УДК 37.036
ББК 74.005.4
П 26
Первые шаги в науке : сборник материалов XV Городской
научно-практической конференции научного общества учащихся
детских школ искусств (17 марта 2018 года) / И.Г. Дымова (науч.
ред., вступ. ст.), Н.П. Наумова, Н.А. Тельнова (сост.). –
Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2018. – Вып. 14. –
174 с.
ISBN 978-5-94934-074-5
В четырнадцатый выпуск
сборника материалов
XV Городской научно-практической конференции научного
общества учащихся детских школ искусств (17 марта 2018 года)
вошли статьи учащихся ДМШ и ДШИ Челябинска, выполненные
под научным руководством преподавателей школ города и
консультантов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. Рассматривается
широкий круг тем, охватывающих вопросы истории
отечественной и зарубежной музыки, культуры Южного Урала,
синтеза искусств и др.
Издание предназначено для преподавателей, учащихся
ДМШ и ДШИ, студентов средних специальных музыкальных
учебных заведений.
ISBN 978-5-94934-074-5
© Южно-Уральский государственный
институт искусств
им. П.И. Чайковского, 2018
2
Стр.2
ОТ РЕДАКТОРА
Музыкальное образование в настоящее время претерпевает
период активных поисков тех методологических основ, которые
становятся приоритетными в ХХI веке: стремление к системной
интеграции музыкальной культуры, преодоление «раскола»
между элитарной и массовой субкультурами; применение
цифровых технологий в учебном процессе; движение к
взаимосвязи музыкально-исторических и музыкальнотеоретических
дисциплин с общегуманитарными; формирование
творческой личности, органично ассимилирующей прежние
достижения и новые открытия.
Перечисленные координаты объединяются вокруг
важнейшей проблемы современной педагогики – развития
активного мышления, постепенно кристаллизующего шкалу
общекультурных ценностей личности. Её формирование
начинается с детства в среде, где человек живёт, воспитывается,
учится, совершенствует свои мыслительные способности в
интеллектуальных состязаниях
(диспутах,
олимпиадах,
конференциях), ежегодно проводимых в учебных заведениях
России, в том числе и в Челябинске на различных уровнях:
городском («Первые шаги в науке»), областном («Эрудит»),
региональном («Интеллектуалы XXI века»).
В четырнадцатом выпуске опубликованы материалы
XV Городской конференции научного общества учащихся
детских музыкальных школ и школ искусств «Первые шаги в
науке», прошедшей 17 марта 2018 года на базе Южно-Уральского
института искусств имени П.И. Чайковского.
Сборник содержит тексты тринадцати докладов,
охватывающих широкий круг проблем. Музыка выполняет
интегрирующую функцию в тематике всех сообщений. От неё
расходятся векторы в разные сферы культуры, искусства и науки:
историю отечественной («Intermezzo symphonique in modo
classico
М.П. Мусоргского») и зарубежной музыки
(«Музыкальные метаморфозы: 24 каприс Н. Паганини»), теории
музыки («Музыкальный строй»), шифрования в музыке
(«Искусство музыкального шифрования»), вопросы синтеза
искусств («Сказочные персонажи Т. Гофмана в музыке и
живописи»), историко-стилевого обобщения («Оттенки одной
3
Стр.3
интонации в истории музыкальных стилей», «Оперетта – особый
музыкальный жанр», «Космическая одиссея в искусстве»),
направления современной массовой музыкальной культуры
(«Направление симфо-готик-метал как соединение классической
и современной музыкальных культур»).
Ярко представлен региональный компонент («Песенный
фольклор оренбургских казаков в его различных видах и
жанрах», «Виктор Козлов и его сеньорита гитара»,
«Танцевальная династия Истоминых: вчера, сегодня, завтра») и
внеевропейская музыкальная культура («Музыкальные
инструменты как выражение гармонии японской культуры»).
В процессе «брожения» мысли, сотворчества учащихся,
научных руководителей (преподавателей ДШИ) и научных
консультантов (доцентов ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского)
происходит некое открытие, приводящее к самопознанию,
самоутверждению начинающего исследователя. Каждый
учащийся определяет свой круг интересов, настойчиво ищет ту
«нехоженую тропу», которая в ходе работы постепенно
приобретает
личностное очертание, характеризующее
собственный неповторимый ход размышлений. В этом, вероятно,
и заключается смысл образования, направленного на реализацию
внутреннего интеллектуального потенциала ученика, поскольку
главное направление современной педагогики созвучно
известному афоризму величайшего немецкого философа XVIII
века Иммануила Канта: «Учить не мыслям, а мыслить».
Думается, что материалы публикаций найдут широкое
применение в учебном процессе, принесут методическую пользу
преподавателям и учащимся детских школ искусств, студентам
средних и высших музыкальных профессиональных учебных
заведений.
И.Г. Дымова,
кандидат педагогических наук, доцент
4
Стр.4