ISSN 2309-1428
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И
музыкального искусства и образования
Журнал является рецензируемым изданием
Издаётся с 2013 г. Выходит 4 раза в год
2019 • 3
Том 7
ОБРАЗОВАНИЕ
MUZYKALNOE ISKUSST VO I OBRAZOVANIE
Научный журнал о мире
Учредитель и издатель:
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
До 2019 г. журнал выходил под названием: Вестник кафедры ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образование».
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-75325 от 15 марта 2019 г.
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» –
85002.
Адрес редакции: 115172 г. Москва, Новоспасский переулок, д. 3, к. 3, Музыкальный
факультет Института изящных искусств Московского педагогического
госу дарст венного университета, оф. 203.
Тел.: +7 (495) 632-79-81
E-mail: metod-musik@yandex.ru
При полной или частичной перепечатке материалов ссылка на журнал
«Музыкальное искусство и образование» обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© МПГУ, 2019
Стр.2
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Абдуллин Эдуард Борисович (председатель)
доктор педагогических наук, профессор, член Союза композиторов России
Барышева Тамара Александровна
доктор психологических наук, профессор
Вудворд Шила
доктор философии, адъюнкт-профессор и директор департамента
музыки Восточно-Вашингтонского университета (США), член Президиума
Международного общества музыкального образования (ИСМЕ)
Гажим Ион
доктор педагогических наук, профессор (Молдавия)
Гергиев Валерий Абисалович
народный артист России, Почётный доктор, профессор
МГУ им. М. В. Ломоносова, почётный профессор Московской
и Санкт-Петербургской консерваторий
Гуревич Владимир Абрамович
доктор искусствоведения, профессор, секретарь Союза композиторов РФ
Дорфман Леонид Яковлевич
доктор психологических наук, профессор
Кирнарская Дина Константиновна
доктор искусствоведения, доктор психологических наук, член Союза
композиторов России, член Союза журналистов России
Мелик-Пашаев Александр Александрович
доктор психологических наук
Соколов Александр Сергеевич
доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России
Форрест Дэвид
доктор философии, профессор Университета Мельбурна (Австралия)
2
Цыпин Геннадий Моисеевич
доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор,
член Союза композиторов России
Щедрин Родион Константинович
почётный профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий,
композитор, народный артист СССР
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е. В. Николаева (главный редактор) – доктор педагогических наук, профессор
Е. Д. Критская (зам. главного редактора) – кандидат педагогических наук, доцент
М. С. Осеннева (ответственный секретарь) – кандидат педагогических наук, доцент
Б. Р. Иофис – кандидат педагогических наук, доцент
Е. П. Красовская – кандидат педагогических наук, доцент
А. В. Торопова – доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Редактор А. А. Кравчук
Верстка Н. И. Лисова
Дизайн И. В. Нартова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.3
ISSN 2309-1428
MUSICAL
ART and EDUCATION
MUZYKALNOE ISKUSSTVO I OBRAZOVANIE
Scientific Journal about the World of Music Art
and Education
The Journal is a peer-reviewed scientific publication
The journal was founded in 2013
Comes out 4 times a year
2019 • 3
Volume 7
The founder and the publisher:
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Journal is included by Higher Attestation Commission of RF in the List of leading
peer-reviewed scientific editions, published in the Russian Federation.
Until 2019 journal was published under the title: Bulletin of the UNESCO Chair
"Musical Аrts and Еducation".
The Journal is registered in the Federal Service for Supervision in the Sphere
of Telecom, Information Technologies and Mass Communications (Roscomnadzor).
Registration sertificate ПИ № ФС77-75325 March 15, 2019
Subscription index in the United Catalogue "Pressa Rossii" – 85002.
Adress: 115172, Moscow, Novospassky pereulok, 3-3, Department of Music,
Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, office 203.
Tel.: +7 (495) 632-79-81.
E-mail: metod-musik@yandex.ru
In case of partial or complete reproduction of the journal materials, the reference
to "Musical Art and Education" Journal is mandatory.
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
© MPGU, 2019
Стр.4
EDITORIAL BOARD
E. B. Abdullin (chairman of the board)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Member of the Union of Composers
of Russia
T. A. Barysheva
Doctor of Psychological Sciences, Professor
L. Ya. Dorfman
Doctor of Psychological Sciences, Professor
D. Forrest
PhD, Professor at the Faculty of Arts of the Royal Melbourne Institute
of Technology/RMIT University (Australia)
I. Gagim
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Moldova)
V. A. Gergiev
People’s Artist of Russia
V. A. Gurevich
Doctor of Arts, Professor, Secretary of the Union of Composers of Russia
D. K. Kirnarskaya
Doctor of Arts, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Member of the Union
of Composers of Russian Federation, Member of the Union of Journalists
of the Russian Federation
А. А. Melik-Pashaev
Doctor of Psychological Sciences
R. K. Shchedrin
Composer, People’s Artist of the USSR
A. S. Sokolov
Doctor of Arts, Professor, Member of the Union of Composers of Russia
4
G. M. Tsypin
Doctor of Pedagogical Sciences, PhD in Arts, Professor, Member of the Union
of Composers of Russia
Sh. Woodward
PhD, ISME Immediate Past-President, Associate Professor and Director of Music
Education, Eastern Washington University
EDITORIAL BOARD
Nikolaeva E. V. (Editor-in-Chief) – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Kritskaya E. D. (Deputy Editor-in-Chief) – PhD in Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Оsenneva M. S. (Executive secretary) – PhD in Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Iofis B. R. – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Krasovskaya E. P. – PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor
Toropova A. V. – Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences,
Professor
Editor A. A. Kravchuk
Makeup N. I. Lisova
Design I. V. Nartova
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Научные направления издания по отраслям наук:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
17.00.00 – Искусствоведение:
17.00.02 Музыкальное искусство
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Малинковская А. В. Авторские комментарии в смысловом пространстве
музыкального текста: к методологии исследовательской деятельности
музыканта-педагога
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Князева Т. С. Музыкальные способности и интеллект
как предмет исследования в музыкальной психологии и психологии
музыкального образования
Барышева Т. А. «Эмоциограмма» восприятия младшими школьниками
исполнительских интерпретаций музыкальных произведений
Фролова Н. А. Роль аутодидактических процессов в художественнотворческом
саморазвитии студентов-музыкантов
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бойко В. Л., Чайкин С. Г. Синтез традиционного и новаторского
как магистральное направление освоения камерно-ансамблевого
инструментального творчества Мечислава Вайнберга в вузовской
подготовке музыканта
79
30
46
62
5
9
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Смирнова М. В., Штром А. А. Непреходящая ценность детской музыки
Д Б Кабалевского как предмета освоения юными пианистами
Красовская Е. П., Хо Да. Педагогические подходы к освоению
полифонических циклов И С Баха и Д Д Шостаковича в классе фортепиано
студентами Китайской Народной Республики
6
Кан Юньюй. Методическая целесообразность обогащения репертуара
начинающего пианиста в учебных заведениях Китайской
Народной Республики
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рапацкая Л. А., Харфуш Р. Культурологический подход к периодизации
развития сирийской музыкальной культуры как научный инструментарий
её освоения будущими музыкантами-педагогами в России
Рихтер Н. П. Музыкальное образование в городских начальных училищах
второй половины XIX – начала ХХ века
Николаева Е. В. «Одноголосное коллективно-распределённое пение»
как необходимый атрибут начального этапа обучения младших школьников
хоровому пению
138
151
163
94
105
126
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.7
CONTENTS
The Journal is Devoted to the Following Scientific Fields:
Pedagogical Sciences (13.00.01; 13.00.02; 13.00.08)
Psychological Sciences (19.00.01)
Art Sciences (17.00.02)
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Malinkowskaya A. V. Author’s Comments in the Conceptual Space of Musical Text:
to the Methodology of Research of Musician Teacher
MUSIC PSYCHOLOGY. THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Knyazeva T. S. Musical Abilities and Intelligence as a Subject of Research in Music
Psychology and Psychology of Music Education
Barysheva T. A. “Emociograma” of Perception of Performing Interpretations
of Musical Works by Primary School-age Children
Frolova N. A. The Role of Autodidactic Processes in the Artistic and Creative
Self-Development of Students-Musicians
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Boiko V. L., Сhaykin S. G. The Synthesis of the Traditional and the Innovative
as the Main Direction for Mastering Chamber and Ensemble Instrumental Creativity
by Mechislav Weinberg in the University Musician Training
79
30
46
62
7
9
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.8
CONTENTS
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Smirnova M. V., Shtrom A. A. The Enduring Value of Children’s Music
by D B Kabalevsky as a Subject of Mastering by Young Pianists
Krasovskaya E. P., Ho Da. Pedagogical Approaches to Mastering Polyphonic
Cycles by J S Bach and D D Shostakovich in the Piano Class by Students
of the People’s Republic of China
Kang Yunyu. Methodical Expediency of Enrichment of Repertoire of the Beginning
Pianist in Educational Institutions of the People’s Republic of China
8
HISTORY, THEORY, AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Rapatskaya L. A., Harfush R. Cultural Approach to Periodization Development
of Syrian Music Culture as a Scientific Instrument of Its Development Future
Musician-Teachers of Russia
Rikhter N. P. Musical Education in Urban Primary Schools of Russia in the Second
Half of the 19th – Early 20th Centuries
Nikolaeva E. V. “One-Voice Collective-Distributed Singing” as a Necessary Attribute
of the Initial Stages of Teaching Children of Primary School Age Choral Singing
138
151
163
94
105
126
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2019. Т. 7. № 3
MUSICAL ART AND EDUCATION
2019, vol. 7, no. 3
Стр.9