Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Государство и право (ИОН)

Государство и право (ИОН) №8 2019 (900,00 руб.)

0   0
Страниц266
ID676041
Государство и право (ИОН) .— 2019 .— №8 .— 266 с. — URL: https://rucont.ru/efd/676041 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государство_и_право_(ИОН)_№8_2019.pdf
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2019, № 8, с. 7–14 STATE AND LAW, 2019, № 8, pp. 7–14 МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАРАНТИЙ «СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗНАНИЙ» И РАЗВИТИЯ «ЗОН ЗНАНИЙ» В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И КУЛЬТУРЫ: К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО © 2019 г. Е. М. Доровских*, О. В. Орлова**, Е. В. Скурко*** *Е-mail: dorovelena@yandex.ru **Е-mail: postorlova@yandex.ru ***Е-mail: e.skurko@mail.ru Поступила в редакцию 05.02.2019 г. Аннотация. В настоящее время проблема развития международного сотрудничества в сфере науки, с образования и культуры выходит в ряд приоритетов государственной политики, поскольку становитя определяющим фактором того, какое место данное государство сможет занять в глобальном мире в будущем. Эффективность развития правового регулирования по обозначенному кругу вопросов может внести существенный вклад в полноту реализации государством своего научно-технического потенциала, развития образования, повышения уровня культуры в обществе. Ключевые слова: научно-техническое сотрудничество, правовые основы сотрудничества в сфере кульзнаний», метуры и образования, эффективность правового регулирования, «свобода движения знаний», «зона ждународная интеграция, гражданское общество. Цитирование: Доровских Е.М., Орлова О.В., Скурко Е.В. Международное научно-техническое сотрудрничество, сотрудничество в сфере образования и культуры: к проблеме эффективности правового егулирования гарантий «свободы движения знаний» и развития «зон знаний» в межгосударственных интеграционных объединениях // Государство и право. 2019. № 8. С. 7–14. №Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-29-15014. DOI: 10.31857/S013207690006237-2 COOPERATION, COOPERATION IN THE FIELD OF EDUCATION AND CULTURE: ON THE PROBLEM OF THE EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION OF GUARANTEES OF “FREEDOM OF MOVEMENT OF KNOWLEDGE” AND THE DEVELOPMENT OF “KNOWLEDGE ZONES” IN INTERSTATE INTEGRATION ASSOCIATIONS INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNICAL © 2019 Е. М. Dorovskikh*, O. V. Orlova**, E. V. Skurko*** *Е-mail: dorovelena@yandex.ru **Е-mail: postorlova@yandex.ru ***Е-mail: e.skurko@mail.ru Received 05.02.2019 7
Стр.1
8 ДОРОВСКИХ, ОРЛОВА, СКУРКО Abstract. Nowadays the problem of the development of international cooperation in the fields of science, education and culture turns to become a priority issue for the state policy, for it becomes a factor of high weight as to the prospects for a state as to the position it would obtain in the global world in the future. The effectiveness of legal regulation development for the fields pointed above could make a significant contribution to the realization in full of the state's potential in the fields of science, education and culture growth. Key words: scientific and technical co-operation, legal basis for cooperation in the field of culture and education, c effectiveness of legal regulation, “free movement of knowledge”, “knowledge zone”, international integration, ivil society. For citation: Dorovskikh, E.M., Orlova, O.V., Skurko, E.V. (2019). International scientific and technical reg cooperation, cooperation in the field of education and culture: on the problem of the effectiveness of legal in interstate integration associations // Gosudarstvo i pravo=State and Law, № 8, pp. 7–14. The study was supported by RFBR, research project No. 18-29-15014. На фоне глобализационных процессов научно-технический прогресс предоставляет новейшие технические возможности – Интернет, цифровые технологии, системы связи и массовых коммуникаций, что на передний план общественной жизни и в государственной политике повсеместно выдвигает проблему «свободы движения знаний», впервые обозначившуюся и сформулированную в середине 2000-х годов на пространстве Европейского Союза. В настоящее время приходит понимание комплексности проблематики развития декларируемого принципа-цели «свободы движения знаний» – будь то в пространстве отдельно взятой страны или в ходе развития международного сотрудничества. Действительно, технические возможности современности, их фактически массовая доступность, казалось бы, позволяют обеспечивать «свободу движения знаний» практически неограниченно и беспрепятственно. Тем не менее даже простой «свободный» информационный обмен, распространение и поиск информации (а тем более в связи с идеями обеспечения «свободного движения знаний») наталкиваются на определенные ограничения – либо на основании необходимости защиты общественных интересов, либо по соображениям безопасности, либо по морально-нравственным, политическим, экономическим и другим мотивам, хотя, с другой стороны, они объективно нуждаются в особенном стимулировании, если речь идет, например, о служении общим интересам в рамках потребностей и интересов общественного развития, национальным (государственным) интересам, интересам каждого отдельного гражданина и проч. Так, следовательно, можно утверждать, что «свобода движения знаний» – особая сфера в общественных отношениях, объективно требующая сегодня развития соответствующего правового регулирования. ulation of guarantees of “freedom of movement of knowledge” and the development of “knowledge zones” Точно так же в современном глобальном мире развитие международного сотрудничества в сфере науки, образования и культуры становится, с одной стороны, объективной потребностью для любого государства и общества. Однако, с другой стороны, хаотичное или неадекватное развитие такого рода взаимосвязей в своей субъективной направленности может наносить вред тому или иному государству и(или) обществу, повлечь в перспективе необратимые негативные последствия, если научно-технический потенциал будет ими растрачен, например, на поддержание «внешних» взаимодействий, а культура и образование, как следствие, деградируют за невостребованностью своими собственными – «титульными» «носителями» и их «преемниками». Не случайно, например, Европейский Союз уже около двух десятилетий прикладывает усилия к системному развитию разнообразных форм и структур, обеспечивающих стимулирование и скоординированность научно-исследовательской деятельности на пространстве ЕС, уделяет внимание вопросам образования и культуры, действуя в пользу укрепления ЕС в целом с учетом интересов государств-членов, – и, надо отметить, во многом за счет «третьих стран», – аккумулируя «знания» и координируя комплекс связанных с этим процессов в рамках формирования Европейского исследовательского пространства (ЕИП), или «открытого пространства знаний», а также продвигая идеи «пятой свободы» в ЕС – «свободы движения знаний» 1. В последние годы в Российской Федерации также активизировались процессы поддержки 1 Справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества Европейского Союза, стран ̶ членов ЕС и Российской Федерации / пер. с англ. М., 2012. С. 3; см. также: URL: https://eeas.europa.eu/delegations/russia_ru; Make “knowledge” a fifth Community freedom // CORDIS focus. Luxemburg, 2007. № 278 (May). P. 3; и др. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 8 2019
Стр.2
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 9 внаучно-технического развития страны, образоания и культуры. В известной мере можно говорить, что параллельно с процессами на европейском пространстве протекают соответствующие в процессы по формированию правового регулироания в названных сферах, в том числе в направлении обеспечения свободы движения знаний внутри страны и, как это декларируется, в интересах общественного развития России. (в Своего рода апогеем указанных процессов плане развития правового регулирования) можказом Президента РФ от 9 мая 2017 г. но назвать разработку и принятие Стратегии разФвития информационного общества в Российской денной Уедерации на период с 2017 по 2030 год, утвержи № 203, в которой была прямо сформулирована поставлена цель обеспечения условий для форСтратегия дает определение общества знаний мирования в Российской Федерации «общества знаний» 2. как общества, «в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производсство и распространение достоверной информации учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Помимо этого Страотегия обращается и к понятию «информационное ступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан». пусть иВ рамках подхода, избранного в Стратегии, рбщество», определяя его как «общество, в котоом информация и уровень ее применения и долюбым законным способом» (ч. 4 ст. 29). Вместе с тем эта свобода в известной мере ограничивается как собственно Конституцией, так и предусмотренными в ней законодательными актами. Принципиальными положениями здесь являются следующие: существует перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяемый Федеральным законом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ); сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено Законом (ст. 24 Конституции РФ). Все иные допускаемые Основным Законом ограничения свободы движения информации в основе своей вытекают из приведенных и ряда иных конституционных норм. Однако здесь проявляется необходимость опрене впрямую, но, несомненно, имплицитно, подразумевается, что обеспечение определенного уровня «свободы движения знаний» внутри страны есть необходимое условие для формирования не просто «информационного общества», но «обзщества знаний». Особенное значение в этой свягических национальных приоритетов Рои приобретает положение о том, что учет стратеа Федерации в данном вопросе есть необходимость, л сами они в разных формах и многократно формуазличного уровня, т. е. российского законодательства в целом. в Фундаментом для формирования системы праРоссийской Федерации. Так, Конституция РФ устанавливает: «Каждый ируются либо вытекают из целей и смысла целорго ряда действующих нормативных правовых актов ового регулирования в сфере построения и развиития в России как информационного общества, так в имеет право свободно искать, получать, передаГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 8 2019 ать, производить и распространять информацию 2 См.: СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901. ссийской делить (и разграничить), следует ли отождествлять информацию «вообще» и «знания», которые (по крайней мере терминологически) употребляются отнюдь не всегда взаимозаменяемым образом. Так, в современной философии «знание» определяется как «продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого» 3, в то время как под информацией понимают «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний» 4. Отсюда, если следовать формальному подходу, «знания» и «информация» должны соотноситься как «часть» и «целое». Именно этот подход получает отражение в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, когда «общество знаний» определяется через представление о (достоверной) информации. С нашей точки зрения, если принимать во внимание, что «в знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности» 5, то, строго говоря, «информация» и «знания» скорее соотносятся друг с другом как «общее» и «особенное». И именно это представление должно находить свое отражение как в законодательстве, так и в процессах его развития по соответствующему кругу М., 1987. С. 150, 151. 4 Там же. С. 172. 5 Там же. С. 151. 3 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд.
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ