Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Дело о патриархе Никоне (290,00 руб.)

0   0
ИздательствоТ-во "Печатня С. П. Яковлева"
Страниц510
ID65833
Дело о патриархе Никоне : издание Археографической комиссии по документам Московской синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки .— : Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1897 .— 510 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65833 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Судно д ло о патріарх Никон , послужившее мат ріаломъ для настоящаго тома,, напечатано въ томъ вид , въ какомъ оно хранится вын въ Московской Синодальной, бывшей Патріаршей, библіотек . <...> По указу царя Алекс я Михаиловича, отъ 5-го октября 1660 года, д ла объ отр ченіи Никона отъ патріаршаго престола были переданы въ Посольскій Приказъ думному дьяку Алмазу Иванову, по описи, подлинникъ которой хранится въ Московскомъ Главномъ архив Министерства Иностранныхъ Д лъ *). <...> Въ март 1697 года составлена была опись столбцамъ Патріаршаго Разряда, въ которой между прочимъ сказано: «Т записанныя д ла подлинныя, и списки и вчерн писанныя, были въ розни, а нын въ столпы снесены для скораго пріисканія и в денія, и описаны по столпамъ, которыя были прилучаи и д йства со 161 года по 187 годъ о свят йшемъ Никон патріарх и о иныхъ архіереяхъ». <...> 2 п къ д лу патріарха Никона относились только первые 5 столбцовъ; кром того, въ 14-мъ столбц заключалось «излсженіе вселенскихъ патріарховъ Паисія и Макарія о поставленіи, на м сто Никона патріарха, архимандрита Троицко-Сергіева монастыря Іоасафа» (въ настоящемъ изданіи см. Ж 85). <...> Въ 1710 году, февраля 24-го, царь Петръ Великій иовел лъ графу Никит Моисеевичу Зотову разобрать и переписать въ Ближней канцеляріи д ла Тайнаго Приказа, хранившіяся въ Печатномъ приказ , и отправить ихъ въ Ближнюю походную канцелярію- Въ <...>
Дело_о_патриархе_Никоне.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Дело_о_патриархе_Никоне_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Дело_о_патриархе_Никоне_(2).pdf
Стр.1
Дело_о_патриархе_Никоне.pdf
Стр.1
< > штп mi 0 ИЗДАНІЕ АРХЕОГРАФЙЧЕСКОЙ КОММИССІИ по докуыснтсалъ Московской Стаодальной (бывшей Патріаршей) Библіотеки. ^ О.-ПЕТЕРБУРГЪ. 1897 • \
Стр.2
Печатано no распоряженію Археографцческой Коымпссі Товаршцество «Печатпя С. П. Яковлева.. Ііевскій, 132.
Стр.3
Судно д ло о патріарх Никон , послужившее мат ріаломъ для настоящаго тома,, напечатано въ томъ вид , въ какомъ оно хранится вын въ Московской Синодальной, бывшей Патріаршей, библіотек . Подлинникъ его состоитъ изъ 12-ти столбц въ различныхъ разм ровъ и одной тетради. Это судное д ло, первоначально хранившееся въ Приказ Тайныхъ д лъ, н однократно описывалось и приводилось въ порядокъ. По указу царя Алекс я Михаиловича, отъ 5-го октября 1660 года, д ла объ отр ченіи Никона отъ патріаршаго престола были переданы въ Посольскій Приказъ думному дьяку Алмазу Иванову, по описи, подлинникъ которой хранится въ Московскомъ Главномъ архив Министерства Иностранныхъ Д лъ *). Въ настоящемъ том подобная же опись, составленная подъ наблюденіемъ дьяка Алмаза Иванова и имъ скр пленная, напечатана подъ № 114. 5-го октября 1666 года часть переданныхъ въ ІІосольскій Приказъ д лъ была доставлена на соборъ въ Патріаршую Крестовую Палату 2 ). Въ март 1697 года составлена была опись столбцамъ Патріаршаго Разряда, въ которой между прочимъ сказано: «Т записанныя д ла подлинныя, и списки и вчерн писанныя, были въ розни, а нын въ столпы снесены для скораго пріисканія и в денія, и описаны по столпамъ, которыя были прилучаи и д йства со 161 года по 187 годъ о свят йшемъ Никон патріарх и о иныхъ архіереяхъ». Вс хъ столбцевъ было 22, но собственно 1 2 ) Архивъ, между духовныхъ Россійскихъ д лъ. ) Архивъ, въ томъ же отд л .
Стр.4
п къ д лу патріарха Никона относились только первые 5 столбцовъ; кром того, въ 14-мъ столбц заключалось «излсженіе вселенскихъ патріарховъ Паисія и Макарія о поставленіи, на м сто Никона патріарха, архимандрита Троицко-Сергіева монастыря Іоасафа» (въ настоящемъ изданіи см. Ж 85). Въ 16-мъ столбц были пом щены изв тъ гр ч скаго дьякона Ага ангела на Газскаго мрітрополита Паисія и сыски противъ сего изв та. Опись эта напечатана въ Т-мъ том Актовъ Историческихъ (№ 263), подъ наблюденіемъ члена Археографической Коммиссіи М. А. Коркунова, съ скорописной и четкой тетрадки подлинника, принадлежавшей П. М. Строеву. Въ 1710 году, февраля 24-го, царь Петръ Великій иовел лъ графу Никит Моисеевичу Зотову разобрать и переписать въ Ближней канцеляріи д ла Тайнаго Приказа, хранившіяся въ Печатномъ приказ , и отправить ихъ въ Ближнюю походную канцелярію- Въ ноябр 1713 года Зотовъ исполнилъ возложенное на него порученіе, но т мъ не м н е д ла Тайыаго Приказа, между которыми находилась часть суднаго д ла о патріарх Никон , были оставлены въ Ближней канц ляріи царской, въ Москв , „впредь до указа"; но когда именно посл довалъ указъ объ отправленіи д лъ Тайнаго Лриказа въ Петербургъ — изъ д лъ не видно. Изв стно только, что въ 1715 году, декабря 13-го, графъ Зотовъ докладывалъ царю П тру I въ С.-Петербург находилась часть д ла о патріарх Никон , поступили въ Государственный архивъ изъ С натскаго архива, который вм - ст съ Государственнымъ архивомъ старыхъ д лъ пом щался въ подвалахъ 12 коллегій, и по случаю бывшаго въ 1824 году наводненія очень пострадалъ. Образованная, подъ предс дательствомъ сенатора Маврина, особая коммиссія, для разбора д лъ Сенатскаго архива, которыхъ было около милліона, окончила свои занятія только въ 1835 году, при чемъ оказалось, что н которыя д ла на столько пострадали отъ сыростя, что невозмолшо было разобрать ихъ содержанія, и они не могли поэтому быть пом щ ны въ новый Государственный архивъ. Тайнаго ІІриказа. Въ 1835 году, эти д лaJ Составлеыная, по приказаыію Зотова, опись д ламъ тайнаго приказа напочатана В. И. Ламанскимъ во II том Записокъ о произведенномъ разбор д лъ между которыми
Стр.5
Дело_о_патриархе_Никоне_(1).pdf
— 220 — M 42. беззаконно чрезъ вся божественныя правила, и мн тожъ прощеніе дати и разр шити святымъ мрлитвосювіемъ, хто о томъ Станетъ Еаятися и прощенія просити; аще ли кто не покается, и онъ буди подъ запов дію Божіею, глаголюще: имъже судомъ судите, осудитеся, z еюжъ м рою м рите'— возм рится. Такожъ и честный сигклитъ, бояре, кои злословили насъ безъ правды и влеветали на насъ велиЕОму государю смертными винами, якожъ Семенъ Лукьяновичь Стр шневъ, вопросы своими газскому митрополиту и Романъ Боборыкинъ и Иванъ Сытинъ и прочіе вси кождо самъ свою сов сть в дая, и поищутъ прощенія, и намъ и т хъ разр шити и благословити и молити Господа Бога, по божественной запов ди: молитеся другъ за друга да изц л ете. A имъ, кто будетъ преобид лв насъ, вс мъ любо житейскихъ вещей движимыхъ и недвижимыхъ исправлятися вправду полюбовно; аще жъ и посеиъ кто, уклоняся отъ всякія божественныя правды, обратится на зло Еакое либо, или на досажденіе или на преобид ніе, и на немъ тажъ да будетъ божественная юза неразр шима, а намъ въ петал хъ своихъ прощено глаголати божественнаго Давида псалмы: суди, Господи, обидящія мя, возбрани борющія мя, пріими оружіе и щитъ, и востани въ помощь мою, и изсуни оружіе, и запрети сопротивъ гонящія мя; и паки: Богъ отмщеній, Господь Богъ отмщеній и не обинулся есть, вознеклся судяй земли, воздаждь воздаяніе гордымъ, и прочія подобныя т мъ. Да какъ лили великій колоколъ, и въ то время ушла м дь, а долить было нечимъ, а государевы м ди столко не стало, и я доливалъ своею м дью, да у Ивана Щепоткина взято изъ лавки пудовъ съ пятсотъ, и та м дь пошла въ колоколъ же; да ему жъ Ивану дана память на князь Ивана Ивановита Лобанова во ст пудахъ м ди, и онъ Иванъ великому государю въ своей м ди, не бивъ челомъ, заверсталъ за ту пятсотъ пудъ моею мягкою рухлядью, которая дана ему была продать шелкомъ и сафьяны и кисеями тысечи на полторы или на дв ; и того ради преобид нія, я ево Ивана проклялъ, и въ томъ бы прикащикомъ межъ собою сд латца, а мн бъ его по смерти разр шити и благословити. А что въ колоколъ моей м ди положено, и той м ди дошло до меня лятсотъ пудъ, и въ томъ какъ онъ великій государь изво
Стр.1
— 221 — литъ. Сія тако испов дую и утвержаю, ипако паче сего да не № 42. будетъ. А противу сего нашего изображенія всего да дастся и намъ писаніе отъ дарсвого величества и отъ честнаго царского сигйлиту и отъ священнаго собора во свид тельство всякія правды. Якожъ Григорій Богословъ во своемъ оставленіи престола ко 150 епископомъ изобразилъ въ слов , въ стис 25-мъ, глаголя: что глаголете, епископи, перепираемъ ли васъ словесы сими и поб - дихомъ, или достоитъ и тверд йшихъ словесъ намъ, ко еже препр ти, сіи къ Троицы самой, юже молимъ, и молите ко общей нашей надежди и людей сихъ утверженію, дадите намъ благодать сію, съ молитвами насъ отпустите. Сія да будетъ ми страданію пропов дь, дадите ми писаніе оставленія, якоже воиннымъ царіе, и аще хощете съ деснымъ послушствомъ да имамъ запрещеніе, да аще ли же ни, якоже хощете, ничесоже о семъ изреку, дондеже аще видитъ Богъ нашая како убо имутъ. Кого убо противу введемъ, узритъ Себ Господь пастыря въ предстателство, якоже видимо овча во всеплодіе. Едино се ищу, точію отъ завидимыхъ, буди кто не милующихъ, не еже вся вс мъ дарующихъ отъ лучшихъ, ово бо убо зд сладчае, ово жъ тамо полезн йше. Вы убо проводная намъ поучистеся словеса. Азъ же вамъ отдамъ об щанія и об щалное, и сія тако суть, и аще ли инако чрезъ вся божественныя законы и запов ди и любовной союзъ збудется, яже о патріаршеств по власти міра сего, то да не наречется по правд патріархъ, но яко гірелюбод й и хищникъ, и вм сто мира да будетъ мечь Божій я разд леніе по словеси Божію: не мните, яко пріидохъ воврещи миръ на землю, не пріидохъ бо воврещи миръ, ео мечь, пріидохъ бо разлучити челов ка на отца своего, и прочее. И паки другое писаніе: всяко царство разд лшееся на ся ' запуст етъ, и всякъ градъ или домъ, разд ливыйся на ся, не станетъ. Аминь.
Стр.2
— 222 — № 43. № 43. 1666 г. Череовои списокъ д янія собора россійскихъ архіереевъ, по челобптшш патріарха Нокона царю, отъ 14 Января 1665 г., въ коей патріархъ Никонъ предлагаетъ условія, на которыхъ онъ согласенъ на избравіе новаго патріарха. а) Настоящаго л та сего по седми тысящахъ отъ созданія міра 174, отъ рождества же по плоти Господа Бога нашего Іисуса Христа 1666. По повел нію великого государя нашего царя и великого князя Алексіа Миханловича, всеа Великія и Малыя и Б - лыя Росіи самодержца, собравшеся архіереи Російского государства, преосвященные митрополиты и архіепископы и епископы им юще волю и неприсутствующихъ архіепископовъ сибирскаго и астараханского, Святаго Духа призваша, да дастъ благодать свою, еже разсудити праведно писаніе, присланное къ великому государю царю и великому князю Алексію Михаиловичю, всеа Великія и Малыя и Б лыя Росіи самодержцу, отъ свят йшаго Никона патріарха, за рукою его, въ л то 7173, Генваря въ 14 день, въ немъ же написано, яко отъ того дне жити свят йшему Никону натріарху строенія своего въ монастыр хъ Нового Іерусалима святаго живоноснаго Воскресенія Христова, или въ монастыр пресвятыя Богородицы Иверскія, или въ монастыр святаго и животворящаго Креста Господня, или въ иныхъ его строенія и нршшсныхъ монастырехъ повольно. И священный соборъ присуди монастырь Воскресенія Христова Новымъ Іерусалимомъ не именовати и не писати, а именовати и писати его сице: монастырь Воскресенія Христова, по образу церкви Іерусалимскія, или монастырь Новый Воскресенія Христова. Зане пишетъ мудрый монахъ Максимъ Грекъ, яко единъ есть Іерусалимъ на земли и едина земля Іудейская, въ ней же Христосъ родися и крестися во Іордан , на авор преобразися, и на Голго распяся, и тамо н гд близъ погребеся, и: по воскресеніи, поживъ со ученики своими четыредесять дней, отъ Елеонскія горы на небеса вознесеся. Второе. Яко люди народа Російскаго з ло блазнятся, суще нев жди, о имени монастыря Нового Іерусалима, паче же
Стр.3
— 223 — въ посл днія дни сія, вняже концы в къ достигоша. И въ той М 43. ихъ блазни веліе есть хулное слово на свят йшаго Никона натріарха, еяже хулы не мощно написати. И того ради обоего не подобаетъ писати ниже именовати монастырь онъ святаго Христова Воскресенія Новымъ Іерусалимомъ. б) Живучи въ т хъ монастырехъ, свят йшему Никону патріарху держати вся преданія церковныя и ЕНИГИ исправленныя съ старыхъ греческихъ книгъ и СУМВОЛЪ, како исправися при немъ, и им ти любовь и единеніе со вселенскими патріархи во всемъ неотложно. Священный же соборъ рече: аще что и впредь, за повел ніемъ великаго государя, и за благословеніемъ свят ішаго патріарха московского и всего священнаго собора, съ греческихъ книгъ исправится, и ему свят йшему патріарху Никону и т книги пріимати и по нимъ славословіе Божіе и , чины церковныя исправляти, ж свят йшаго патріарха московскаго и всея Росіи въ молитвахъ тайныхъ и явныхъ вс хъ имя поминати ему самому въ первыхъ, и во вс хъ своихъ монастырехъ и церквахъ также вел ти въ первыхъ поминати, и им ти патріарху Никону къ свят йшему патріарху московскому и всеа Русіи повиновеніе во всемъ такъ, какъ и прочія архіереи свят йшему патріарху повинуются и имя свят йшаго настоящаго патріарха московского въ молитвахъ своихъ церковныхъ и келейныхъ помииаютъ. в) ВелиЕОму государю царю жаловати свят йшаго НиЕОна патріарха своею милостію, Еавъ и прежде сего. И священный соборъ отв ща: въ томъ велиЕІй государь воленъ, зане государь нашъ царь милостивъ и долготерп ливъ п непамятозлобивъ. Аще будетъ свят йшій НИЕОНЪ патріархъ ЕЪ нему великому государю и ЕЪ свят йшему патріарху настоящему будетъ поЕоренъ во всемъ по Господ Боз , и не начнетъ ЕаЕОвыхъ мятежей и смущеній творити ЕаЕОвымъ любо образомъ, и велиЕІй государь будетъ ево своею государскою милостію жаловатп по своему государскому разсмотр нію, ЕаЕъ ему велиЕОму государю Богъ изв - ститъ. Зане, по премудрому н Еоему, серце царево въ руц Божіи. г) Въ царствующій градъ МосЕву пріити свят йшему НиЕОну патріарху, вогда случится, ВСЯЕИХЪ ради нуждъ, и ево В ЛИЕОГО
Стр.4
— 224 — № 43. государя лице вид ти, миръ и благословеніе подати и престолу славы царства его поклонитися, — и великому государю пожаловати не возбранити. И священный соборъ рече: приходити въ царствующій градъ Москву свят йшему Никону патріарху сице: перв е ему о приход своемъ въ царствующій градъ Москву къ ведикому государю и къ свят шпему патріарху московскому писати, какъ и прочія архіереи о прі зд своемъ пишутъ И егда благочестивый государь царь повелитъ, и свят йшій патріархъ благословитъ, тогда, по указу великого государя и по благословенію свят йшаго патріарха, въ царствующій градъ Москву свят йшему Никону патріарху приходити. А безъ указу великого государя и безъ благословенія свят йшаго патріарха къ Москв ему не приходити. Пристойно ли Сардикійскаго собора правило 10-е, листъ 111, зд написати,—изволите сказати. Пришедъ ему въ царствующій градъ Москву, безъ указу великого государя и безъ сов ту брата его и сослужителя, свят йшаго патріарха московскаго и всеа Русіи, чрезъ божественные , законы ничтоже творити. И священный соборъ рече: свят йшему Никону, патріарху бывшему московскому, свят йшаго патріарха настоящего московскаго и всеа Русіи сослужителемъ не именовати, но им ти его и именовати архипастыря и началника и стар йшину, и подчинятися ему во всемъ, и безъ воли его и безъ благословенія въ царствующемъ град или гд инд не точію что чрезъ божественныя каноны, но аще что и по божественнымъ закономъ безъ сов та и вел нія ничтоже творити, но вся ему д яти по указу великого государя и по благословенію свят йшаго патріарха московского и всеа Росіи, якоже и прочія архіереи вся д ютъ по благословенію его. Есть ли правила или иное какое писаніе о томъ, что сослужителемъ наименовати. Грамоты великого государя. Вотчины купленные и вкладные утвердити за монастырями ево. Церковныя пустыя земли, которые около Воскресенского монастыря близъ, пожаловать великому государю утвердити за Воскресенскимъ монастыремъ и изъ оброку выложити. Отв ща свя
Стр.5
Дело_о_патриархе_Никоне_(2).pdf
— 21 — еодосій, архим. Богоявдеяскаго мон. Производитъ, вм ст съ митр. Павломъ и другими лицами розыскъ, для докпада царю, о внезапаомъ приход въ Успенскій соборъ патр. Нйкона, 150 еодосій, архим. Новгород. Юрьевск. мон. Собственноручная запиока его о томъ, что восточныхъ патріарховъ Паисія и Макарія, а равно и греческія книги, по которымъ они совершаютъ богпслуженія, признаетъ правосяавными, 259 еодосій, архим. Переславльскаго Горицкаго мон. Подпись его подъ соборнымъ опред леніемъ, 110. Эеодосій, старещъ, строитель Московскаго Воскрес нскаго мон. Уп., 315. водосій Зыгомала, протонотарій Константинопольскій, составитель церковной исторіи. Уп., 106, 276, 279. еодосія Аленс евна, царевна и вел. кяяжна, дочь царя Алекс я Михаиловича. Уп., 125, 269, 273. еодулъ, епископъ Макрскій. Уп., 92,278. еофанъ, митр. Хизскій. Уп., 440. еофанъ, архим. Архаягельскаго Крестнаго мон. Царская грамота еыу съ братіею, о переписи д отдачи Крестнаго мон. въ непооредствеаное зав - дываніе его съ братіеіо, 301; уп., 304. 360. еофидактъ СЕЯТОЙ. УПОМ., 246. ерапонтъ прелодобный. Уп., 348. 370. гифс
Стр.1