Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Людвиг Бёрне

0   0
Первый авторКоган Петр Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID6492
Кому рекомендованоСтатьи для Большой Советской энциклопедии
Коган, П.С. Людвиг Бёрне : Статья / П.С. Коган .— : [Б.и.], 1927 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6492 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

6 мая 1786 в семье состоятельного еврея во Франкфурте на Майне. <...> Первые впечатления детства связаны у Б. с гетто (еврейский квартал), откуда евреям было запрещено выходить с наступлением темноты. <...> Унизительное положение единоплеменников, рано пробудив в Б. ненависть ко всякому насилию, не сделало его, однако, фанатиком еврейской идеи, -- он сумел связать в своем сознании дело освобождения евреев с делом борьбы за свободу немецк. народа и с радикальными демократическими идеями. <...> Я, -- писал он впоследствии, обращаясь к своим противникам, -- умею ценить свободу больше, чем вы, потому что я испытал рабскую долю"; но в то же время Б. называл "счастьем быть одно-временно и немцем и евреем". <...> Родители готовили Б. к профессии врача, единствен-ной доступной тогда еврею. <...> Литературные салоны Берлина имели большое влияние на развитие общественных, философских и литературных взглядов Б. <...> Оставив свой прежний план стать врачом, Б. поступил в Гейдельбергский ун-т, сна-чала на юридический, а потом на философский факультет. <...> В 1808 он получил степень д-ра прав и вскоре после этого стал чиновником в полицейском управлении Франкфурта. <...> Несмотря на либеральные ре-формы Наполеона, Б. отнесся к нему отрицательно (Б. примыкал тогда к нем. националистам-патриотам) и не переменил своего отношения даже тогда, когда, после изгна-ния французов, евреи снова лишены были политических прав, и Б. потерял свое место. <...> Он перешел теперь всецело к публицистической и критической деятельности. <...> В 1818 он затевает собственный журнал "Весы" ("Die Wage"), где впервые провозглашает идеи, легшие в основу общественно-литературной программы "Молодой Германии" (см.) <...> . В противоположность романтикам, Б. требует подчинения науки и искусства задачам вещественной жизни. <...> Его статьи обращают на себя общее внимание, -- и даже Меттерних через его отца стремится залучить к себе даровитого публициста, чей орган стал грозой больших и маленьких нем. деспотов. <...> С 1819 Б. совершает ряд поездок <...>
Людвиг_Бёрне.pdf
Петр Коган Источник: Большая Советская энциклопедия. Том 5. М.: АО "Сов. энциклопедия", 1927. Стр. 681 - 682. [] БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг, нем. публицист и критик. Род. 6 мая 1786 в семье состоятельного еврея во Франкфурте на Майне. Первые впечатления детства связаны у Б. с гетто (еврейский квартал), откуда евреям было запрещено выходить с наступлением темноты. Унизительное положение единоплеменников, рано пробудив в Б. ненависть ко всякому насилию, не сделало его, однако, фанатиком еврейской идеи, -- он сумел связать в своем сознании дело освобождения евреев с делом борьбы за свободу немецк. народа и с радикальными демократическими идеями. "Я, -- писал он впоследствии, обращаясь к своим противникам, -- умею ценить свободу больше, чем вы, потому что я испытал рабскую долю"; но в то же время Б. называл "счастьем быть одно-временно и немцем и евреем". Родители готовили Б. к профессии врача, единствен-ной доступной тогда еврею. Но врача из него не вышло. Приехав в 1802 в Берлин, он попадает в кружок Генриетты Герц, живо интересующийся политикой и искусством. Литературные салоны Берлина имели большое влияние на развитие общественных, философских и литературных взглядов Б. Оставив свой прежний план стать врачом, Б. поступил в Гейдельбергский ун-т, сна-чала на юридический, а потом на философский факультет. В 1808 он получил степень д-ра прав и вскоре после этого стал чиновником в полицейском управлении Франкфурта. Несмотря на либеральные ре-формы Наполеона, Б. отнесся к нему отрицательно (Б. примыкал тогда к нем. националистам-патриотам) и не переменил своего отношения даже тогда, когда, после изгна-ния французов, евреи снова лишены были политических прав, и Б. потерял свое место. Он перешел теперь всецело к публицистической и критической деятельности. В 1818 он затевает собственный журнал "Весы" ("Die Wage"), где впервые провозглашает идеи, легшие в основу общественно-литературной программы "Молодой Германии" (см.). В противоположность романтикам, Б. требует подчинения науки и искусства задачам вещественной жизни. Его статьи обращают на себя общее внимание, -- и даже Меттерних через его отца стремится залучить к себе даровитого публициста, чей орган стал грозой больших и маленьких нем. деспотов. С 1819 Б. совершает ряд поездок в Париж, откуда пишет корреспонденции, поставив себе задачей сближение нем. и франц. общества. Июльская революция произвела целую бурю в душе Б., и с этого времени его "Парижские письма" приобретают характер пламенных статей. Они-то и доставили Б. европейскую славу. Б. касался в своих корреспонденциях самых разнообразных вопросов: политики, религии, науки, театра, искусства, литературы. Он сравни-вал общественное оживление, царившее во Франции, с политическим индифферентизмом нем. общества, громил обывательскую трусость и мещанские интересы, обличал эгоизм и надменность немецк. дворянства, "честь которого заключается в презрении к народу и позор которого -- в свободе на-рода"; он издевался над капитализмом и Ротшильдом, побывавшим у папы, поцеловавшим ему руку и "высказывавшим в высокомилостивейших выражениях свое благоволение наместнику Петра" ("Ротшильды, -- пишет он, -- благороднее своего предка, Иуды Искариота. Тот продал Христа за
Стр.1