Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563786)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Православное церковное сопротивление в СССР (290,00 руб.)

0   0
АвторыШкаровский Михаил Витальевич, Анашкин Д. П., Шкаровский М. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц296
ID664021
АннотацияВ настоящей книге представлены краткие биографические данные участников церковного движения «непоминающих». Это движение возникло в 1927 г. после опубликования декларации митрополита Сергия Страгородского о лояльности Церкви к советской власти. «Непоминающпе» представляли церковную оппозицию курсу митрополита Сергия «справа» и, может быть, самую последовательную оппозицию правящему режиму. После разгрома белых армий и повстанческого движения в ходе Гражданской войны, после уничтожения политических противников большевизма в ходе политических репрессий именно церковное сопротивление просуществовало наиболее долгий срок и привлекло в свои ряды всех уцелевших противников существующего строя. В 1920-1930 гг. это движение было довольно широко представлено в Русской Церкви. В дальнейшем его участники подверглись массовым репрессиям. К концу 1930-х гг. все легальные формы существования церковной оппозиции были разгромлены, а ее активные члены расстреляны или отбывали сроки в тюрьмах и лагерях. Многие оттуда уже не вернулись. Часть из них после Великой Отечественной войны, в т. ч. епископ Афанасий (Сахаров) и его сторонники, присоединились к Московской Патриархии. Оставшиеся окончательно перешли на нелегальное положение, образовав т. н. катакомбное движение. Отдельные участники церковного подполья дожили до начала 1990-х гг. Церковное сопротивление и подполье в СССР - одна из самых малоизученных страниц отечественной истории.
Кому рекомендованоДанная работа имеет целью дать исследователям и всем интересующимся церковной историей новейшего времени материал, который позволил бы узнать и понять судьбы людей, отстаивавших независимость Русской Церкви в условиях антихристианского государства.
ISBN978-5-8243-1672-8
УДК94(47):271.2(092)
ББК63.3г(2):86.372
Православное церковное сопротивление в СССР : биографический справочник, 1927-1988 гг. / М.В. Шкаровский, Д.П. Анашкин; ред. М.В. Шкаровский .— : [Б.и.], 2013 .— 296 с. : ил. — [4] л. портр.; Библиогр.: с. 279-286 .— ISBN 978-5-8243-1672-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/664021 (дата обращения: 22.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Православное_церковное_сопротивление_в_СССР__биографический_справочник_1927_-_1988_гг..pdf
УДК 94(47) ББК 63.3г(2) П68 Издание nодготовле1tО Фондом Русской Истории (Foundation 0/ Russian History,jordanville, USA) и Свято-Трouц'/(ой дуХO(JШ)Й семинарией (Джордан8U.ЛЛtJ, США) П68 Православное церковное СОПРОТНВJIенне. в СССР. Биоrpвфический справочник. t927-t988п./авт.-сост. М.В. Шка.ровcio(ЙиД. П. Анашкин, отв. ред. М. В. ШкаровсКиЙ-. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 287 с. : ил. ISBN 978-5-8243-1672-8' ~ в настоящей книге представлены краткие 6иограФиЧеСКИli_~нные участников церковного движения ~непоминающих •. Это движение воЗникло в 1927 г. после опубликования декларации митрополита Сергия Страгородского о лояльности Церкви к советской власти. ~Непоминающие. представляли церковную оппозицию курсу митрополита Сергия ~справа. и, может быть, самую последовательную оппозицию правящему режиму. После разгрома белых армий и повстанческого движения в ходе Гражданской войны, после уничтожения политических противников большевизма в ходе политических репрессий именно церковное сопротивление просуществовало наиболее долгий срок и привлекло в свои ряды всех уцелевших противников существующеl'О строя. В 1920-1930 П. это движение было довольно широко представлено в Русской Церкви. В дальнейшем его участники подверглись массовым репрессиям. К концу 1930-х П. все легальные формы существования церковной оппозиции были разгромлены, а ее активные члены расстреляны или отбывали сроки в тюрьмах и лагерях. Многие оттуда уже не вернулись. Часть из них после Великой Отечественной войны, в т. ч. епископ Афанасий (Сахаров) и его сторонники, присоединились к Московской Патриархии. Оставшиеся окончательно перешли на нелегальное положение, образовав т. н. катакомбное движение. Отдельные участники церковного подполья дожили до начала 1990-х п. Церковное сопротивление и подполье в СССР - одна из самых малоизученных страниц отечественной истории. Данная работа имеет целью дать исследователям и всем интересующимся церковной историей новейшего времени материал, который позволил бы узнать и понять судьбы людей, отстаивавших независимость Русской Церкви в условиях антихристианского государства. УДК 94(47) ББК 63.3г(2) ISBN 978-5-8243-1672-8 © Фонд Русской Истории (Джорданвилль, США),2013 © Российская политическая энциклопедия, 2013
Стр.2
Предисловие к истории православного церковного сопротивления в СССР1 Представляемая читателю книга посвящена участникам православного церковного сопротивления в период советской власти и в основном состоит из их жизнеописаний. В то же время настоящая работа не является сборником биографий всех лиц, имевших какое-либо отношение к движению «непоминающих~ в России. Главное достоинство книги в том, что помещенные в ней биографические справки собраны из документов различных архивов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и государственных архивов России. М. В. Шкаровский не имел возможности исследовать все архивы бывших республик СССР, содержащие сведения, которые можно было включить в эту книгу, да и не все архивы были открыты для исследователей. Поэтому данная работа является лишь одним из первых вкладов в дело собирания сведений о членах противоречивого течения, получившего название .движение непоминающих~. В книгу вошли биографии тех священнослужителей, о наличии канонического преемства которых было определенно известно. Срез жизни большинства лиц, поименованных в книге, ограничен началом Второй мировой войны. Участие в работе над книгой представителей Русской Зарубежной Церкви продолжает традицию русского зарубежья, наиболее ярко отображенную в двухтомнике .Новомученики и исповедники Российский~ протопресвитера Михаила Польского. Эта книга стала классическим пособи~м для всех обращающихся к исследованию движения сопротивления церковной политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Настоящую книгу от сборника о. Михаила отличает широкое использование архивных материалов и стремление по возможности точно отобразить историческую правду. Как мы теперь видим, не все из наследия отложившихся от митрополита Сергия было принято Русской Церковью, что главным образом относится к суждениям полемического характера. Не канонизируя позицию «непоминающих~ в отношении митрополита Сергия, Церковь тем не менее свидетельствует о том, что подвиг многих отделившихся был совершен ради Христа. Особенно ярко это видно на примере архиепископа Виктора (Островидова), одного из наиболее резких антисергиан, однако прославленного Московским Патриархатом, чьи покоящиеся в Вятке мощи почитают многие верующие. Теперь очевидно, что курс митрополита Сергия не вывел его самого и его последователей из ограды Русской Церкви. Важно отметить, что опасность оказаться 1 Авторы-составители благодарят диакона Андрея Псарёва. вдохновившего на настояший труд.
Стр.3
.ad\, 4 Предисловие вне ее стояла и перед ревнителями, которые в значительном числе после Второй мировой войны решили установить молитвенное общение с Московским Патриархатом. С христианской точки зрения, в сопротивлении клириков и мирян Русской Церкви курсу митрополита Сергия вызывает глубокое уважение их борьба за независимость внутренней жизни Русской Церкви от государственного диктата. Однако эта борьба в условиях антицерковного государства, нежелание идти на компромисс с совестью были возможны только благодаря высоте духовной жизни, а значит и нравственной чистоте этих епископов, клириков и мирян. Это горение духовной жизни служит путеводной звездой и для нас, современных христиан. Только в 1990-е П., когда пал коммунистический режим и стали частично доступны материалы архивов КГБ-ФСБ, появилась возможность отдать долг памяти тысячам новомучеников и подвижников Русской Православной Церкви, ставших жертвами безбожной власти. В книге опубликованы биографии священнослужителей и мирян, принадлежащих к различным течениям движения отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Его возникновение в 1927 г. связано с одним из ключевых переломных моментов в новейшей истории Русской Церкви. В первое десятилетие существования советского государства неоднократные попытки гражданских властей подчинить Православную Церковь, поставить ее под полный контроль, сделать ~придатком государственного аппарата~ (обновленческий, григорианский расколы и т. д.) В целом заканчивались неудачей. Уже тогда появились и первые катакомбные (тайные) общины, которые перешли на нелегальное положение. События конца 1920-х гг. стали отправной точкой нового острейшего кризиса в Патриаршей Церкви. Рубежом явилась ~легализация» Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), потребовавшая значительных уступок ~Декларация 1927 г.~, официально называемая ~Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода "Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти"~, означала отход от позиции аполитичности, возникновение новой формы взаимоотношений Патриаршей Церкви с государством. Именно с этого времени был установлен почти тотальный контроль гражданских властей над внутрицерковной жизнью. Такие компромиссы были негативно восприняты многими священнослужителями и мирянами. Возникшее в 1927 г. движение ~непоминающих~ (гражданских властей и митрополита Сергия) было широко распространено в СССР; первоначально более 50 архиереев отказались от административного подчинения Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, затем их число увеличилось. Центральное место среди ~непоминающих~ занимала наиболее сильная иосифлянская группа, получившая свое название по имени руководителя - митрополита Петроградского Иосифа (Петровых). Именно Владыка Иосиф ввел в употребление термин Истинно-Православная Церковь, применив его в одном из своих писем 1928 г. по отношению к противникам митрополита Сергия. Среди других течений ~непоминающих~ наиболее влиятельными были даниловцы, возглавляемые архиепископом Феодором (Поздеевским), и андреевцы, руководимые архиепископом Андреем (Ухтомским).
Стр.4
Предисловие 5 , •• Подавляющее большинство .непоминающих~ погибло в тюрьмах и лагерях. Однако значение их мужественной борьбы чрезвычайно велико. Она показала всю силу нравственного сопротивления русского народа утвердившемуся деспотическому безбожному режиму, породила целый сонм великих новомучеников и исповедников. Разгром Русской Церкви в 1920-1930-е гг. (в том числе уничтожение оппозиционной части духовенства), ее внутренний кризис в результате включения в систему тоталитарного общества стали трагедией не только для нее, но и для всего народа Советского Союза, оказали существенное воздействие на ограничение свободы совести, утверждение всеобъемлющего контроля, размывание нравственной основы борьбы и протеста в стране в целом. Но, несмотря на ожесточенные гонения, полностью уничтожить оппозиционное духовенство советские власти не смогли. И в послевоенные годы существовала достаточно широкая сеть тайных общин. Более того, в 1960-е гг. ряды Катакомбной Церкви вновь заметно выросли вследствие очередной кампании по борьбе с религией в СССР при Н. С. Хрущеве. Таким образом, к моменту падения советской власти враждебные к ней течения не перестали существовать. В своей работе авторы опирались на широкий круг литературных и архивных источников. Были использованы труды, содержащие биографические сведения о новомучениках (главных образом архиереях). * * * М. Польский, протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, т. 1. 1949, Т. 2.1957. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Пари ж, 1977. Резникова и. Православие на Соловках. Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. Париж, 1977. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Эрланген, 1979-1989. Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (Ухтомского ). М., 1991. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, Кн. 1. 1992, Кн. 2. 1996; и последующие труды отца Дамаскина. За Христа пострадавшие. Кн. 1. А-К М., 1997. Следует отметить также многочисленные статьи историков и. М. АндрееваАндреевского, В. В. Антонова и др. Ценные сведения были взяты из различных периодических изданий, прежде всего из журналов ~Православная PYCb~ и ~Православная жизнь •. Основную часть источниковой базы составили материалы репрессивных органов государственных архивов России. Следственные дела по процессам .буевцев., сторонников епископа Алексия (Буя) 1930 и 1932 гг., недавно рассекрече
Стр.5
.... 6 Предисловие ны И переданы в Центр документации новейшей истории Воронежской области (UДНИ ВО). В них освещена история иосифлянского движения в ЦентральноЧерноземной области в 1928-1932 ГГ., содержаться биографические сведения о воронежских иосифлянах, в том числе о таких известных церковных деятелях, как епископ Алексий (Буй), протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, Николай Дуло в, архимандрит Игнатий (Бирюков) и многих других (Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-17699, П-24705). Просматривалось также большое количество хранящихся в UДНИ ВО следственных дел истинно-православных христиан 1940-1950-х гг. Материалы следственного дела Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционной церковно-монархической организации .Истинно-Православная ЦерКОВЬj» 1931 г. содержатся в Архиве Комитета государственной безопасности Республики Татарстан. В них собраны сведения о 33 обвиняемых - представителях духовенства и интеллигенции Казани, среди которых были бывшие профессора Духовной академии, приходские священники, монахи, два епископа [Нектарий (Трезвинский) и Иоасаф (Удалов)] и т. д. (Ф. архивно-следственных дел. Д.2-18199). Следственное дело организации 4Истинное Православие,. Подмосковья и Тверской епархии 1930-1931 гг. хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). По делу было привлечено 63 человека: серпуховские и тверские священнослужители и миряне, в том числе епископ Максим (Жижиленко), протоиереи Александр Кремышенский и Александр Левковский (Ф. 10035. Оп. 1. Д.28850). В ГА РФ также хранятся следственные дела серпуховских иосифлян 1928 г. (д. П-51903), организации 4Истинное Православиеj» в Загорском, Клинском и Сходненском районах Московской области 1931 г. (Д. П-60406), протоиерея Сергия Голощапова 1937 г. (Д. П-32867) и др. Значительно расширило представление о деятельности .непоминающих. в Поволжье дело Самарского филиала организации 4Истинно-Православная ЦерKOBbj» 1930 Г. из Архива Управления ФСБ РФ по Самарской области (Ф. арх.-след. дел. Д. П -17773), а такЖе материалы Центра документации новейшей истории Костромской области и особенно Архива Управления ФСБ РФ по Ивановской области (Ф. aPX.-след. дел. Д. 9974, 7601-П, 7972-П др.). Несколько рассекреченных следственных дел украинских иосифлян было просмотрено в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины. Наибольший интерес из них представляет огромное 20-томное дело 1932 г. В нем отражена деятельность истинно-православных во всех регионах республики: в Донбассе, на Подолье, в Киевской, Харьковской, Одесской и Днепропетровской областях. Среди осужденных были епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов), архимандрит Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий (Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923). Интересные материалы содержатся также в архивно-следственных делах иосифлянских священников Киевской епархии Евгения Лукьянова, 1937 г. (Д. 59556), Андрея Бойчука, 1937 г. (Д. 60260) и Николая Венглинского, 1930 и 1938 ГГ. (Д. 51915, 63334). Материалы Архива Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области были изучены особенно тщательно, в том числе следственные дела руководителей иосифлянского движения: архиепископа Дмитрия (Любимова), епископов Сергия (Дружинина), Василия (Докторова), протоиереев Василия Верюж
Стр.6
Предисловие 7 1.1 ского, Викторина Добронравова и других. В качестве примера можно указать дело иосифлянского монашества 1932 г. По нему проходило около 60 человек: насельники Александро-Невской Лавры, монахини бывшего Иоанновского, Воскресенского Новодевичьего монастырей, насельники подворья Киево-Печерской Лавры в Ленинграде, валаамские монахи и т. д. (Ф. aPX.-след. дел. Д. П-75829). В работе использовались также материалы ряда других следственных дел, по которым проходили .непоминающие~: епископа Сергия (Дружинина) 1937 г. из Архива Управления ФСБ РФ по Республике Мари Эл, епископа Нектария (Трезвинского) 1925 г. из Архива Управления ФСБ РФ по Кировской области, так называемое Дело священной дружины 1937 г. из Архива Управления ФСБ РФ по Республике Коми, наконец, 4расстрельное дело~ Владык Иосифа (Петровых), Кирилла (Смирнова) и Евгения (Кобранова) из Архива Управления Комитета безопасности Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области. Значительная часть сведений была получена из ответов различных архивов Управлений ФСБ РФ на запросы М. В. Шкаровского. Таким образом, оказались собраны сведения по Белоруссии, Башкирии, Карелии, Удмуртии, Краснодарскому и Ставропольскому краям, Новгородской, Псковской, Архангельской, Вологодской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Липецкой, Тамбовской, Орловской, Кировской, Нижегородской и Оренбургской областям. Разнообразные биографические сведения по духовенству Северо-Запада России (в виде анкет, регистрационных карточек, автобиографий и т. д.) хранятся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Будучи ведущим научным сотрудником этого архива, М. В. Шкаровский имел возможность их систематического изучения. Кроме того, были использованы биографические картотеки Научно-информационного 4 Мемориала» (Санкт-Петербург) и библиотеки Санкт-Петербургской Духовной Академии. При работе над книгой также использован Архив Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле. Подробнее ознакомиться с фондами этого архива читатель сможет в недавно вышедшем в издательстве ПСТГУ каталоге архива 4ОИстория России в документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле». За несколько лет трудами ее сотрудников образован уникальный фонд документов, рукописей, фотографий и других материалов, относящихся к так называемой Катакомбной Церкви в России. Ряд сведений, содержащих биографии духовенства и мирян, оппозиционных митрополиту Сергию, взяты из АСТДС. Фонд Катакомбной Церкви, находящийся в Архиве СТДС, окончательно не описан. По этой причине в ссылках на документы этого фонда не указываются номера коробок или папок (в соответствии с архивными стандартами США), а при водится только название фонда. Публикуемая работа является лишь одним из первых шагов по изучению биографий оппозиционных служителей и мирян. Несомненно, что она охватывает небольшую часть исповедников и мучеников Русской Церкви в ХХ в. По ряду причин оказались недоступны материалы некоторых архивов ФСБ. Поэтому существует ряд проблем, которые будут постепенно разрешаться в ходе дальнейшей работы. К их числу относится почти полное отсутствие сведений по Сибири, явная недостаточность сведений об андреевцах в Башкирии. Сведения относительно дел, хранящихся в Центральном архиве ФСБ РФ, были доступны только из справок,
Стр.7
.... 8 Предисловие присланных этим архивом, или по упоминаниям в других следственных делах. Так, например, аналитические обзоры ОГПУ по делу Всесоюзного центра .Истинное Православие~ хранились в делах 4буевцев~ и Самарского филиала организации «Истинно-Православная цepKOBЬ~ 1930 г. Еще ждут исследования дела викториан в Архиве Управления ФСБ РФ по Кировской области. Только небольшая часть этих материалов была доступна авторам в виде архивных справок. Это же относится и к делам липецких и тамбовских истинно-православных христиан. Данные области были центром движения истинно-православных христиан в 1940-1960-е ГГ., и в местных архивах ФСБ сосредоточено большое количество следственных дел. Необходимость дальнейшей серьезной работы очевидна. Авторы благодарят всех, оказавших им помощь в сборе биографических материалов и осуществлении этого издания, особенно первоиерарха Русской Православной Церкви за границей, высокопреосвященнейшего митрополита ВосточноАмериканского и Нью-Йоркского Илариона, ректора Свято-Троицкой духовной семинарии архимандрита Луку, главного редактора издательства РОССПЭН А. К. Сорокина, директора ГА РФ С. В. Мироненко, директора Фонда Русской Истории протоиерея Владимира Цурикова и диакона Андрея Псарёва. Санхm-Пеmербург - Джордан6WlЛЬ, 2012г.
Стр.8
Содержание Предисловие. К истории православного церковного сопротивления в СССР ...... 3 Архиереи ....................................................................... 9 Духовенство ................................................................. 62 Монашествующие .......................................................... 160 Миряне .................................................................... 192 Список сокращений ........................................................ 276 Литература ................................................................. 279 Список архивов ............................................................ 285
Стр.287

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически