Петр Коган
Источник: Большая Советская энциклопедия. Том седьмой. М.: АО "Сов. Энциклопедия", 1927.
Стр. 80 - 82.
OCR: В. Есаулов, декабрь, 2008.
[]
БОМАРШЕ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон (1732--99), франц. писатель, яркий
литературный представитель третьего сословия накануне Великой революции. Даровитый разночинец,
сын часовщика, Б. сделал сказочно-быструю карьеру, прославился нашумевшими на всю Францию
процессами, особенно процессом против Ла-Блаша из-за имущества, завещанного Б. его покровителем
Дюверне. Недовольный решением суда, Б. обвинил докладчика Гецмана во взяточничестве, и борьба Б. с
Гецманом превратилась в борьбу против всего старого порядка. Выпущенные Б. "Ме-муары" произвели
на общество потрясающее впечатление. Это была язвительнейшая сатира на франц. правосудие,
обличительный памфлет, направленный против всех устоев дореволюционного режима. Не брезговавший
ничем -- ни обманом, ни подкупом, ни даже, если верить (непроверенной, впрочем) молве, убийством-Бомарше
завоевывает симпатии короля, принимает от последнего сомнительные поручения и становится
миллионером. В личности Б. воплощаются агрессивные настроения восходящей буржуазии, ее инстинкты,
дух инициативы и предприимчивости, изворотливость нового класса. Настроения эти нашли себе
отражение и в литерат. деятельности Б. В качестве теоретика он, вместе с Дидро и Мерсье, выступил
противником классической трагедии и требовал драмы реалистической, изображающей обыкновенных,
невыдуманных людей, -- драмы, соответствующей вкусам буржуазии, к-рая была чужда всяких
героических преданий и ненавидела "великолепную жизнь дворянства", ее возвышенный стиль. Мировую
славу доставили Б. две ого комедии -- "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" (образующие
трилогию вместе с не имевшей успеха комедией "Преступная мать"). Герой трилогии -- известный всему
читающему миру весельчак Фигаро. Он испробовал немало карьер, пока судьба не столкнула его с графом
Альмавивой -- сна-чала в качестве парикмахера, а потом лакея в доме графа. Во 2-й части трилогии между
распущенным Альмавивой,
типичным представителем вырождающейся аристократии, и
изобретательным, остроумным, жизнерадостным, полным энергии плебеем завязывается борьба из-за
невесты Фигаро, приглянувшейся графу. Ум и изворотливость Фи-гаро торжествуют победу над
привилегиями влиятельного вельможи. Фигаро -- человек, пришедший из нового мира; в нем слиты все
свойства, к-рые необходимы были для дельца той эпохи -- ловкого финансиста, карьериста-чиновника,
журналиста. Деловитость идет у Фигаро рука-об-руку с отрицанием традиций "исторической" Франции, и
в этом отрицании -- революционная роль "Севильского цирюльника" и "Свадьбы Фигаро". Острые
афоризмы Фигаро, направленные против всякого неравенства, против привилегий, звучали, как раскаты
надвигающейся политической бури, и вызывали в зрительном зале гром апплодисментов. Пьесы Б. -- один
из крупнейших художественных памятников, отразивших состояние умов во Франции накануне великого
исторического события.
Комедии Бомарше были революционным творением не только в политическом, но и в чистолитературном
отношении. Достоинство его пьес, не сходящих с европейских сцен до наст, времени, -- в
занимательно построенной интриге, в богатой фантазии и изобретательности автора, в беспрерывном
нарастании действия, в нервном, торопливом диалоге, в живых образах, выхваченных из волнующей
современности, в естественности развязки, в которой действие, зашедшее как бы в тупик, получает свое
художественное разрешение, обнаруживая стройность замысла, чувство меры, строгость композиции.
Рассудочная классическая комедия с ее искусственным построением, с героями, скомпанованными по
Стр.1