Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611802)
Контекстум

Пьер Бомарше

0   0
Первый авторКоган Петр Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID6496
Кому рекомендованоСтатьи для Большой Советской энциклопедии
Коган, П.С. Пьер Бомарше : Статья / П.С. Коган .— : [Б.и.], 1927 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6496 (дата обращения: 19.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Петр Коган Источник: Большая Советская энциклопедия. <...> [] БОМАРШЕ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон (1732--99), франц. писатель, яркий литературный представитель третьего сословия накануне Великой революции. <...> Даровитый разночинец, сын часовщика, Б. сделал сказочно-быструю карьеру, прославился нашумевшими на всю Францию процессами, особенно процессом против Ла-Блаша из-за имущества, завещанного Б. его покровителем Дюверне. <...> Это была язвительнейшая сатира на франц. правосудие, обличительный памфлет, направленный против всех устоев дореволюционного режима. <...> Не брезговавший ничем -- ни обманом, ни подкупом, ни даже, если верить (непроверенной, впрочем) молве, убийством-Бомарше завоевывает симпатии короля, принимает от последнего сомнительные поручения и становится миллионером. <...> В личности Б. воплощаются агрессивные настроения восходящей буржуазии, ее инстинкты, дух инициативы и предприимчивости, изворотливость нового класса. <...> Настроения эти нашли себе отражение и в литерат. деятельности Б. <...> В качестве теоретика он, вместе с Дидро и Мерсье, выступил противником классической трагедии и требовал драмы реалистической, изображающей обыкновенных, невыдуманных людей, -- драмы, соответствующей вкусам буржуазии, к-рая была чужда всяких героических преданий и ненавидела "великолепную жизнь дворянства", ее возвышенный стиль. <...> Мировую славу доставили Б. две ого комедии -- "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" (образующие трилогию вместе с не имевшей успеха комедией "Преступная мать"). <...> Герой трилогии -- известный всему читающему миру весельчак Фигаро. <...> Он испробовал немало карьер, пока судьба не столкнула его с графом Альмавивой -- сна-чала в качестве парикмахера, а потом лакея в доме графа. <...> Во 2-й части трилогии между распущенным Альмавивой, типичным представителем вырождающейся аристократии, и изобретательным, остроумным, жизнерадостным, полным энергии плебеем завязывается <...>
Пьер_Бомарше.pdf
Петр Коган Источник: Большая Советская энциклопедия. Том седьмой. М.: АО "Сов. Энциклопедия", 1927. Стр. 80 - 82. OCR: В. Есаулов, декабрь, 2008. [] БОМАРШЕ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон (1732--99), франц. писатель, яркий литературный представитель третьего сословия накануне Великой революции. Даровитый разночинец, сын часовщика, Б. сделал сказочно-быструю карьеру, прославился нашумевшими на всю Францию процессами, особенно процессом против Ла-Блаша из-за имущества, завещанного Б. его покровителем Дюверне. Недовольный решением суда, Б. обвинил докладчика Гецмана во взяточничестве, и борьба Б. с Гецманом превратилась в борьбу против всего старого порядка. Выпущенные Б. "Ме-муары" произвели на общество потрясающее впечатление. Это была язвительнейшая сатира на франц. правосудие, обличительный памфлет, направленный против всех устоев дореволюционного режима. Не брезговавший ничем -- ни обманом, ни подкупом, ни даже, если верить (непроверенной, впрочем) молве, убийством-Бомарше завоевывает симпатии короля, принимает от последнего сомнительные поручения и становится миллионером. В личности Б. воплощаются агрессивные настроения восходящей буржуазии, ее инстинкты, дух инициативы и предприимчивости, изворотливость нового класса. Настроения эти нашли себе отражение и в литерат. деятельности Б. В качестве теоретика он, вместе с Дидро и Мерсье, выступил противником классической трагедии и требовал драмы реалистической, изображающей обыкновенных, невыдуманных людей, -- драмы, соответствующей вкусам буржуазии, к-рая была чужда всяких героических преданий и ненавидела "великолепную жизнь дворянства", ее возвышенный стиль. Мировую славу доставили Б. две ого комедии -- "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" (образующие трилогию вместе с не имевшей успеха комедией "Преступная мать"). Герой трилогии -- известный всему читающему миру весельчак Фигаро. Он испробовал немало карьер, пока судьба не столкнула его с графом Альмавивой -- сна-чала в качестве парикмахера, а потом лакея в доме графа. Во 2-й части трилогии между распущенным Альмавивой, типичным представителем вырождающейся аристократии, и изобретательным, остроумным, жизнерадостным, полным энергии плебеем завязывается борьба из-за невесты Фигаро, приглянувшейся графу. Ум и изворотливость Фи-гаро торжествуют победу над привилегиями влиятельного вельможи. Фигаро -- человек, пришедший из нового мира; в нем слиты все свойства, к-рые необходимы были для дельца той эпохи -- ловкого финансиста, карьериста-чиновника, журналиста. Деловитость идет у Фигаро рука-об-руку с отрицанием традиций "исторической" Франции, и в этом отрицании -- революционная роль "Севильского цирюльника" и "Свадьбы Фигаро". Острые афоризмы Фигаро, направленные против всякого неравенства, против привилегий, звучали, как раскаты надвигающейся политической бури, и вызывали в зрительном зале гром апплодисментов. Пьесы Б. -- один из крупнейших художественных памятников, отразивших состояние умов во Франции накануне великого исторического события. Комедии Бомарше были революционным творением не только в политическом, но и в чистолитературном отношении. Достоинство его пьес, не сходящих с европейских сцен до наст, времени, -- в занимательно построенной интриге, в богатой фантазии и изобретательности автора, в беспрерывном нарастании действия, в нервном, торопливом диалоге, в живых образах, выхваченных из волнующей современности, в естественности развязки, в которой действие, зашедшее как бы в тупик, получает свое художественное разрешение, обнаруживая стройность замысла, чувство меры, строгость композиции. Рассудочная классическая комедия с ее искусственным построением, с героями, скомпанованными по
Стр.1