ISSN 2309-1428
2309 1428
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ
Ка фе д р а ЮНЕСКО
«Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»
при Московском педагогическом государственном университете
Московский педагогический государственный университет основан в 1872 году
Moscow State Pedagogical University was founded in 1872
Pedagogical State University
SCIENTIFIC JOURNAL
ABOUT THE WORLD OF MUSIC ARTS AND EDUCATION
UNE SCO C h a ir
in Musical Arts and Education in Life-Long Learning
at the Moscow State Pedagogical University
Pedagogical State U
2(22) 2018
2(10)’2015
Стр.4
Учредитель и издатель: федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЕСТНИК
КАФЕДРЫ ЮНЕСКО
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Абдуллин Эдуард Борисович
(председатель)
доктор педагогических наук, профессор,
член Союза композиторов России
Аубакирова Жания Яхияевна
народная артистка Республики
Казахстан, профессор
Барышева Тамара Александровна
доктор психологических наук,
профессор
Вудворд Шила
доктор философии, адъюнкт-профессор
и директор департамента музыки
Восточно-Вашингтонского
университета (США), член Президиума
Международного общества
музыкального образования (ИСМЕ)
Гажим Ион
академик-координатор филиала
Академии наук Молдовы, доктор
педагогических наук, профессор
Гергиев Валерий Абисалович
народный артист России, Почётный
доктор, профессор МГУ
им. М. В. Ломоносова, почётный
профессор Московской и СанктПетербургской
консерваторий
Журнал основан в 2013 году
Выходит 4 раза в год
«МУЗЫКАЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И
ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРОТЯЖЕНИИ
ЖИЗНИ»
ПРИ МОСКОВСКОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
2(22)’ 2018
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-54402 от 10 июня
2013 г.
Стр.5
Научный журнал кафедры ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой
по надзору в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
(Роскомнадзор)
Гуревич Владимир Абрамович
доктор искусствоведения, профессор,
секретарь Союза композиторов РФ
Дорфман Леонид Яковлевич
доктор психологических наук,
профессор
Кирнарская Дина Константиновна
доктор искусствоведения, доктор
психологических наук, член Союза
композиторов России, член Союза
журналистов России
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, выпускаемых
в Российской Федерации,
в которых рекомендуется
публикация основных результатов
диссертаций на соискание
учёных степеней доктора
и кандидата наук
Мелик-Пашаев Александр
Александрович
доктор психологических наук
Соколов Александр Сергеевич
доктор искусствоведения, профессор,
член Союза композиторов России
Форрест Дэвид
доктор философии, профессор
Университета Мельбурна (Австралия)
© Московский педагогический
государственный
университет
© Кафедра ЮНЕСКО при
МПГУ «Музыкальное
искусство и образование на
протяжении жизни»
Цыпин Геннадий Моисеевич
доктор педагогических наук, кандидат
искусствоведения, профессор, член Союза
композиторов России
Щедрин Родион Константинович
почётный профессор Московской
и Санкт-Петербургской
консерваторий, композитор,
народный артист СССР
Стр.6
The founder and the publisher:
MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY
BULLETIN
OF THE UNESCO
CHAIR
EDITORIAL BOARD
E. B. Abdullin (chairman of the board)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Member of the Union of Composers
of Russia
J. Ya. Aubakirova
People’s Artist of the Republic
of Kazakhstan, Professor
T. A. Barysheva
Doctor of Psychological Sciences,
Professor
L. Ya. Dorfman
Doctor of Psychological Sciences,
Professor
D. Forrest
PhD, Professor
I. Gagim
Academician-coordinator of the Branch
of the Academy of Sciences of Moldova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
V. A. Gergiev
People’s Artist of Russia
V. A. Gurevich
Doctor of Arts, Professor, Secretary
of the Union
of Composers of Russia
The journal was founded in 2013
Comes out 4 times a year
2(22)’ 2018
“MUSICAL ARTS AND
EDUCATION IN LIFELONG
LEARNING”
AT THE MOSCOW
PEDAGOGICAL
STATE UNIVERSITY
PI №FS77-54402 June 10, 2013
Registration sertificate
Стр.7
Scientific Journal of UNESCO Chair
“Musical Arts and Education in Life-Long Learning”
Federal service for supervision
in the sphere of Telecom,
information technologies and
mass communications
The journal is registered by
D. K. Kirnarskaya
Doctor of Arts, Doctor
of Psychological Sciences,
Professor, Member of the Union
of Composers of Russian Federation,
Member of the Union of Journalists
of the Russian Federation
А. А. Melik-Pashaev
Doctor of Psychological Sciences
in the List of the leading peer-reviewed
scientific journals and periodicals
recommended for the publication
of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
The journal has been included
R. K. Shchedrin
Composer, People’s Artist
of the USSR
A. S. Sokolov
Doctor of Arts, Professor, Member
of the Union of Composers
of Russia
G. M. Tsypin
Doctor of Pedagogical Sciences,
PhD in Arts, Professor,
Member of the Union of Composers
of Russia
© Moscow Pedagogical
State University
© UNESCO Chair “Musical Arts
and Education in Life-Long
Learning” at the Moscow
Pedagogical State University
Sh. Woodward
PhD, ISME Immediate Past-President,
Associate Professor and Director
of Music Education, Eastern Washington
University
Стр.8
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е. В. Николаева
(главный редактор)
(ответственный
секретарь)
Б. Р. Иофис
Е. П. Красовская
А. В. Торопова
– доктор педагогических наук, профессор
Е. Д. Критская (зам. – кандидат педагогических наук, доцент
главного редактора)
М. С. Осеннева
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук, доцент
– доктор педагогических наук,
доктор психологических наук, профессор
Выпускающий редактор Ю. М. Севрюкова
Верстка
Дизайн
Н. И. Лисова
И. В. Нартова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
EDITORIAL BOARD
Nikolaeva E. V.
(Editor-in-chief)
Kritskaya E. D.
(Deputy Editor-in-chief)
Оsenneva M. S.
(Executive Secretary)
Iofis B. R.
Krasovskaya E. P.
Toropova A. V.
Managing editor
Makeup
Design
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
– PhD in Pedagogical Sciences,
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
Associate Professor
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
– PhD in Pedagogical Sciences,
Associate Professor
– Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Psychological Sciences, Professor
Yu. M. Sevryukova
N. I. Lisova
I. V. Nartova
Editor’s views may differ from the authors’ opinions.
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ
Научные направления издания по отраслям наук:
Педагогические науки (13.00.00)
Психологические науки (19.00.00)
Искусствоведение
(17.00.00)
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Корноухов М. Д., Шумилова Е. Н. Текст – контекст: образовательная
парадигма поликультурного пространства педагога-музыканта
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Морозова Н. В. Онтогенез музыкального сознания как процесс развития
высших психических функций
Рева В. П. Креативная стратегия воспитания культуры
музыкального восприятия у младших школьников
Фомин А. В., Зотова М. А. Воздействие музыки на психоэмоциональное
состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания
музыкально-педагогического образования
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рапацкая Л. А. Культурно-типологический подход к анализу ориентализма
в курсе «История русской музыки»
Сизова Е. Р. Реализация метапредметного подхода в преподавании курса
гармонии на основе интерактивных методов обучения в системе высшего
музыкального образования
76
92
30
47
59
9
13
2 / 2018
Музыкальное искусство и образование
Стр.10
СОДЕРЖАНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Красовская Е. П., Николаева А. И. Герменевтический подход к освоению
формы музыкального произведения в инструментальноисполнительском
классе
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
10
Герцман Е. В. Античное музыкальное образование
в представлении современников
Дорошенко С. И. Концертная деятельность учащихся женских учебных
заведений в России последней трети XIX века в контексте их общего
музыкального образования
Алиев Ю. Б. Приобщение к музыке школьников-подростков:
ретроспектива – реалии – взгляд в будущее
Осеннева М. С., Кэ Мейли. Педагогические условия изучения
фортепианных школ России на рубеже XIX–XX столетий студентами
Китайской Народной Республики
120
139
156
165
103
Музыкальное искусство и образование
2 / 2018
Стр.11
CONTENTS
The Magazin is Devoted to the Following Scientific Fields:
Pedagogics (13.00.00)
Psychology (19.00.00)
Art Criticism (17.00.00)
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Kornoukhov M. D., Shumilova E. N. Text – Context: Educational Paradigm
of Multicultural Space of the Teacher-Musician
MUSIC PSYCHOLOGY,
THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Morozova N. W. The Ontogenesis of Musical Consciousness as a Process
the Development of Higher Mental Functions
Reva V. P. Creative Strategy to Educate Younger School Students about the Culture
of Musical Perception
Fomin A. V., Zotova M. A. The Impact of Music on Psychological and Emotional
State of Human and Its Creative Potential as a Component of the Content of Musical
and Pedagogical Education
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Rapatskaya L. A. Cultural and typological approach to the analysis of orientalism
in the course “History of the Russian music”
Sizova E. R. Realization of Meta-subject Approach in Teaching the Course
of Harmony Based on Interactive Methods of Training in Musical Higher
Education Institution
76
92
30
47
59
11
13
2 / 2018
Музыкальное искусство и образование
Стр.12
CONTENTS
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Krasovskaya E. P., Nikolaeva A. I. Hermeneutical Approach to Learning Form
of the Music Work at the Tool and Performing Class
HISTORY, THEORY, AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
12
Gertsman E. V. Antique Music Education in Presentation
of Contemporaries
Doroshenko S. I. Concert Activity of Students of Female Educational
Institutions in Russia of the Last Third XIX Century in the Context of Their
General Music Education
Aliyev Ju. В. Familiarizing with music of school children and adolescents:
a retrospective – realities – a look into the future
Osenneva M. S., Ke Meili. Pedagogical Conditions of Study of Russian Piano
Schools at the Turn of XIX–XX Centuries by Chinese Students
120
139
156
165
103
Музыкальное искусство и образование
2 / 2018
Стр.13