УДК 784:378(035)
ББК 85.314(2Рос-4Кем)я2
П55
и музыкально-прикладного искусства КемГИК 15.01.2018 г.,
протокол № 5.
Утверждено на заседании кафедры музыкознания
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
факультета музыкального искусства КемГИК 26.01.2018 г.,
протокол № 4.
Дрожжина М. Н., доктор искусствоведения, профессор кафедры
Рецензенты:
музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной
консерватории имени М. И. Глинки;
Егле Л. Ю., кандидат культурологии, начальник научного управлеП55
Поморцева,
Н. В.
История хорового исполнительства в Кемеровской области
[Текст]: учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки:
53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»,
профиль «Менеджмент музыкального искусства», квалификация
выпускника «Менеджер музыкального искусства, преподаватель»;
профиль «Музыкальная педагогика», квалификация
выпускника «Преподаватель»; 53.03.05 «Дирижирование», профиль
«Дирижирование академическим хором», квалификация выпускника
«Дирижер хора, хормейстер, артист хора, преподаватель» /
Н. В. Поморцева; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово:
КемГИК, 2018. – 135 с.
ISBN 978-5-8154-0428-1
В учебном пособии представлены исторические сведения о развитии хорового
ния, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства
Кемеровского государственного института культуры.
исполнительства в Кемеровской области с дореволюционного периода до наших
дней, охарактеризованы этапы развития инфраструктуры хорового образования и
хоровой инфраструктуры, представлен анализ исполнительского искусства выдающихся
хоровых коллективов региона и хорового творчества композиторов Кемеровской
области. Издание адресовано студентам, обучающимся по направлениям подготовки
53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.03.05
«Дирижирование», в вузах культуры и искусств, в учреждениях среднего профессионального
образования, а также всем заинтересованным в изучении музыкальной
жизни Кемеровской области и хорового исполнительского искусства.
УДК 784:378(035)
ББК 85. 314(2Рос-4Кем)я2
ISBN 978-5-8154-0428-1
© Н. В. Поморцева, 2018
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Российская провинция всегда играла существенную роль
в развитии отечественного музыкального искусства. На протяжении
многих столетий здесь активно и самобытно развивались
различные виды творчества. В связи с этим изучение музыкальной
жизни регионов России занимает все более прочное место,
открывая с каждым десятилетием ее новые грани и перспективы.
Кемеровская область, несмотря на статус молодого индустриального
региона России (75 лет), имеет богатое историческое
прошлое и является важным звеном в панораме российской
культуры. На ее территории сформировалась благодатная почва
для развития традиций в художественной культуре провинциального
региона в XX – начале XXI века. Следовательно, рассмотрение
хорового исполнительства в контексте музыкальной
жизни региона обусловлено важностью развития этого вида искусства
как наиболее значимого и показательного среди других
видов художественного творчества в условиях индустриального
уклада. В данном пособии предпринята попытка представить
вниманию студентов закономерности и причинно-следственные
связи в функционировании элементов музыкальной культуры в
конкретной социальной среде.
Учебное пособие «История хорового исполнительства в
Кемеровской области» предназначено для самостоятельной работы
студентов (направлений подготовки 53.03.06 «Музыкознание
и музыкально-прикладное искусство», 53.03.05 «Дирижирование»)
по дисциплине «История хорового исполнительства в
Кемеровской области». Материалы, изложенные в пособии, будут
способствать расширению кругозора обучающихся в области
музыкальной жизни сибирского индустриального региона,
а также позволят осознать значимость музыкального искусства,
в частности хорового исполнительства, в социокультурной и
3
Стр.3
духовной жизни населения. Кроме этого, учебное пособие призвано
заполнить существующийй вакуум в изучении музыкального
краеведения одного из Сибирских регионов, а также обеспечить
авторский курс качественной методической базой.
Цель учебного пособия – рассмотреть историко-культурные
факторы, роль государственной и региональной политики
в становлении и развитии хорового исполнительства в Кемеровской
области.
В процессе изучения материала, представленного в учебном
пособии, у студентов должны сформироваться знания об
особенностях становления и развития музыкальной жизни на
территории Кемеровской области (Глава 1); этапах становления
академического хорового исполнительства в регионе и путях
формирования хоровой инфраструктуры с 1920 по 1970 годы
(Глава 2); о развитии академического хорового исполнительства
в Кемеровской области с 1970-х годов до начала ХХI века (Глава
3).
В соответствии с поставленной целью предполагается решение
следующих задач:
1) определить особенности становления и развития музыкальной
жизни индустриального региона;
2) выявить этапы становления хорового исполнительства и исторические
пути формирования хоровой инфраструктуры
(1920–1970-е годы);
3) охарактеризовать условия и процессы развития академического
хорового исполнительства в Кемеровской области
с 1970-х годов по настоящее время;
4) ознакомить с хоровым творчеством композиторов Кемеровской
области.
В силу поставленных задач, разработан авторский курс,
в котором автор останавливается на описании исторических
этапов развития хорового исполнительства в Кемеровской об4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………... 3
Глава 1. Особенности становления и развития музыкальной
жизни на территории Кемеровской области…… 7
1.1. Музыкальная жизнь Кузнецкого и Мариинского уездов
(до 20-х гг. ХХ в.) и предпосылки становления хорового
исполнительства…………………..…………………………… 7
1.2. Музыкальная жизнь на территории Кемеровской
области в условиях индустриализации………….…………… 23
1.3. Культурная политика государства и региона в формировании
условий для развития хорового исполнительства…….. 31
Список рекомендуемой литературы к главе 1……………...... 37
Глава 2. Этапы становления академического хорового
исполнительства и пути формирования хоровой инфраструктуры
на территории Кемеровской области (1920–
1970)…………………………………………………………….. 39
2.1. Периодизация развития хорового исполнительства
в Кемеровской области………………………………………... 39
2.2. Сохранение традиций в хоровом исполнительстве…….. 44
2.3. Роль музыкального образования в становлении
академического хорового исполнительства…………………. 48
2.4. Хоровая инфраструктура в музыкальной жизни Кемеровской
области ……………………………………………….. 55
2.5. Роль Кемеровского отделения Всероссийского хорового
общества в развитии хорового исполнительства в регионе… 61
Список рекомендуемой литературы к главе 2……………..... 66
133
Стр.133
Глава 3. Академическое хоровое исполнительство
в Кемеровской области (1970-е гг. – начало ХХI в.)……... 68
3.1. Академическое хоровое исполнительство в регионе
(1970-е гг. – середина 90-х гг. ХХ в.)……. ……………..…… 68
3.2. Становление хоровой исполнительской школы……….... 78
3.3. Академическое хоровое исполнительство Кемеровской
области на современном этапе (конец 1990-х гг. –
начало XXI в.)………………………………………………...... 92
3.4. Хоровые сочинения композиторов Кемеровской
области………………………………………………………..… 103
Список рекомендуемой литературы к главе 3……………...... 114
Заключение…………………………………………………….. 117
Список использованной литературы………………………..... 121
Принятые сокращения………………………………………… 130
134
Стр.134