Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социология науки (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторГригорьев В. Е.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц385
ID673069
АннотацияВ книге обсуждаются основные вопросы социологии науки: представление о науке как социальном явлении и социальном институте, структура науки, внутренние процессы в науке, взаимодействие науки с внешней социальной средой. Особое внимание уделено взаимоотношениям «люди — наука».
Кому рекомендованоУчебник предназначен для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям 39.03.01 и 39.04.01 «Социология».
ISBN978-5-392-26106-2
УДК316(075.8)
ББК60.56я73
Григорьев, В.Е. Социология науки : учебник / В.Е. Григорьев .— Москва : Проспект, 2018 .— 385 с. — ISBN 978-5-392-26106-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/673069 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социология_науки._Учебник.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.380
Стр.381
Стр.382
Стр.383
Стр.384
Стр.385
Социология_науки._Учебник.pdf
В. Е. Григорьев СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ УЧЕБНИК Москва 2018
Стр.2
ББК 60.5УДК 316(075.8) Г83 6я73 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Г83 Григорьев В. Е. Социология науки : учебник. — Москва : Проспект, 2018. — 384 с. ISBN 978-5-392-26106-2 В книге обсуждаются основные вопросы социологии науки: представление о науке как социальном явлении и социальном институте, структура науки, внутренние процессы в науке, взаимодействие науки с внешней социальной средой. Особое внимание уделено взаимоотношениям «люди — наука». Учебник предназначен для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям 39.03.01 и 39.04.01 «Социология». ББК 60.5УДК 316(075.8) 6я73 Учебное издание ГРИГОРЬЕВ ВИТАЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ Учебник Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 500 (1-й завод 100) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Подписано в печать 23.01.2018. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. /16 ISBN 978-5-392-26106-2 © Григорьев В. Е., 2018 © ООО «Проспект», 2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАУКУ Глава 1. Что такое наука? ................................................................................................... 3 Изобретение нового метода познания ................................................................. 3 Методологические принципы науки ....................................................................... 7 Время возникновения науки ....................................................................................12 Общественный конфликт ...........................................................................................14 Социологические объяснения возникновения науки ....................................15 Единство науки ..............................................................................................................16 Заключение .......................................................................................................................19 Вопросы для обсуждения .............................................................................................19 Глава 2. Основания социологии науки ........................................................................20 Модель науки Огюста Конта .....................................................................................20 Конвенционализм .........................................................................................................22 Современный позитивизм .........................................................................................26 Место социологии науки ............................................................................................28 Заключение .......................................................................................................................32 Вопросы для обсуждения .............................................................................................33 Глава 3. Специфические методы социологии науки .............................................34 Наукометрия ...................................................................................................................34 Маленькая наука, большая наука ...........................................................................39 Антропология науки .....................................................................................................43 Заключение .......................................................................................................................48 Вопросы для обсуждения .............................................................................................48 Глава 4. Инструментарий измерения научной деятельности ............................49 Измерение научной активности .............................................................................49 Количество публикаций .................................................................................49 Авторский пропорциометрический индекс (АПИ) ..............................49 Индексы специализации ...............................................................................50 379
Стр.380
Измерение научного влияния .................................................................................50 Индексы цитирования ....................................................................................50 Индекс нецитирования ..................................................................................54 Импакт-фактор ...................................................................................................54 Индекс оперативности ...................................................................................56 Импакт-фактор автора ....................................................................................56 Индекс Прайса ...................................................................................................57 Индекс Хирша (H-индекс) .............................................................................57 Способ оценки влияния журнала Габриэля Пински и Фрэнсиса Нарина ..................................................................................59 Алгоритм ранжирования Пейджа ..............................................................59 Период полужизни ......................................................................................................59 Период полужизни цитирования ..............................................................60 Период полужизни цитируемости ............................................................60 Измерение взаимосвязей в науке .........................................................................61 Тематические связи ........................................................................................61 Индикаторы научного сотрудничества ....................................................61 Рецензирование ...........................................................................................................63 Административная оценка ........................................................................................67 Исследования репутаций ...........................................................................................70 10 концептуальных измерений качества ............................................................70 Заключение .......................................................................................................................72 Вопросы для обсуждения .............................................................................................73 Глава 5. Научный этос.........................................................................................................74 Что такое этос .................................................................................................................74 Нормативная теория Роберта Мертона ..............................................................75 Патологическая наука .................................................................................................85 Фальсификация в науке .............................................................................................98 Система поощрения и наказания в науке .......................................................102 Заключение ....................................................................................................................110 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................110 Глава 6. Наука и социология научного знания .....................................................112 Социология научного знания ...............................................................................112 Эдинбургская школа .................................................................................................113 Батская школа ..............................................................................................................115 Реализация сильной программы .........................................................................116 Критика сильной программы ................................................................................121 Теория акторных сетей ............................................................................................122 380
Стр.381
Розыгрыш Сокала ....................................................................................................... 127 Оценка социологии научного знания ................................................................133 Заключение ....................................................................................................................136 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................136 Часть 2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ Глава 7. Организационная структура науки............................................................ 137 Формальные научные организации ...................................................................138 Российская академия наук (РАН) .........................................................................141 Академическая свобода и академическая автономия ...............................142 Дисциплинарная структура ....................................................................................144 Гуманитарные и точные науки ..............................................................................146 Ядро и периферия научного знания: существует ли иерархия научных дисциплин? .........................................................................................148 Неформальные научные структуры ...................................................................151 О причинах существования незримых колледжей ......................................156 Научные школы .......................................................................................................... 157 Эпистемические культуры ......................................................................................160 Научные элиты ............................................................................................................163 Заключение ....................................................................................................................163 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................164 Глава 8. Коммуникативная структура науки ..........................................................165 Виды научной коммуникации ...............................................................................165 Научная риторика ......................................................................................................165 Типы публикаций .......................................................................................................172 Соавторство ..................................................................................................................173 Цитат-поведение ........................................................................................................176 Информационный поиск ........................................................................................182 Психология и научная коммуникация ...............................................................184 Язык науки ....................................................................................................................186 Заключение ....................................................................................................................193 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................194 Часть 3. СРЕДА НАУКИ Глава 9. Человек в науке .................................................................................................195 Логика 381 ........................................................................................................................196 Интеллект ......................................................................................................................198 Креативность ..............................................................................................................200
Стр.382
Интуиция ......................................................................................................................201 Исследования черт личности ................................................................................203 Типология ученых ......................................................................................................208 Возраст и наука ...........................................................................................................220 Брак и наука .................................................................................................................221 Наука и здоровье .......................................................................................................222 Наука и политические взгляды ............................................................................225 Мотивы занятия наукой .........................................................................................229 Заключение ....................................................................................................................229 Вопрос для обсуждения .............................................................................................230 Глава 10. Пол в науке .......................................................................................................231 Пол или гендер? .........................................................................................................231 Состояние дел ..............................................................................................................232 Хлопоты феминизма .................................................................................................236 Феминистская эпистемология ..............................................................................241 Экофеминизм...............................................................................................................243 Дело Ларри Саммерса .............................................................................................244 Почему пол в науке имеет значение .................................................................245 Заключение ....................................................................................................................254 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................254 Глава 11. Наука в обществе (социальные функции науки) .............................255 Экономические функции ........................................................................................256 Влияние науки на экономику ....................................................................256 Инновационная функция науки ............................................................... 257 Производительная функция науки .....................................................................262 Мировоззренческая функция науки ..................................................................265 Религиозная функция ...............................................................................................268 Политические функции ...........................................................................................274 Развлекательная функция науки .........................................................................278 Классификация функций науки ...........................................................................281 Социальные дисфункции науки ...........................................................................282 Заключение ....................................................................................................................283 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................283 Глава 12. Воспроизводство научного потенциала общества .........................284 Происхождение научных кадров .......................................................................284 Связь науки и образования ...................................................................................285 Эффективность научного образования.............................................................286 382
Стр.383
Ситуационная теория познания ...........................................................................292 Теория концептуальных изменений .................................................................293 Оценка теорий обучения ........................................................................................296 Широта образования ................................................................................................298 Совмещение научной и преподавательской деятельности ......................299 Проблемы российской аспирантуры .................................................................302 Советы начинающим ученым ................................................................................306 Заключение ....................................................................................................................308 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................309 Глава 13. Государственная научная политика .......................................................310 Большая наука .............................................................................................................310 Вторая академическая революция .....................................................................311 Академический капитализм ..................................................................................312 Причины изменений в научной политике в сторону коммерциализации .......................................................................313 Проблемы коммерциализации науки ...............................................................314 Бюрократизация науки ............................................................................................316 Секретность и наука ..................................................................................................316 Структура государственного управления наукой в Российской Федерации ................................................................................ 317 Государственное финансирование науки ........................................................318 Грантовая система ......................................................................................................320 Государственная система аттестации в России .............................................322 Наука и демократия ..................................................................................................325 Наука и общественные движения .......................................................................328 Заключение ....................................................................................................................330 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................330 Глава 14. Проблемы российской науки....................................................................331 Зачем стране наука ...................................................................................................331 Прекращение холодной войны ............................................................................332 Нехватка средств .......................................................................................................333 Сокращение научных кадров ................................................................................336 Проблема старения ...................................................................................................338 Проблема «утечки мозгов» ....................................................................................340 Проблемы системы образования ........................................................................342 Проблема заметности российской науки ........................................................342 Проблемы управления .............................................................................................345 Заключение .................................................................................................................... 347 Вопросы для обсуждения .......................................................................................... 347 383
Стр.384
Глава 15. Мировая наука и международные научно-технические отношения ........................................................................................................348 Республика ученых или содружество национальных наук .......................348 Состояние международного сотрудничества .................................................352 Культура и международные проекты ................................................................353 Правила организации международного исследования .............................354 Заключение ....................................................................................................................360 Вопросы для обсуждения ..........................................................................................360 Контрольные вопросы .....................................................................................................361 Указатель имен ....................................................................................................................370
Стр.385

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ