Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ламайские кумиры или статуи божеств (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПозднеев Алексей Матвеевич
Издательствотип. В. Безобразова и К°
Страниц11
ID65809
Позднеев, А.М. Ламайские кумиры или статуи божеств / А.М. Позднеев .— : тип. В. Безобразова и К°, 1896 .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65809 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

5Ябйіаіа '"КІІ? 'foSt-Sb" ттттЩ Ламайскіе кумиры пли статуи божествъ. <...> . Лаилизмъ — самая распространенная изъ іюздн йшихъ сектъ буддизма, :""іов дуеная ннн въ Кита обнтателлми Цибета, Тангута, Кукунура, Алашани, всей Мовголіи и бывшей Чжуигаріи; а въ Роши—бурятами, и которыми тунгусами и и.лмыкпми. <...> Терминъ ^ламанзмъ) еще мало изв стенъ въ европейской литоратур и ученіе ламаизма часто называется буддійскимъ, хотя это весьма не точно. <...> Ламаизмъ только выродился изъ буддизма: онъ явился въ стройной систем лишь въ начал XV в. и въ ученіи его слились во единое д лое вс разнообразиыя дошатическія системы способы культа, госіюдствовавшіе до того времени въ ])азличііыкъ буддійскихъ школахъ и сектахъ. <...> Отсюда и ламаііскій пантеонъ является, ыожетъ быть, с а ш и ъ обширн йшимъ изъ • пантеоновъ вс хъ, когда либо существовавшпхъ язідческихъ религій, хотя основы его лежать все-таки въ буддизм . <...> Вуддизмъ, какъ изв стно, развился изъ философскаго и нравствениаго ученія Сиддарты Гнугамы, сына индійскаго Оуддоданы, яшвшаго около УІ в. до Р. <...> Въ ту пору идеи о страданіяхъ въ мір и освобождепіи отъ этихъ страданііі были господствующими во вс хъ философскихъ системахъ ИНДІЙСКИХЪ анахоретовъ. <...> Этимъ общимъ нотокояъ былъ увлеченъ и Сиддарта, отличавшійся отъ своихъ современниковъ только т мъ, что онъ составилъ свою особую теорію, но которой для освобожделші отъ страданій требовались правильная жизнь, уничтоженіе привязанности къ матеріальному.міру, какъ источнику мученій, и умственное снокойствіе; результатомъ <...>
Ламайские_кумиры_или_статуи_божеств.pdf
; «Й»" « Г5зул5«.5Ябйіаіа '"КІІ? 'foSt-Sb" ттттЩ Ламайскіе кумиры пли статуи божествъ. (Изъ коллекдій, соетавленных-ъ профеесоромъ Поздн евымъ). Лаилизмъ — самая распространенная изъ іюздн йшихъ сектъ буддизма, :""іов дуеная ннн въ Кита обнтателлми Цибета, Тангута, Кукунура, Алашани, всей Мовголіи и бывшей Чжуигаріи; а въ Роши—бурятами, и которыми тунгусами и и.лмыкпми. Терминъ ^ламанзмъ) еще мало изв стенъ въ европейской литоратур и ученіе ламаизма часто называется буддійскимъ, хотя это весьма не точно. Ламаизмъ только выродился изъ буддизма: онъ явился въ стройной систем лишь въ начал XV в. и въ ученіи его слились во единое д лое вс разнообразиыя дошатическія системы способы культа, госіюдствовавшіе до того времени въ ])азличііыкъ буддійскихъ школахъ и сектахъ. Отсюда и ламаііскій пантеонъ является, ыожетъ быть, сашиъ обширн йшимъ изъ • пантеоновъ вс хъ, когда либо существовавшпхъ язідческихъ религій, хотя основы его лежать все-таки въ буддизм . Вуддизмъ, какъ изв стно, развился изъ философскаго и нравствениаго ученія Сиддарты Гнугамы, сына индійскаго Оуддоданы, яшвшаго около УІ в. до Р. X. и бывшаго вождемъ локол пія Саггья. Въ ту пору идеи о страданіяхъ въ мір и освобождепіи отъ этихъ страданііі были господствующими во вс хъ философскихъ системахъ ИНДІЙСКИХЪ анахоретовъ. Этимъ общимъ нотокояъ былъ увлеченъ и Сиддарта, отличавшійся отъ своихъ современниковъ только т мъ, что онъ составилъ свою особую теорію, но которой для освобожделші отъ страданій требовались правильная жизнь, уничтоженіе привязанности къ матеріальному.міру, какъ источнику мученій, и умственное снокойствіе; результатомъ сего должно было быть отф шеніе отъ свойствъ своей природы^ достиженіе безразличія и, наконсдъ, сліяніе съ абсолютнымъ духомъ,—бнтіе въ состояиіи нирваны, Такимъ образомъ буддизмъ, но учепііо самого Сиддарты, быль дъ сущности атеизмомъ. Каждое существо само въ ссб носило залогь своего «спаЙІНІЯ и могло достигнуть его безъ всякихъ вн шнихъ вліяній, иутемъ лишь сосредото^нной д ятельности своего духа. Требовалось только отказаться отъ коловраглаго міра въ матеріалыюмъ и нравствешюмъ смысл , уклониться въ всего споообнаго возмут ь покой духа. Сообразно этому у)ченію, самъ Сиддарта достигъ своего несравнеенаго ранія—будды, иокинувъ міръ и удалившись въ пустыню, гд онъ иррводилъ свое время въ непоколебимыхъ созерцаніяхъ. Прозр въ, постигнувъ д ль и тайну бытія, сд лавшись в щимъ, — «буддою>/— Сиддарта равнымъ образомъ провелъ весь остатокъ дней своихъ подъ открытымъ небомъ,. скитаясь по нолямъ, рощамъ и нустынямъ и являясь въ челов ческія жилища только, для сбора яодаяшй, которыми онъ пи
Стр.1
9 тался. Ученики будды первоначально была такими же апахор тами, какимъ былъ и самъ будда, прозванный за свое подвижничество сСакьялуни», т, е. <отшельникомъ изъ рода Сакья»: Духовныя отношенія этихъ учеииковъ и вм ст иервыхъ распространителей буддизма, къ народу ограничивались исключительно пропов дяші, наставленіями и никакихъ релііпознг>іхъ обрядовъ въ періодъ Хинаяны (древвяго буддизма) нагь не изв стно, Св тскимъ лицанъ, чтобы считать себя причисленнымъ къ поклонникамъ будды, достаточно было признавать три драгоц нности: а) будду, Ъ) его ученіе и с) сопмъ его отрекшихся отъ міра в роучителей. Но существованіе религіозныхъ обществъ не мыслимо.въ челов честв безъ идеи о бог ; оттого то будда, первоначально почитаемый только какъ учитель, вскор же началъ облекаться въ божескій образъ и украшаться разнаго рода божескими свойствами. Уже въ Западной Индіи въ честь буддійскаго в роучителя начинаютъ воздвигаться памятники и сооружаться особыя зданія для храненія частицъ его погтей, волосъ и пр. Отсюда совершился естественный переходъ къ храмамъ, въ которыхъ вм сто частицъ т ла будды начали поставлять его кумиры, а на ряду съ этимъ и прежніе отшельники, въ роли сторожей этихъ святынь, иерем ідаются изъ своихъ пустынь и пещеръ въ скромныя кельи. Такъ образовались первые буддійскіе монастыри, къ которымъ народъ началъ стекаться уясе не для одного слуиіанія • наставленій, но и для поклоненія хранившимся зд сь святывямъ. Первоначальный типъ изображенія будды съ зам чательною стойкостью досел еще хранитъ свои древнія формы. Представителемъ его является въ настоящей коллекціи: № і . Китайскій кумиръ, изобрпжающій будду Сакьямуни и относящійся по своей работ еще ко временамъ Цзиньской династіи (1115 — 1234). Эготъ кумиръ представляетъ намъ нищенстиующаго монаха, од таго въ рубище изъ клочковъ, съ значительно оби.чженлымъ тілошъ и нищенскою чашкою (утеряна) нъ рукахъ, предназначенною для сбора иодаяній. Изображается будда сидящимъ на цв тк лотуса, символ божесівеннаго рожденія. Судя по дошедшимъ до насъ археологическимъ памятникамъ и разсматривая барельефы древнихъ индійскихъ ступъ, мы должны признать, что настоящій типъ изображенія будды, в роятио, одинъ изъ самыхъ началышхъ и едва ли не современный основанію первыхъ буддійскихъ храмовъ. Впосл дствіи культъ чествованія будды быстро развивался, постепенно увеличиваясь въ своемъ объем введеніемъ въ него новыхъ ббразоьъ будды и, наконецъ, символическихъ изображеній. Матеріаломъ для буддійской иконографіи послужила при этомъ прежде всего масса легендъ, сложившихся о жизни будды, какъ образецъ же подобнаго рода кумировъ является у насъ переіпедшій и къ современнымъ ламаитамъ. № 2. Кумиръ, именуемый Монголами «долодуіаръ-алхумъ», т. е. «седьмой шагъ> хотя встр чающійся нын чрезвычайно р дко. Легенда пов ствуетъ, что при воплощеніи будды иа земл , опъ, родившись изъ иодъ правой мышки царицы Махамаи, тотчасъ же сд лалъ семь шаговъ и на каждомъ м ст , гд ступила его нога, мгновенно выросло но лотусу. Сд лавъ седьмой шагъ, будда, указывая л вою рукою на небо, а правою на землю, громогласно сказалъ: <я владыка неба и земли». Этотъ то момевтъ и изображается разсматриваемымъ кумиромь. № 3. «Нирвана будды>, т. е. кумиръ, изображающій будду въ моментъ его смерти. По в ровавіямъ буддистовъ, Сиддарта скончался 80 л тъ отъ роду. Умирая, онъ легъ на праиый бокъ и иодложилъ руку "подъ" правую щеку» заткнувъ безымяинымъ пальцемъ правую ноздрю; л вую руку онъ вытянулъ вплоть до л ваго кол иа; правую ногу выпрямилъ? а лівую н сколько согнулъ въ кол н . Ламаиты досел еще не р дко хоронятъ свонхъ покойииковъ въ этой поз , которую они вазываютъ <арсалангыйнъ хэбтэлгэ», т. е. «лежаніе на подобіе льва>; но у современныхъ кумировъ «нирваны будды> ноздря не бываетъ заткнута, а равно и л вая нога н согнута. Д лается это, говорятъ, только съ т хъ поръ, какъ буддійскій иконографы начали
Стр.2
— 3 — брать себ за образецъ этого кумира громадную статую лежащаго будды, находящуюся въ пекинской кумирн «Во фо-сы». Представителемъ дрекн йшихъ символпческихъ изображеній будды, сохранившихся досел въ чеотвованін ламаиговъ, является куларъ № 4 . Эготъ кумиръ представллетъ собою 8-ми радіусный кругъ, или колесо (хурдэ), на которое, поднявъ свои головы, смотрятъ дв кол нопррклоненеыя газели. Осиовная мысль этой фигуры объясняется сл дующей легендой изъ жизни будды. Когда Сиддарта получилъ свое несравненное званіе будды, то Эсруа-тангри поднесъ ему золотое колесо и просилъ его начать пропов дь своего ученія. Съ т хъ иоръ колесо, или «хурдэ» сд лаюсь зааменемъ ученія будды. Когда будда заговорилъ, дв золотистыя газели выб жали изъ л са и, глядя на верхушку этого колеса, прослушала ученіе будды. Резюме легенды: поклонники будды должны неусыпно бодрствовать надъ ученіемъ, потому что и неразумные зв ри стремятся внимать ему. Все это изображеніе им етъ ц лью напомнить поклониикамъ будды о необходимости чесгвованія не только ихъ в роучителя, но и его ученія. Также символически служить напомшіанісмъ о будд и фигура №5 , именуемая у Монголовъ СубургаіГсш. Это бол е или мен Ье мнніатюрное изображеніе древиихъ индійскихъ стуиъ. По сказан!амъ буддистовъ, устройство субургановъ, какъ памятниковъ зам чательн йшихъ событій, начато было въ Индіи еще во времена самого будды. По смерти будды, пепелъ отъ его сожженнаго т ла былъ также собранъ въ сосудъ и, какъ святыня, поставленъ въ особой, построенной для сего ступ . По этому прим ру субурганы начали служить обычными гробницами и для вс хъ проелавлепныхъ лидъ буддизма. Понятно, что ступы, устрояемыя въ различныхъ м стахъ, въ разное время и по поводу различныхъ событій, должны были им ть у себя неодиваковыя формы; точно также различны и субурганы, служащіе миніатюрами этихъ ступъ. Различіе это, впрочомъ, весьма невелико: составныя части субургана, по правиламъ, всегда остаются одн и т же и все отличіе одного субургана отъ другого залючается въ формахъ этихъ составныхъ частей: у однихъ он прямыя и квадратныя; у другихъ—закругленныя, у третьихъ—коническія и т. д. Казкдый субурганъ своими особенностями долженъ напоминать в рующему о томъ священномъ событіи, ИЛИ О томъ лиц , въ честь которыхъ онъ воздвигнутъ. Таковы ламайскія статуетки, или кумиры, воспрои^водящіе передъ нами древн іішій культъ чествованія будды въ Индіи. Переходя дал е изъ страны въ страну, буддизмъ постоянно долженъ былъ видоизм няться, д лая уступки въ строгости своей теоріи аскетическихъ отр шеиій и см шиваясь, какъ въ теоретической, такъ и въ обрядовой сторон съ предразеудками т хъ странъ, въ которыхъ онъ водворялся. Въ опрардаиіе вводимыхъ новшествъ учители буддизма говорили, что трактаты будды не остались ц ликомъ на земл посл его смерти; н которыя части его доктринъ сохранились де на небесахъ, въ различныхъ. царствахъ тэнгріевъ (духовъ, разс янныхъ въ падзв зднимъ и другихъ мірахъ), во дворцахъ дракоиовъ и пр., и оттуда то добывали ихъ въ разное^ время великіе посл дователи Сиддарты. Черезъ пять в ковъ но смерти будды яв^іся одинь изь такихъ новыхъ истолкователей буддійскаго в роученія Ш 6. «Нагарчжуна». Уроженецъ южной Индіи оиъ былъ сначала пустынникомъ, провзводившшгь свои созерцанія нодъ деревомъ «арчжуиа^, азасимъ отправился якобы въ подводное царство драконовъ, откуда и принесъ сохранившееся тамъ, но малоизв стное дотол людямъ учеиіе будды. По этимъ основнымъ особенностямъ,—пребыванія въ царств драконовъ (нага) и созерцаній подъ деревомъ «арчжуна> и составилось ими этого мудреца «Вагарчжуиа*. Почитаемый 14-мъ патріархомъ буддійской в ры и авторомъ 24-хъ сочин^ніп, онъ былъ пзв стенъ своими діалектическими способностями и ноложилъ осиовапіо въ буддизм особой шгсол — Мадьямика. Это величайшій философъ буддистовъ, котораго ставятъ на ряду съ
Стр.3