в том числе в
интерактивной
форме
0
0
0
0
0
Итого: 144 0
экзамен
–
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Лекции Практ.
занятия
Самост.
работа
Всего
0 4 6 10
0 4 8 12
2 6 8 16
4 Становление марксистской теории 2 4 8 14
5 Первый позитивизм 2 6 8 16
6 Эмпириокритицизм 2 4 8 14
7 Неокантианство 4 6 8 18
8 Неогегельянство 0 6 8 14
9 Прагматизм 2 4 8 14
10 Философия жизни 2 6 8 16
Итого: 16 50 78 144
6
4 сем.
66
16
50
0
78
144
экзамен
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Идеализм и романтическое движение в преддверии
новой философской эры
Философский и культурологический смысл движения «Буря и натиск».
Психологизм романтиков как «новый» способ прочтения и реализации
идеалистической философской традиции. Совмещение пантеистических
представлений с идеалом свободы. Витализм в творчестве Иоганна
Вольфганга фон Гётте. Эстетический идеализм Фридриха Шиллера. Противопоставление
Шиллером кантовскому ригоризму в этике идеала «прекрасной
души», гармонизирующей чувственное и рациональное: концепция эстетического
образования. Эстетика и принцип философско-исторического
построения. Эстетический гуманизм Вильгельма фон Гумбольдта. «Магический
идеализм» Новалиса: философия в качестве магии и искусства.
«Ночь» христианской истины как альтернатива «свету» Просвещения.
Фридрих Шлегель и учение об иронии как методе утверждения к бесконечному.
Понимание Шлегелем роли искусства в синтезе конечного и бесконечного.
Романтическая трактовка религии Фридрихом Шлейермахером
(размыкающая бытие интуиция всеобщего и бесконечного). Становление
герменевтики. Фридрих Гёльдерлин – певец греческого «фюзиса».
ТЕМА 2. Формирование предметной области философии второй
половины XIX – начала ХХ в.
Философия в системе культуры XIX века, ее место в жизни общества.
Ориентиры для истолкования философствования, характерного для второй
7
Стр.7
половины XIX столетия: критический пересмотр гегелевской системы и отрицание
спекулятивной, метафизической составляющей философской мысли;
нарастание иррационалистических тенденций в европейской философской
мысли; историзм и психологизм в философии второй половины
XIX века; деконструкция классической метафизики позитивизмом; естественнонаучный
материализм как итог обобщения учеными исследований в
области частных наук и ослабление влияния идеалистической традиции философствования;
возрождение и обновление философской классики (причины
и характерные черты); переходный характер зарубежной философии
второй половины ХIХ – начала ХХ века. Структура и общая схема развития
зарубежной философии второй половины ХIХ века.
ТЕМА 3. «Ниспровергатели гегелевской системы»
Завершение эпохи классического рационализма в философии: предельность
логической полноты гегелевской системы; ограниченность спекуляции
Гегеля с точки зрения традиционного философского подхода – имманентно
присущая Абсолюту противоречивость, необходимость его исторического
осуществления.
Артур Шопенгауэр как критик гегелевской системы. Феноменалистская
сфера действия закона достаточного основания и волюнтаристская интуиция
диссертации Шопенгауэра «О четверояком корне…». Парадоксы
концепции «мира как воли и представления»: разворачивание Шопенгауэром
«трансценденталистского тезиса» и идеалистическое обоснование иррациональной
Воли; соотношение кантовской вещи самой по себе и платоновской
идеи в характеристике безусловного мирового начала; эстетическое
видение этической проблематики.
8
Стр.8
Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора. Место иронии в
философии. Критика абсолютизма Гегеля и борьба с панфилософизмом.
Различие между количественной и качественной диалектикой. Экзистенция
и трагизм человеческого существования. Понятие выбора, учение о стадиях
познания человеком своего существования. Абсурд и тема Бога в философском
творчестве Кьеркегора.
ТЕМА 4. Становление марксистской теории
Философское движение младогегельянцев. «Снятие» гегелевской философии
в антропологическом материализме Людвига Фейербаха: критическое
переосмысление и преодоление христианства на основе антропологического
принципа; чувственность как источник истинного знания – обращение
к «конкретно-индивидуальному»; любовь – подлинная основа взаимодействия
между «Я» и «Ты», диалогически размыкающего истину бытия
внешнего мира.
Марксизм. Критика младогегельянцев, основная мысль «Тезисов о
Фейербахе». Материалистическое понимание истории: понятие «экономического
базиса», «надстройки», общественно-экономической формации.
Проблема отчуждения, сущность идеологии как ложного сознания. Марксистская
теория стоимости: меновая, потребительная, прибавочная стоимости
в производстве капитала.
ТЕМА 5. Первый позитивизм
Прообраз позитивистской философии в учении Анри Сен-Симона.
Идеал положительной науки или позитивной философии в первом,
классическом позитивизме Огюста Конта. Специфика позитивного знания.
Принцип относительности фактического или позитивного знания. Понятие
9
Стр.9
научного факта в истолковании законов природы как «устойчивых фактов».
Систематизация знания и классификация наук. Становление социологии как
науки. Представление Конта об интеллектуальной эволюции человечества.
Система позитивной Религии Человечества.
Феноменалистская теория познания Джона Стюарта Милля. Уточнение
позиции Беркли, новое истолкование «души» и материи как «постоянной
возможности ощущений». Логическое учение Милля в качестве методологии
экспериментальных наук: психологическое основание логики,
принципы индуктивного умозаключения – «четыре метода опытного исследования».
Принцип непрерывности или «единообразия природы». Истина
как прочная ассоциация нашего опыта.
«Система синтетической философии» Герберта Спенсера. Предпосылки
спенсеровского позитивизма: открытие клетки, учение о разделении
общественного труда, идея борьбы за существование. Эволюционизм Спенсера
– следствие «закона постоянства количества силы». Органицистская
аналогия в рассмотрении сущности общества. Усиление кантовских мотивов
в постулировании «непознаваемого», апология религии в «позитивной
философии» Спенсера.
Кризис первого позитивизма.
ТЕМА 6. Эмпириокритицизм
Критика опыта, обновление классического позитивизма. Эрнст Мах
как физик. Влияние «принципа относительности Маха» на становление теории
относительности Альберта Эйнштейна. Искоренение метафизики и
проект обоснования познания результатами опытных наук: физиологии и
психологии. Поиск нейтрального единства опыта, программа «теоретикопознавательного
идеализма». Понятие «нейтральных элементов мира».
10
Стр.10