УДК 005+33(075.8)
ББК 65.290-2я73
Ю16
Утверждено на заседании кафедры управления и экономики
социально-культурной сферы КемГИК 13.12.2017 г., протокол № 5.
Утверждено на заседании учебно-методического совета факультета
социально-культурных технологий КемГИК 14.12.2017 г., протокол № 3.
Рецензенты:
Мухамедиева С. А., канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой управления
и экономики социально-культурной сферы КемГИК;
Долгих Т. В., канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономической
безопасности, учета и аудита Кемеровского института (филиал) ФГБОУ ВО
«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»;
Секретова Л. В., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой социальнокультурной
деятельности ФГБОУ ВО «Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского».
Юдина, А. И.
Ю16
Инновационный менеджмент и маркетинг организаций сферы
культуры: оценка качества и прогнозирование социально-культурной
деятельности [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по
направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность»,
квалификация (степень) выпускника «магистр» / А. И. Юдина.
– Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 127 с.
ISBN 978-5-8154-0425-0
В учебном пособии в систематизированном виде излагается материал, освещающий
особенности инновационного менеджмента и маркетинга организаций сферы
культуры. Особый акцент сделан на оценку качества и прогнозирование социально-культурной
деятельности. Пособие соответствует содержанию образовательной
программы по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность»
и может быть использовано при изучении дисциплин «Инновационный
менеджмент и маркетинг социально-культурных услуг», «Современная культурная
политика». При подготовке учебного пособия были использованы нормативноправовые
акты и методические рекомендации Министерства культуры Российской
Федерации, регламентирующие проведение мониторинга оценки качества социальнокультурной
деятельности. Данное издание предназначено для магистрантов, а также
руководителей и специалистов учреждений социально-культурной сферы.
УДК 005+33(075.8)
ББК 65.290-2я73
ISBN 978-5-8154-0425-0
© А. И. Юдина, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Современной социально-культурной ситуации в России свойственны
процессы активного развития и преобразования аспектов жизнедеятельности
людей, связанных с их культурным и духовным развитием.
Происходящие изменения в структуре свободного времени связаны с уходом
от навязываемых стереотипов и переориентацией на гуманистическое
общечеловеческое содержание видов и форм социально-культурной деятельности.
Особую значимость приобретают индивидуально-личностные
особенности и национальная идентичность личности в социально-культурной
деятельности.
Цель социально-культурной деятельности в учреждениях культуры –
удовлетворение потребностей человека в саморазвитии, эстетических переживаниях,
развлечении, информации, спектр которых изменяется и усложняется.
Современные учреждения культуры должны осуществлять
систематический поиск вариативных форм и содержания деятельности,
адекватных возрастающим потребностям населения.
Приоритетными направлениями современной культурной политики
являются: переход к общественно-государственной парадигме развития
культуры, высвобождающей возможности для саморазвития культурных
процессов в стране; развитие тех секторов культуры, которые обеспечивают
функционирование трансграничных культурных потоков, активное
освоение Россией глобального социокультурного пространства; развитие
индустрии культуры, удовлетворение массовой потребности в продукции,
изготовленной на стыке культурной и информационной областей; поддержка
новаторства, творческого воображения и изобретательности, плюрализма
и самобытности как важнейших характеристик гражданского
общества; достижение эффективного управления социокультурной сферой
на основе современных технологий и профессионализации кадров [1].
Реализация вышеперечисленных направлений невозможна без качественного
управления, которое является основой успеха любой деятельности.
В современных социально-культурных условиях управление имеет
ряд проблем, обусловленных недостаточно стабильной и прочной ресурсной
базой, внешними и внутренними организационными, кадровыми и
другими противоречиями.
Модернизация сферы культуры связана с необходимостью введения
и применения современных научно доказанных технологий оценки качества
социально-культурной деятельности и форм работы в учреждениях
культуры. Сегодня необходимо создание системы управления с использованием
механизмов, при которых оценка качества будет производиться не
3
Стр.3
только по показателям осуществляемых действий, но и по конечным результатам
их влияния как на человека, так и на социально-культурный и
экономический сектор страны.
Гуманизация содержания менеджмента в социально-культурной
сфере проявляется практически по всем векторам практики управленческой
деятельности. Современные маркетинговые стратегии продвижения
и реализации культурных продуктов и услуг исходят из анализа различных
факторов, важнейшим из которых является образ жизни потребителей,
включая их национально-этнические, возрастные, профессиональные,
социально-психологические и прочие социально-культурные факторы,
обстоятельства и особенности.
Качество социально-культурной деятельности довольно сложно
поддается анализу и оценке в связи особенностями технологии менеджмента
в этой сфере. В других отраслях деятельности качество, как правило,
связывают только с экономической составляющей, где получение
прибыли предприятием говорит об эффективности его функционирования.
Относительно
качества деятельности учреждений культуры недостаточно
применять только экономические методы, так как, являясь педагогически
обусловленным процессом, социально-культурная деятельность
призвана решать еще социальные, творческие и духовно обусловленные
задачи [7].
Как отмечает Г. Л. Тульчинский, «анализ же эффективности применительно
к сфере культуры непосредственно предполагает выработку более
широкого подхода, выхода в более широкий контекст и уточнение
этого контекста» [26, c. 276].
В сфере культуры эффективность часто характеризуется определенными
соотношениями, например, отношением уровня культуры к объёму
потребления культурных услуг; использованием ресурсного потенциала
соответственно реализуемому объему деятельности; объемом реализуемых
коммерческих услуг с получением прибыли. Осуществляя управление
в сфере культуры, необходимо учитывать реализацию социальных,
экономических, технологических целей. В этой связи изучение технологии
и методов оценки качества социально-культурной деятельности приобретает
особую актуальность.
В целях оказания методической помощи органам государственной
власти и местного самоуправления по вопросу стандартизации услуг в
сфере культуры Министерством культуры Российской Федерации подготовлены
нормативно-правовые акты и методические рекомендации, рег4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы инновационного менеджмента и
маркетинга социально-культурных услуг………………………….. 7
1.1. Инновационный менеджмент и маркетинг в сфере культуры:
сущность понятий………………………………………………………... 7
1.2. Продукты культуры и культурные потребности………………….. 16
1.3. Технологии оценки качества социально-культурной деятельности………………………………………………………………………
25
Глава 2. Индикаторы оценки качества услуг организаций, осуществляющих
социально-культурную деятельность……………... 33
2.1. Показатели эффективности деятельности организаций сферы
культуры………………………………………………………………….. 33
2.2. Модельный стандарт услуги по организации и проведению
культурно-массовых мероприятий……………………………………... 37
2.3. Модельный стандарт услуги по организации деятельности клубных
формирований………………………………………………………. 45
Глава 3. Мониторинг качества услуг организаций сферы культуры
в области социально-культурной деятельности………..…… 54
3.1. Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых
услуг организаций сферы культуры…………………… 54
3.2. Основные этапы разработки и проведения социологического опроса
по удовлетворенности потребителей качеством услуг организаций
сферы культуры…………………………………………………….. 68
3.3. Социально-культурное прогнозирование качества социальнокультурной
деятельности в организациях сферы культуры………….. 75
Заключение……………………………………………………………… 90
Список литературы……………………………………………………. 92
Словарь терминов……………………………………………………… 96
Приложение 1. Примеры вопросов анкет и интервью для посетителей
мероприятий культурно-досуговых учреждений………………… 99
Приложение 2. Примеры вопросов анкеты и интервью для участников
клубных формирований…………………………………………….. 104
Приложение 3. Примеры вопросов анкеты и интервью для посетителей
библиотек………………………………………………………….. 105
Приложение 4. Примеры вопросов анкеты и интервью для посетителей
музеев………………………………………………………………
114
Приложение 5. Примеры вопросов анкет и интервью для посетителей
театров……………………………………………………………….. 120
126
Стр.126