6 мая 1786 в семье состоятельного
еврея во Франкфурте на Майне. <...> Первые впечатления детства связаны у Б. с гетто (еврейский квартал), откуда евреям было запрещено выходить с наступлением темноты. <...> Унизительное положение
единоплеменников, рано пробудив в Б. ненависть ко всякому насилию, не сделало его, однако, фанатиком
еврейской идеи, -- он сумел связать в своем сознании дело освобождения евреев с делом борьбы за
свободу немецк. народа и с радикальными демократическими идеями. <...> Я, -- писал он впоследствии,
обращаясь к своим противникам, -- умею ценить свободу больше, чем вы, потому что я испытал рабскую
долю"; но в то же время Б. называл "счастьем быть одно-временно и немцем и евреем". <...> Родители
готовили Б. к профессии врача, единствен-ной доступной тогда еврею. <...> Литературные салоны Берлина имели большое влияние на развитие общественных,
философских и литературных взглядов Б. <...> Оставив свой прежний план стать врачом, Б. поступил в
Гейдельбергский ун-т, сна-чала на юридический, а потом на философский факультет. <...> В 1808 он получил
степень д-ра прав и вскоре после этого стал чиновником в полицейском управлении Франкфурта. <...> Несмотря на либеральные ре-формы Наполеона, Б. отнесся к нему отрицательно (Б. примыкал тогда к
нем. националистам-патриотам) и не переменил своего отношения даже тогда, когда, после изгна-ния
французов, евреи снова лишены были политических прав, и Б. потерял свое место. <...> Он перешел теперь
всецело к публицистической и критической деятельности. <...> В 1818 он затевает собственный журнал
"Весы" ("Die Wage"), где впервые провозглашает идеи, легшие в основу общественно-литературной
программы "Молодой Германии" (см.) <...> . В противоположность романтикам, Б. требует подчинения науки и
искусства задачам вещественной жизни. <...> Его статьи обращают на себя общее внимание, -- и даже
Меттерних через его отца стремится залучить к себе даровитого публициста, чей орган стал грозой
больших и маленьких нем. деспотов. <...> С 1819 Б. совершает ряд поездок <...>
Людвиг_Бёрне.pdf
Петр Коган
Источник: Большая Советская энциклопедия. Том 5. М.: АО "Сов. энциклопедия", 1927. Стр. 681 -
682.
[]
БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг, нем. публицист и критик. Род. 6 мая 1786 в семье состоятельного
еврея во Франкфурте на Майне. Первые впечатления детства связаны у Б. с гетто (еврейский квартал), откуда
евреям было запрещено выходить с наступлением темноты. Унизительное положение
единоплеменников, рано пробудив в Б. ненависть ко всякому насилию, не сделало его, однако, фанатиком
еврейской идеи, -- он сумел связать в своем сознании дело освобождения евреев с делом борьбы за
свободу немецк. народа и с радикальными демократическими идеями. "Я, -- писал он впоследствии,
обращаясь к своим противникам, -- умею ценить свободу больше, чем вы, потому что я испытал рабскую
долю"; но в то же время Б. называл "счастьем быть одно-временно и немцем и евреем". Родители
готовили Б. к профессии врача, единствен-ной доступной тогда еврею. Но врача из него не вышло.
Приехав в 1802 в Берлин, он попадает в кружок Генриетты Герц, живо интересующийся политикой и
искусством. Литературные салоны Берлина имели большое влияние на развитие общественных,
философских и литературных взглядов Б. Оставив свой прежний план стать врачом, Б. поступил в
Гейдельбергский ун-т, сна-чала на юридический, а потом на философский факультет. В 1808 он получил
степень д-ра прав и вскоре после этого стал чиновником в полицейском управлении Франкфурта.
Несмотря на либеральные ре-формы Наполеона, Б. отнесся к нему отрицательно (Б. примыкал тогда к
нем. националистам-патриотам) и не переменил своего отношения даже тогда, когда, после изгна-ния
французов, евреи снова лишены были политических прав, и Б. потерял свое место. Он перешел теперь
всецело к публицистической и критической деятельности. В 1818 он затевает собственный журнал
"Весы" ("Die Wage"), где впервые провозглашает идеи, легшие в основу общественно-литературной
программы "Молодой Германии" (см.). В противоположность романтикам, Б. требует подчинения науки и
искусства задачам вещественной жизни. Его статьи обращают на себя общее внимание, -- и даже
Меттерних через его отца стремится залучить к себе даровитого публициста, чей орган стал грозой
больших и маленьких нем. деспотов. С 1819 Б. совершает ряд поездок в Париж, откуда пишет
корреспонденции, поставив себе задачей сближение нем. и франц. общества. Июльская революция
произвела целую бурю в душе Б., и с этого времени его "Парижские письма" приобретают характер
пламенных статей. Они-то и доставили Б. европейскую славу. Б. касался в своих корреспонденциях самых
разнообразных вопросов: политики, религии, науки, театра, искусства, литературы. Он сравни-вал
общественное оживление, царившее во Франции, с политическим индифферентизмом нем. общества,
громил обывательскую трусость и мещанские интересы, обличал эгоизм и надменность немецк.
дворянства, "честь которого заключается в презрении к народу и позор которого -- в свободе на-рода"; он
издевался над капитализмом и Ротшильдом, побывавшим у папы, поцеловавшим ему руку и
"высказывавшим в высокомилостивейших выражениях свое благоволение наместнику
Петра" ("Ротшильды, -- пишет он, -- благороднее своего предка, Иуды Искариота. Тот продал Христа за
Стр.1