УДК 7
ББК 85
В41
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, ректор КемГИК, доктор филологических наук,
доцент (председатель); В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук,
доцент КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент КемГИК;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 1);
Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2);
Т. Ю. Казарина, доцент КемГИК (раздел 3); А. А. Гук, доктор философских наук,
профессор КемГИК; Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент
КемГИК (раздел 4); О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК.
Ответственные редакторы:
Т. Ю. Казарина, декан факультета визуальных искусств КемГИК, доцент;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии КемГИК.
Рецензенты:
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор КемГИК;
Л. И. Нехвядович, доктор искусствоведения, декан факультета искусств и дизайна
Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
В41
Визуальные искусства в современном художественном и информационном
пространстве [Текст]: сб. науч. ст. / под общ. ред.
А. В. Шункова; ред.: Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков, А. А. Гук,
Е. Ю. Светлакова, Т. Ю. Казарина; предисл. Т. Ю. Казариной,
Н. С. Поповой; пер. О. В. Ртищевой. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т
культуры, 2018. – Вып. 3. – 285 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0462-5
Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются историкокультурные,
социокультурные, теоретические, практические и профессиональнопедагогические
аспекты изучения изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного
искусства, экранных искусств, фотографии, дизайн-образования и
художественного образования.
УДК 7
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0462-5
© Авторы статей, 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2018
2
Стр.2
С чего начать писать сценарий? У вас есть замысел, идея, и она
формируется в вашей фантазии в очертаниях героев, в происходящей
с ними череде событий, и кажется, что сценарий уже практически готов,
осталось только сесть и написать.
Методология написания сценария у каждого своя. Можно пойти по
пути вдохновения. Придумать ярких, оригинальных героев и наблюдать
за их жизнью, их взаимоотношениями.
К примеру, по воспоминаниям современников Л. Н. Толстого,
на вопрос: «Как у Вас обстоят дела с Вашим новым романом (“Война
и Мир”)?» – Лев Николаевич ответил: «Представляете, Наташа Ростова
вдруг вышла замуж за Пьера..». Получается, что автор не вмешивается
в поступки героев, а сначала настолько продуманно и ярко рисует их образы
и особенности характера, что ему просто остается в дальнейшем
наблюдать за их поступками. Но в данной методике есть определенные
минусы. Не так уж много у нас писателей, подобных Льву Николаевичу,
а значит, не факт, что герои, придуманные вами, действительно станут
интересными и яркими персонажами не только для вас, но и для зрителей.
И наконец, не факт, что взаимоотношения ваших персонажей будут чрезвычайно
интригующими и каждый их поступок или действие будут удивлять
и очаровывать зрителя.
И тут приходит на помощь иная технология написания сценария.
Отталкиваемся от замысла и пробуем написать логлайн к будущему фильму,
то есть описать его идею в одном-двух предложениях.
Для того чтобы идея выглядела интригующей, необходимы хотя бы
следующие минимальные составляющие: герой, цель героя, человек –
антагонист, или иные препятствия, мешающие герою достигнуть цели.
Эти составляющие помогут создать то самое бриллиантовое зерно, которое
важно в любом произведении. Этим зерном является конфликт – основная
движущая сила произведения, в основе которого всегда лежит
борьба, столкновение интересов героев фильма. Основное отличие драматургического
конфликта от конфликта в реальности состоит в том, что
противоречия всегда обострены до крайности.
Как устроен сценарий?
Помните героя Евгения Леонова в комедии «Полосатый рейс», который
рассказывал о строении тигра и делил его на следующие части:
надбедрок, ливер, голье, грудинка и т. д. Сценарий, как и любое драматическое
произведение, начиная со времен Софокла и по наши дни, базируется
на трехчастной структуре, состоящей из завязки, кульминации и развязки.
266
Стр.282
ЗАВЯ3КА
Итак, вам вроде бы уже понятно, о чем будет ваша история, и надо
бы просто начать писать, но именно это самое сложное. Вы только представьте,
что в кинозале потушен свет, люди уселись в удобные кресла и
их надо настолько аккуратно, незаметно ввести в вашу историю, чтобы по
прошествии 5 минут они забыли бы про попкорн и стали не только внимательными
свидетелями, но и участниками разворачивающихся на экране
событий.
Представили? А вот теперь вам предстоит написать именно такую
завязку. Многие сценаристы утверждают, что с завязкой часто возникают
проблемы. И вроде бы герои прописаны ярко и зримо, и вроде бы капканы
все расставлены, но никак герой не идет в этот самый капкан. Начинаешь
его насильно толкать – получается неорганично. Даешь ему свободу
действий, ожидая, что он как-то сам оступится и вляпается в историю, но
он живет себе, живет, а время идет.
Смысл и суть завязки в том, чтобы ваша история сдвинулась со своего
места, а для этого необходимо сначала выдать «на гора» всю информацию
о месте и времени действия, об условиях, о героях и, в конце концов,
неплохо было бы намекнуть на жанр в самом начале фильма. Первые
минуты фильма являются самыми важными и лучше посвятить их действию.
Кстати, именно действие поможет автору фильма перейти к провоцирующему
событию, или к первой поворотной точке.
КУЛЬМИНАЦИЯ
«Рубикон перейден, мосты сожжены!» – это как раз о развитии действия,
ведущего к кульминации. Сюжет двигается от одной поворотной
точки к другой, количество их может быть сколько угодно, но главное
условие – они должны быть непредсказуемыми и интригующими. Они
должны приковывать внимание зрителя и не отпускать его от экрана, ведя
к кульминации. В центре кульминации находится главное событие. Это
смысловой и кульминационный центр всего действия.
РАЗВЯЗКА
Наступает момент, когда становится понятно, выиграл герой или
проиграл, победило добро или нет. Развязка завершает событийную,
сюжетную линию сценария. Если в кульминации наступает последняя,
решающая схватка, то в развязке герой стоит в окровавленном рубище
над бездыханном телом главного злодея.
ФИНАЛ
Это еще не титры, но вам становится понятно – игра закончена,
и титры скоро пойдут. Эта часть заключает в себе либо мораль, либо про267
Стр.283
граммирование дальнейшего светлого будущего. Финал служит средством
подведения итогов всего драматургического действия.
Теперь, в качестве примера предлагаю в очередной раз вернуться
к гоголевской «Шинели» и рассмотреть ее в рамках данной трехчастной
сценарной структуры.
ЗАВЯЗКА
Живет Акакий Акакиевич. Забитый, скромный, тишайший человек.
ПРОВОЦИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ
Старая шинель Башмачникова превратилась в труху. Необходима
новая шинель.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Героя мучает холод и безнадега. Шинель для Акакия Акакиевича
кажется недостижимой мечтой. Возникает страх перед простудой и болезнями.
ПЕРВАЯ
ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА
Рождается мечта о новой шинели. Герой воодушевляется. Дух героя
крепнет. Он обретает цель.
ВТОРАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА
Рождение новой шинели. Акакий Акакиевич счастлив. Он в тепле
и комфорте. Сослуживцы выражают свое восхищение.
ТРЕТЬЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА
Атмосфера меняется. Наступает тревога, страх. Крадут шинель. Герой
страдает от холода и горя. Пытается вернуть шинель. Сослуживцы
унижают Башмачникова. Генерал устраивает Акакию Акакиевичу разнос.
КУЛЬМИНАЦИЯ
Акакий Акакиевич умирает в горячке.
ФИНАЛ
Возникает легенда. Дух Башмачкина возрождается. Акакий Акакиевич
получает отмщение.
Вот так выглядит структура киносценария на примере известного
классического литературного материала.
Литература
1. Гоголь Н. В. Шинель [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
www.ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html (дата обращения: 11.05.2018).
2. Петрушевская Л. Сценарные заметки к мультфильму «Шинель» / Собр.
соч. – Т. 9: сборник. – М., 2003. – 336 с.
268
Стр.284