Анатолий Федорович Кони
Советы лекторам
Из неопубликованных заметок
Оригинал здесь -- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KONI/AFKONI_L.HTM
§1
Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или
косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. <...> Еще лучше написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. <...> Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим
резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи. <...> В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего
(резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное
впечатление. <...> Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с
момента появления лектора перед публикой. <...> §3
Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз
приводить в порядок имеющийся материал. <...> Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем
предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает. <...> §4
Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что
речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому
выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. <...> Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату
подготовки. <...> Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. <...> Эта
уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он
непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще
осталось сказать. <...> Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: "Я об этом
много думал". <...> Другой великий человек - Альва Томазо <...>
Советы_лекторам.pdf
Анатолий Федорович Кони
Советы лекторам
Из неопубликованных заметок
Оригинал здесь -- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KONI/AFKONI_L.HTM
§ 1
Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или
косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше -
написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.
Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим
резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения
целого.
§ 2
Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего
(резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное
впечатление. Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с
момента появления лектора перед публикой.
§3
Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз
приводить в порядок имеющийся материал. Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем
предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.
§ 4
Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что
речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому
выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Все это, с практикой, исчезает в
значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может
быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься.
Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату
подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора. Эта
уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он
непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что еще
осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: "Я об этом
много думал". Другой великий человек - Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98
процентов "потения" и 2 процента "вдохновения".
Многим известно, во что обходился "перл создания" нашему Гоголю: до восьми переделок
начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха,
которые, нет-нет, да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§5
Стр.1