МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия»
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра «ветеринарно-санитарной экспертизы, патанатомии и гигиены»
Патоморфология воспалений
Методические указания к
лабораторно-практическим занятиям
для студентов по направлению подготовки
36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
Якутск – 2017 г.
Стр.1
УДК 619:616-091
Рецензент: Федорова П.Н., к.б.н., доцент
Составители: Томашевская Е.П., к.б.н., доцент
Утверждено методической комиссией факультета ветеринарной медицины
протокол № 3 от 18.02. 2017 г.
В методическом указании представлены сведения о методике изучения и
описания макро и гистологических препаратов по теме: воспаление раздела
общей патологической анатомии.
Методические указания составлены для студентов, обучающихся по
направлению подготовки 36.03.01 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза»,
факультета ветеринарной медицины, Методические указания могут служить
основой для самостоятельной подготовки студентов к занятию по данной
теме.
©Якутская государственная сельскохозяйственная академия, 2017 г.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей патологической анатомии является изучение общепатологических и
компенсаторно-приспособительных процессов, морфогенеза и патоморфологической
диагностики заболеваний животных, установления причин их смерти.
Знания по патологической анатомии значительно облегчают усвоение материала по
клиническим дисциплинам – терапии, хирургии, эпизоотологии, паразитологии,
акушерству и ветсанэкспертизе. Таким образом, она оказывает огромное влияние на
формирование у ветеринарных врачей клинико-анатомического мышления и воспитывает
у них материалистическое, диалектическое мировоззрение.
Прохождение курса патологической анатомии предусматривает изучение:
общей патологической анатомии, в которой изложены общепатологические
процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний;
отдельных болезней;
частной патологической анатомии, в которой изучают морфологию и патогенез
курса клинической анатомии (секционный курс), который предназначен для
клинического осмысливания патологоанатомических вскрытий, постановки диагноза и
заключения о причинах смерти животного;
курса судебной ветеринарной медицины, который преподают на основе знаний
юриспруденции, патологической анатомии и других специальных дисциплин с целью
установления истины морально-правовых отношений конфликтующих сторон.
Методические указания составлены для студентов факультета ветеринарной
медицины, изучающих общую патологическую анатомию животных.
Методические указания составлены с целью помочь студентам полнее использовать
предусмотренное расписанием время. Однако усвоение вынесенного на изучение
материала в условиях аудитории возможно только при предварительном ознакомлении с
теоретической стороной вопроса. Поэтому каждому занятию должна предшествовать
большая внеаудиторная самостоятельная работа с использованием учебника,
практикумов, атласов по патологической анатомии и лекционных конспектов. Кроме того,
изучая морфологическое проявление патологоанатомических процессов, нельзя
рассчитывать на успех без знания нормального гистологического строения и тканей.
Поэтому студент должен восстановить соответствующие знания по анатомии и
гистологии.
На каждом лабораторном занятии студент получает тему следующего занятия и
соответствующие к ней вопросы. Занятия начинаются с определения уровня
самоподготовки студентов путем их опроса и проверки домашних записей по теме. На это
отводится примерно 15 минут учебного времени. Работа с музейными макропрепаратами,
свежим боенским и секционным материалом проходит при активном участии студентов,
при этом преподаватель обращает их внимание на вид органа, размер (объем), форму,
окраску, консистенцию и внутренний рисунок его. Гистологические препараты студенты
изучают самостоятельно с помощью методических указаний, Вначале необходимо
проверить исправность и чистоту микроскопа, особенно оптики, в случае необходимости
протирают линзы чистой салфеткой, равномерно ярко освещает поле зрения и кладут
гистопрепарат на предметный столик покровным стеклом вверх.
Изучение гистопрепарата начинают с малого увеличения микроскопа
(об. 8, ок.
10), так как оно позволяет провести его обзорное исследование. Определяют орган или
ткань, отыскивают изменения в соответствии с
методическим указанием.
После обзорного исследования препарата переходят к изучению его при увеличении
(об. 40, ок. 10), обращая внимание на детали изменения клеток (ядра и цитоплазмы),
межуточного вещества, различных специальных структурных образований, кровеносных
сосудов и т.д. Изучение гистопрепарата завершается его зарисовкой. Обычно зарисовку
делают по комбинированной схеме; контуры измененных участков зарисовывают под
малым увеличением, а детали - при среднем увеличении.
Стр.3