УДК 631.152(075)
ББК 65.291.21(я7)
Б 42
Авторы: Н.Н. Бекренева, канд. экон. наук, доцент кафедры
«Управление, экономика и право» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ,
Ю.Ю. Рассыпнова, доцент кафедры «Управление, экономика и право»
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ; Н.М. Гурьянова, канд. экон. наук,
доцент кафедры «Управление, экономика и право» ФГБОУ ВО Пензенский
ГАУ.
Рецензенты – д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация
и информатизация производства» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ
Л.Б. Винничек
Печатается по решению методической комиссии экономического
факультета от 21.05.2018 г., протокол № 24.
Бекренева, Н.Н.
Б 42 Методы исследования в менеджменте: учебное пособие /
Н.Н. Бекренева, Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова. – Пенза:
РИО ПГАУ, 2018. – 150 с.
В учебном пособии собран и упорядочен разнообразный теоретический
материал по методам исследования в менеджменте. Учебное
пособие содержит введение, теоретические темы, глоссарий, подробный
список литературы, представлены практические задания, тестовые
материалы, вопросы для самодиагностики, способствующие
лучшему освоению курса. Учебное пособие предназначено для магистров
направления подготовки 38.04.02 в качестве основной литературы.
ФГБОУ ВО
Пензенский ГАУ, 2018
Н.Н. Бекренева,
Ю.Ю. Рассыпнова,
Н.М. Гурьянова, 2018
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 5
ТЕМА 1 РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ .... 7
1 Исследование как вид управленческой деятельности ........................ 7
2 Действия менеджера при постановке проблемы ................................. 8
3 Тип менеджера исследовательского типа .......................................... 10
ТЕМА 2 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ .............................................................................................. 16
1 Цель, объект и предмет исследования в менеджменте ..................... 16
2 Этапы работы с фактами ...................................................................... 19
3 Концепция исследования комплексной работы ................................ 20
ТЕМА 3 ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ........................................................... 26
1 Требования и принципы формальной логики .................................... 26
2 Законы логики........................................................................................ 31
3 Правила проведения исследований ..................................................... 33
ТЕМА 4 ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИТУАЦИЙ .............................................................................................. 41
1 Метод наблюдения ................................................................................ 41
2 Экспериментальный метод .................................................................. 43
3 Интуитивный поиск и стратегии исследования................................. 46
4 Исследовательская полемика ............................................................... 48
5 Типы моделей и процесс их построения ............................................ 49
6 Метод экстраполяции ........................................................................... 53
ТЕМА 5 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИТУАЦИЙ .............................................................................................. 56
1 Метод социологического исследования ............................................. 56
2 Метод тестирования .............................................................................. 59
3 Метод SWOT-анализа ........................................................................... 61
4 Метод морфологического анализа ...................................................... 63
5 Метод «мозгового штурма» ................................................................. 65
6 Метод «Дельфи» .................................................................................... 68
ТЕМА 6 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИТУАЦИЙ .............................................................................................. 76
1 Разработка программы исследования ................................................. 76
2 Технологии исследования .................................................................... 77
3 Этапы планирования исследования в менеджменте ......................... 81
3
Стр.4
ТЕМА 7 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ДИАГНОСТИКА СИТУАЦИЙ .......................................................... 90
1 Диагностирование как исследовательский процесс .......................... 90
2 Факторы исследовательского потенциала управления ..................... 92
3 Фактология исследования .................................................................... 97
4 Оценка ситуаций в исследовании ........................................................ 99
5 Показатель в исследовании ................................................................ 103
6 Особенности мышления менеджера ................................................. 107
7 Эффективность исследования ............................................................ 114
Практическое занятие №1-2 .................................................................. 122
Практическое занятие № 3-4 ................................................................. 125
Практическое задание 5 ......................................................................... 126
Практическое занятие №6-8 .................................................................. 129
Практическое занятие №9-11 ................................................................ 130
Практическое занятие №12-14 .............................................................. 131
Практическое занятие №15-16 .............................................................. 133
Практическое занятие №17-18 .............................................................. 134
ГЛОССАРИЙ .......................................................................................... 136
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................ 144
Приложение ............................................................................................ 146
4
Стр.5