Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
А.А. Елепов
РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
МИРОВОЙ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ
Учебное
пособие
Архангельск
ИПЦ САФУ
2012
Стр.1
УДК 629.33
ББК 39.33я7
Е50
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
В.М. Дербин, кандидат технических наук, доцент;
А.А. Банников, кандидат технических наук, доцент
Елепов, А.А.
Е50
Развитие и современное состояние мировой автомобилизации:
учебное пособие / А.А. Елепов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - 84 с.: ил.
ISBN 978-5-261-00746-3
Рассмотрены современное состояние, тенденции и проблемы развития
мировой автомобилизации, история автомобильного производства в
контексте технического прогресса и глобализации, включая историю
развития отечественного автомобилестроения, а также современные реалии
автомобилизации в России, текущее состояние и задачи автомобильной
промышленности РФ.
Предназначено для студентов института энергетики и транспорта специальностей
190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 190603.65
«Сервис транспортных и технологических машин» и направления подготовки
190600.62 «Эксплуатация транспортно-технологаческих машин и
комплексов» дневной и заочных форм обучения.
УДК 629.33
ББК 39.33я7
ISBN 978-5-261-00746-3
© Елепов А.А., 2012
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2012
Стр.2
Введение
Три вещи делают нацию великой
и благоденствующей: плодородная
почва, деятельная промышленность
и легкость передвижения
людей и товаров.
Фрэнсис Бэкон
Мировой автомобильный парк составляет на сегодня более
600 млн машин. Количество автомобилей на Земле в течение XX века
увеличилось в 10 тысяч раз, а численность населения - лишь втрое.
Автомобили используются во всех отраслях народного хозяйства
(или видах деятельности человека). Это самая мощная энергетическая
база человечества: суммарная их мощность - 20-25 млрд кВт, а вырабатываемая
за год энергия - около 30 тысяч млрд кВт-ч.
В связи со стремительным ростом числа и мощности автомобилей
увеличивается негативное воздействие на окружающую среду
и здоровье людей от вредных составляющих отработавших газов и
шума автомобилей, растет число пострадавших и погибших в автомобильных
ДТП, а следовательно, требуется кардинальное решение
проблемы развития транспортной сети и сохранения среды
обитания человека. Для этого необходим всеобъемлющий подход,
который представлен в дисциплине «Развитие и современное состояние
мировой автомобилизации».
Автомобилизация как дисциплина позволяет рассмотреть в
комплексе тенденции и проблемы развития автомобилестроения с
учетом спроса и потребностей общества в автомобилях.
В западных странах под автомобилизацией понимается обеспечение
населения транспортными средствами. При этом изучаются
Стр.3
различные аспекты автомобилизации: экономический, экологический
(вопросы влияния автомобилизации на окружающую среду,
загрязнения атмосферы, водной среды), организации производства
(фирмы, занимающиеся производством автомобилей, характер и
масштаб их деятельности, выпускаемые марки автомобилей), деятельность
союзов автомобилистов, проблема женского вождения
транспортных средств и другие.
Процесс автомобилизации нередко воспринимается как частный
случай проблемы мобильности, столь ярко характеризующей современный
этап развития человеческой цивилизации. Рассмотрим примеры
разработки проблемы автомобилизации в стране инженеров и
механиков - Германии. В 1997 году вышло в свет исследование
Клауса Куума «Современность и асфальт: автомобилизация как процесс
технологической интеграции и создания социальных сетей», в
котором насыщение мирового рынка автомобилями оценивается как
одно из проявлений социального и технологического объединения,
одно из начал процесса глобализации (прежде всего, конечно, западного
мира). Буркгард Хорн в 1990-е годы выпустил в свет книгу
«Двигатель диктует: взгляд на взаимосвязи транспортного и городского
строительства в Германии с начала автомобилизации». В этой
работе выявляется связь развития автомобилизации и роста городской
инфраструктуры, что также является актуальным аспектом проблемы
автомобилизации не только для Европы, но, возможно, в гораздо
большей степени для России.
Указанные выше проблемы автомобилизации рассматриваются
в данном учебном пособии с учетом как реалий российской жизни,
так и опыта мирового автомобильного производства в его историческом
развитии и современном состоянии в контексте процесса
глобализации и технического прогресса.
Стр.4
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
1.1. Создание и становление автомобиля
Мечты о самодвижущихся средствах передвижения издавна были
присущи человеку. Прилагательное «автомобильный» сложилось из
греческого «ауто» - сам и латинского «мобилис» - подвижный.
Развитие конструкции будущего автомобиля началось задолго до
его создания. Началом послужило изобретение колеса для колесниц и
повозок еще до новой эры. В средние
века появились кареты с подвеской
кузова на ремнях, в XVII веке - рессоры
вместо ремней подвески, передняя
поворотная ось конного экипажа,
соединенная шкворнем с кузовом,
затем поворотная рулевая трапеция,
тормозное устройство, смазка
колесной оси, которая удерживалась в
течение месяца, и другие изобретения.
Некоторые механизмы были заимствованы
от других технических
устройств, например (рис. 1.1): кривошипно-шатунный
механизм двигателя
паровой машины; карданный шарнир
парусного судна; ременная и цепная
передачи, коробка передач металлообрабатывающего
станка и другого
промышленного оборудования.
Рис. 1.1. Создание
автомобиля как синтез
различных устройств
Стр.5
Оглавление
Введение
1. История развития мирового автомобилестроения
1.1. Создание и становление автомобиля
1.2. Основные этапы развития автомобилей с ДВС
2. История развития отечественного автомобилестроения
3. Современное состояние и задачи автомобильной промышленности
РФ
4. Развитие отечественной автотранспортной науки
4.1. Основоположники автотранспортной науки
4.2. Становление и развитие советской автотранспортной
науки
4.3. Научные достижения СССР и РФ в области автомобильного
транспорта
5. Состояние мировой автомобилизации
5.1. Сущность понятия автомобилизации
5.2. Анализ процесса автомобилизации в России
5.3. Негативные последствия автомобилизации
5.4. Проблемы транспортной сети в крупных городах
6. Анализ основных современных тенденций мирового автомобилестроения
3
5
5
18
21
37
42
42
46
50
59
59
60
63
65
70
83
7.
Автомобиль сегодня, завтра, в будущем. Тенденции и прогнозы.... 76
Список литературы
Стр.84