Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.

История экономики (220,00 руб.)

0   0
АвторыКузнецова Елена Алексеевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц115
ID656200
АннотацияВ рамках курса рассматривается народное хозяйство во всем составе отраслей производства: финансы, кредит, денежное обращение, внешнеэкономические связи, формы хозяйствования, а также экономический быт и хозяйственная культура.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов всех форм обучения бакалавриата факультета международных отношений.
История экономики / Е.А. Кузнецова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 115 с. — 115 с. — URL: https://rucont.ru/efd/656200 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_экономики.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_экономики.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» История экономики Учебно-методическое пособие Составитель Е.А. Кузнецова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................. 4 Цели и задачи изучения учебной дисциплины ............................................... 5 Требования к уровню освоения содержания дисциплины ............................ 6 Объем дисциплины и виды учебной работы .................................................. 7 Программа курса ................................................................................................ 9 Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины «История экономики» ............................................................... 18 Библиографический список ............................................................................ 71 Методические рекомендации по изучению дисциплины ........................... 73 Тесты для практических занятий ................................................................... 76 Примерная тематика докладов ....................................................................... 93 Перечень тем контрольных работ .................................................................. 95 Вопросы для промежуточной аттестации ..................................................... 97 Словарь основных терминов и понятий ...................................................... 101 3
Стр.3
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: – знать: историческую взаимосвязь и последовательность становления и развития доиндустриальной и постиндустриальной экономики; основные процессы мировой и отечественной экономической истории; историко-экономическую картину развития стран и народностей мира; сущность экономической политики государств и закономерность эволюционных процессов общественного производства. – уметь: на основе эмпирического материала осуществлять поиск закономерностей историко-экономического развития; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; давать самостоятельную оценку развития мировой и отечественной экономической мысли, разрабатывать альтернативные варианты хозяйственной политики; использовать полученные знания для анализа социально-экономической политики и оценки результатов проводимых экономических реформ. – владеть: мировоззренческим мышлением и методами оценки реальной экономики; навыками извлечения необходимой информации по проблемам экономики; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике; целостным представлением о культуре экономической мысли. Кроме того, студент в результате освоения дисциплины должен приобрести: а) общекультурные компетенции (ОК): – способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); – способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); б) профессиональные компетенции (ПК): – способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7). 6
Стр.6
Объем дисциплины и виды учебной работы Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом – 3 зет /108 часов. Разделы дисциплины и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины 2 Азиатский способ производства и античное рабство: сравнительный историкоэкономический анализ 3 Генезис феодализма 4 5 6 7 8 Особенности становления и развития феодальной экономики в Англии, Франции, Германии и Японии Возникновение и развитие капиталистической экономики в Голландии, Англии, Франции, США, России Промышленный переворот и индустриализация стран Западной Европы в последней трети XVIII – начале XIX в. Реформистский путь перехода к рыночной экономике в Германии и России Промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель) 9 Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX – XX вв.; особенности монополизации экономики в ведущих странах мира. Становление регулируемого капитализма 10 Экономика США, Германии, Англии после Первой мировой войны. Милитаризация экономики Японии 7 Виды занятий (часов) Лекции Семинары Самостоятельная работа 1 Предмет, методы и функции истории экономики 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Всего 6 6 6 6 6 6 6 6 2 2 2 6 2 2 2 6
Стр.7
11 Основные тенденции и направления развития ведущих стран мира после Второй мировой войны. Важнейшие тенденции общемирового экономического развития. Экономика США после Второй мировой войны 13 Экономика Франции после Второй мировой 2 2 2 6 12 Экономика Германии после Второй мировой войны 2 2 2 2 2 2 14 Экономика Англии после Второй мировой войны 2 2 2 15 Экономика Японии после Второй мировой войны 2 2 2 16 Экономика России в 90-е гг. XX в. 17 18 Рыночные преобразования в «пост социалистических» странах Основные тенденции развития мирового хозяйства на современном этапе Итого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 36 36 Виды учебной работы Трудоемкость (часы) Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции практические лабораторные Самостоятельная работа Всего 72 В том числе в интерактивной форме – – 36 Итого: 108 Форма промежуточной аттестации Зачет 8 – – – – – По семестрам 2 сем. 72 36 – 36 36 36 – 36 108 Зачет 36 6 6 6 6 6 6 6 108
Стр.8
Программа курса Тема 1. Предмет, методы и функции истории экономики Формирование историко-экономической науки. Предмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета. Общее и особенное в экономическом развитии и истории экономики. Предмет экономической истории. Неразрывная связь экономической истории и истории экономической политики как единой историкоэкономической науки. Методы историко-экономического анализа. Роль историко-экономического анализа в формировании экономической культуры кадров и развитии экономического мышления. Экономическая история в системе наук. Функции науки. Общественные функции экономической истории и ее место в системе экономических наук. Основные признаки хозяйства. Основы типологии хозяйства. Россия и мировая экономика. Тема 2. Азиатский способ производства и античное рабство: сравнительный историко-экономический анализ Переход к воспроизводящему хозяйству. Древнейшие цивилизации в долинах Великих рек Востока. Азиатский способ производства. «Восточная стагнация». Суперимперии Древнего Востока – первая попытка глобализации экономики. Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Рыночная инфраструктура. Нарастание кризисных явлений. Тема 3. Генезис феодализма Генезис феодализма; общая характеристика феодальной экономической системы. Пути и этапы развития средневековой экономики. Возникновение феодальной собственности и ее эволюция. Абсолютное и условное землевладение. 9
Стр.9
Особенности восточной и западной моделей феодализма. Изменение структуры экономики и форм хозяйствования. Поместье, вотчина, крестьянское хозяйство, ремесленная мастерская, гильдия, цех. Межгородская и международная торговля. Роль средиземноморской торговли в экономическом развитии средневековой Европы. Особенности финансовой системы. Денежное обращение и денежная торговля. Средневековые банкиры и их операции. Начало вексельного обращения. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья. Тема 4. Особенности становления и развития феодальной экономики в Англии, Франции, Германии и Японии Основные черты феодальной экономики. Формирование феодальной земельной собственности. Феодальная земельная рента и ее формы. Натуральное хозяйство при феодализме. Экономика Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы и его особенности во Франции, Германии и Англии. Феодальные города как центры ремесла и торговой деятельности. Цеховая организация производства. Роль торговли в зарождении раннекапиталистических отношений. Экономика средневекового города: торговля и ремесло. Классическая модель феодальной экономики (Франция). Особенности феодального хозяйства в Англии, Германии, Японии. Экономическая мысль Средневековья. Этапы развития феодализма. Королевство франков. Расцвет королевств Франции, Англии, Германии. Великие географические открытия. Феодальная лестница. Торговля и купеческие гильдии. Развитие ярмарок. Ганзейский союз. Экономическая мысль Средневековья. Экономическая мысль эпохи Реформации (1517–1648). Тема 5. Возникновение и развитие капиталистической экономики в Голландии, Англии, Франции, США, России Зарождение и формирование капиталистического уклада (XV– XVIII вв.). Становление и развитие промышленного капитализма; общее и особенное. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.