МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Н.К. Панько
ПРАВА ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ
ПРОЦЕССЕ
Методические указания и задания
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
Содержание
1. Общие методические указания...................................................................... 4
2. Содержание разделов дисциплины ............................................................... 8
3. Контрольные задания ...................................................................................16
4. Библиографический список .........................................................................23
5. Вопросы к зачету...........................................................................................36
3
Стр.3
го, студенты должны знакомиться с современными публикациями по вопросам
уголовного судопроизводства и соблюдения (нарушения) прав личности
в журналах: «Уголовный процесс», Российская юстиция», «Судебная
власть и уголовный процесс», «Законность», «Российский адвокат», «Вопросы
адвокатуры» и т.д.
В курсе рассматривается исторический аспект возникновения и становления
прав личности в России, анализируется международный опыт
борьбы за права человека, исследуется связь цивилизации и уровня культуры
касательно отношения к конкретному индивиду и его потребностям. Из
этого формируется другая, не менее актуальная задача, которая состоит в
том, чтобы помочь студентам воспитать в себе уважительное отношение к
российскому законодательству и четкое понимание того, что именно они
являются будущими субъектами применения права, со всеми последующими
обязательствами перед законом, обществом и собственной совестью.
Курс «Права личности в уголовном процессе» входит в вариативную
часть цикла уголовно-процессуальных дисциплин, изучаемых на юридическом
факультете.
Аудиторная работа по дисциплине «Права личности в уголовном
процессе» проходит в форме лекций (16 часов) и самостоятельной работы
(56 часов) на дневном отделении; на остальных формах обучения установлены
часы самостоятельной работы и лекций в соответствии с утвержденными
учебными планами этих отделений.
Внеаудиторная работа студентов состоит в решении задач-казусов и
тестовых заданий. Это вырабатывает у студентов умение и навыки работы с
законодательством (поиск, умение конспектировать и сопоставлять данные);
развивает анализ, синтез; вырабатывает способность обобщать факты
жизни и науки. При решении задач-казусов студенты учатся: а) юридическому
мышлению (рассуждение, подкрепленное доказательствами), б) пра6
Стр.6
вильному толкованию уголовно-процессуального закона и других нормативных
актов, что помогает практическому поиску истины, например, при
производстве предварительного расследования и рассмотрения уголовного
дела в судебном заседании. Также выполнение задач помогает исследованию
комплексного подхода в решении юридических вопросов, квалификации
нарушений законности в целом и нарушения прав личности, в частности,
позволяет критически анализировать действующее законодательство и
содержащиеся в нем правовые механизмы обеспечения прав личности.
Промежуточная аттестация проходит в виде зачета; вопросы к зачету
представлены в данных методических указаниях и заданиях.
Невыполнение или неправильное выполнение текущей аттестации не
является основанием для недопущения студентов к зачету, но результаты
текущего контроля учитываются при промежуточной аттестации (зачет).
7
Стр.7
Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1. Курс «Права личности в уголовном процессе как учебная
дисциплина»
Предмет изучения, его теоретическая и практическая значимость. Задачи
и система курса. Соотношение курса «Права личности» с основным
курсом «Уголовный процесс». Место курса «Права личности в уголовном
процессе» в системе юридических дисциплин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что включает в себя понятие «права личности»?
2. Какова практическая значимость зафиксированных в правовых актах
прав личности?
3. Существуют ли какие-нибудь сферы жизнедеятельности, которые не затрагивают
человека, его права, свободу и законные интересы?
4. Как соотносятся курсы «Уголовный процесс» и «Права личности в уголовном
процессе?
5. Каково место курса «Права личности в уголовном процессе» в системе
юридических дисциплин?
ТЕМА 2. Права личности: понятие и принципы, исторический и сравнительный
анализ развития и влияние цивилизации
Основные принципы теории прав человека. История развития прав
личности в некоторых западных государствах (Англия, США, Франция) и
история развития прав личности в России. Связь цивилизации, уровня куль8
Стр.8
туры с системой прав человека. Отличия в подходе к самому явлению –
права человека – в таких мировых религиях, как христианство, ислам, буддизм.
Вопросы
для самоконтроля
1. Какие принципы теории прав человека являются основными?
2. Какая хронология развития идеи прав личности и ее осуществление в
Англии, США и Франции?
3. Какова связь уровня культуры, цивилизации с системой прав человека?
4. Каковы отличия в отношении к личности и ее правам в различных мировых
религиях?
ТЕМА 3. Правовые основы защиты прав и законных интересов участников
уголовного судопроизводства
Участники уголовного процесса, подлежащие защите в ходе уголовного
судопроизводства. Понятие и содержание правового статуса субъектов
уголовного процесса. Назначение уголовного судопроизводства. Роль
принципов уголовного процесса в механизме реализации прав и законных
интересов субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Обеспечение
прав потерпевшего от преступления; обеспечение прав лиц, подвергнутых
уголовному преследованию. Обеспечение прав иных лиц, участвующих в
уголовном судопроизводстве.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие участники уголовного процесса подлежат защите в ходе уголовного
судопроизводства?
9
Стр.9
2. Какие права, обязанности и ответственность составляют содержание правового
статуса субъектов уголовного процесса?
3. В чем заключается назначение уголовного судопроизводства?
4. Какое значение имеют принципы уголовного процесса в системе реализации
прав и законных интересов?
5. Какая существует правовая база для обеспечения прав потерпевшего? В
чем состоит реальный механизм обеспеченности прав и соблюдения законных
интересов вышеуказанного лица?
6. В чем состоит обеспечение прав лиц, подвергнутых уголовному преследованию?
Назовите, что входит в законодательную основу такого обеспечения.
7.
Какие правовые положения входят в основание для обеспечения прав
иных участников уголовного судопроизводства?
ТЕМА 4. Государственная защита участников уголовного судопроизводства
Понятие
и виды государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Лица, подлежащие государственной защите. Органы, обеспечивающие
государственную защиту. Основания и порядок осуществления
государственной защиты. Ответственность за нарушение правил государственной
защиты.
Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют виды государственной защиты участников уголовного
судопроизводства?
10
Стр.10